Выборы в России: понятие, классификация, конституционные функции

 

Высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) являются референдум и свободные выборы. Выборы являются наиболее востребованной формой волеизъявления народа.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной и местной власти или наделения полномочиями должностного лица.

Понимание выборов законодателем значительно уже, беднее и по смыслу способствует сведению выборов к акту голосования.

Категория выборов многогранна и включают в себя три составляющие: политический, юридический и технологический. Политическая составляющая выборов представлена конкретной избирательной системой (избирательный процесс). Юридический элемент выборов выражается через систему юридических правил, устанавливающих порядок и гарантии осуществления избирательных действий на стадиях избирательного процесса (избирательное право). Технологический аспект предполагает оформление выборов в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса (избирательный процесс). Все три составляющие выборов отражают формальную или нормативную часть избирательного процесса.

Социальная ценность выборов выражается посредством политического самоутверждения граждан и политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающих его автономию, а также посредством юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти.

Юридическая природа выборов заключается в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, при котором избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы являются прямыми. Соответственно, в случае, если кандидат избирается не непосредственно избирателями, а представителями народа, выборы являются косвенными. В России в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 г. выборы являются прямыми.

В зависимости от уровня проведения выборов и избираемых органов и должностных лиц различают федеральные выборы (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы), региональные выборы (выборы высшего должностного лица субъекта РФ, депутатов законодательного органа субъекта РФ), муниципальные выборы (выборы главы муниципального образования, депутатов представительного органа местного самоуправления).

Непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, только для этого и создаваемой. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица - лишь одно из полномочий, входящих в его компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то такие выборы будут трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т.д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютный характер, она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

Выборы проводятся в установленные законом сроки.  Выборы, проводимые в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий органа или должностного лица. Такие выборы называются очередными. В случае же досрочного роспуска представительного органа, прекращения полномочий должностного лица, проводятся внеочередные выборы. Дополнительные выборы проводятся тогда, когда в результате отстранения, отставки или смерти депутата открывается вакансия в представительном органе. В подобных случаях их организуют в соответствующем избирательном округе.

Выборам присуще следующие функции: обеспечение легитимности власти, индикатор политической жизни и активности, показатель соотношения различных сил и интересов в обществе; средство отбора политических лидеров, важнейший элемент механизма обеспечения народовластия и демократического политического режима, способ формирования органов публичной власти, предотвращение общественно-политических кризисов, обеспечение преемственности и сменяемости, реформирования власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: