Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование

В конституционном законодательстве не сформулировано понятие «избирательной системы». В тоже время в различных нормативно-правовых актах, постановлениях Конституционного Суда РФ находит свое отражение.

В научной юридической литературе «избирательная система» понимается в широком и узком смысле слова.

Избирательная система в широком смысле - это политико-правовая категория, представляющая собой результат фактических (как урегулированных нормами права, так и не урегулированных) общественных отношений по формированию органов власти в государстве посредством выборов.

Под избирательной системой в узком смысле слова в научной литературе понимают условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения

Многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система - это система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Она основана на системе персонального представительства во власти и применяется в одномандатных и многомандатных округах, имеет собственные разновидности.

Различают три основных вида мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания требуется получить более половины поданных по округу голосов (50% + 1). Первый недостаток мажоритарной системы абсолютного большинства состоит в том, что голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Второй недостаток системы заключается в том, что она нерезультативна. В случае если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов законодательство предусматривает проведение повторного голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие на общих выборов больше голосов относительно других кандидатов. В повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший больше голосов относительно другого кандидата. В Российской Федерации данный вид избирательной системы - мажоритарной системы абсолютного большинства применяется на президентских выборах. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, назначаются повторные выборы президента по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства – избранным считается кандидат, набравший большинство голосов относительно других кандидатов. Данная система всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство. Обычно при мажоритарной избирательной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам. Данный вид мажоритарной избирательной системы в России применяется для избрания 225 депутатов Государственной Думы, а также для формирования органов власти на региональном и муниципальном уровне.

Третьей - достаточно редкой - разновидностью является мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства. Так, кандидату на пост Президента Коста-Рики необходимо набрать 40% плюс один голос избирателей (ст. 138 Конституции). В Российской Федерации данная разновидность не применяется.

Пропорциональная избирательная система - это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, при которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении при условии преодоления избирательного барьера (заградительного пункта). Партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия, занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом.

Пропорциональная избирательная система применялась для избрания полного состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2007 и 2011 годах. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов одной из палат указанного органа) должны избираться по пропорциональной избирательной системе. Возможность применения пропорциональной системы предусматривается и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Можно сделать вывод о применении пропорциональной избирательной системы на всех уровнях публичной власти.

Главная проблема при такой системе заключается в том, что если делить мандаты строго пропорционально числу поданных голосов, то число мандатов практически всегда будет получаться дробным. Поэтому были разработаны методы избирательной квоты (избирательный метр, избирательное частное) - наименьшего числа голосов, необходимого для избрания одного кандидата. Определяется она различно. Одна из самых известных квота Хэра (имя ее создателя). В российскую избирательную практику внедрены методы д'Ондта и Империали, но каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки искажения пропорциональности при распределении мандатов.

Основной недостаток пропорциональной избирательной системы заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти.

С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарной системе, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Федеральный законодатель не оперирует понятием смешанная избирательная система, но при этом нормативно закрепляет избирательные процедуры, которые по своей сути составляют содержание смешанной избирательной системы. В тоже время Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, избирательные комиссии оперируют данным термином.

Поданной системе избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе, и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один - для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию. Такая система в Российской Федерации применялась на выборах в Государственную Думу первого – четвертого, седьмого созывов (1993, 1995, 1999, 2003, 2016 гг.), применяется в субъектах Федерации при избрании депутатов законодательных органов субъектов РФ и т.д. В 2014 году 22 февраля был принят ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», который вернул смешанную избирательную систему при избрании депутатов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) и 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: