Создание институциональной структуры СНГ

Задание

Законспектируй лекцию и подготовите письменные (тезисы) ответы на вопросы:

 

1. Какие дискуссии происходят по поводу термина «постсоветское   пространство»?

2. Как происходило становление институциональной системы СНГ?

3. Выделите этапы формирования ОДКБ.

4. Как происходило становление российско-белорусского союза?

5. Покажите этапы эволюции блока ГУАМ.

6. Как развивались отношения России со странами ГУАМ?

7. Выделите этапы трансформации ЕврАзЭс в Евразийский союз.

 

Рекомендуемая литература

- Вардомский Л. Б. Новые независимые государства: сравнительные итоги социально-экономического развития. М.: Институт экономики РАН, 2012.

- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3 (16). С. 19– 29.

- Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты. М., 1995.

- Косов Ю., Торопыгин А. Содружество Независимых Государств. Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия. М.: Аспект Пресс, 2009.

- Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.

- Страны Таможенного союза: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. М., 2000.

- Южный фланг СНГ. Центральная Азия—Каспий—Кавказ: возможности и вызовы для России / М. М. Наринский, А. В. Мальгин (отв. редакторы). М.: Логос, 2003.

- Якушева Ю.В. Евразийский экономический союз: фундамент и перспективы интеграции // Евразия: аналитика и прогнозы. 2014. № 1(9).

С. 45– 52.

 

Справочники, словари, энциклопедии

Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. С-Петербург: Алейтейя, 2010.

 

Конспект лекции  

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

План

Создание институциональной структуры СНГ

Проблемы военной безопасности в СНГ

Развитие интеграции на территории бывшего СССР

Создание блока ГУАМ

Отношения России со странами ГУАМ

Создание Евразийского экономического союза

 

    Среди исследователей нет единства относительно правомерности использования понятия «постсоветское пространство». Приставка «пост» означает что-то последовавшее сразу за определенным событием, в данном случае демонтажем Советского Союза. В этом смысле термин «постсоветское пространство» корректно использовать только применительно к событиям первой половины 1990-х годов. Вместе с тем за минувшие четверть века другого термина для обозначения территории бывшего СССР исследователями предложено не было. В определенном смысле это пространство в самом деле продолжает оставаться «постсоветским», поскольку его развитие предопределяют процессы, запущенные в 1991 г.

Создание институциональной структуры СНГ

    Создание Содружества Независимых Государств (С Н Г) стало результатом неудачных переговоров по реформе Союзного договора 1922 г. (см. гл. 2). 8 декабря 1991 г. лидеры РС Ф С Р, Украинской С С Р и Белорусской С С Р зафиксировали в Беловежском соглашении намерение создать С Н Г. Другие союзные республики после колебаний присоединились к этому проекту. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего С С С Р подписали протокол об их присоединении к Беловежским соглашениям. Одновременно лидеры 11 республик (без участия Прибалтийских республик и Грузии) подписали Алма-Атинскую декларацию. Документ зафиксировал намерение всех республик создать институциональную структуру С Н Г.

    22 января 1993 г. на саммите в Минске был принят Устав С Н Г. Полностью его ратифицировали семь государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. При этом Белоруссия сделала оговорку относительно порядка участия в миротворческой деятельности, Узбекистан — относительно формулировок по проблеме прав человека. Азербайджан не был представлен на переговорах. Украина и Туркмения не подписали Устав. П резидент Туркмении С. Ниязов, правда, заявил о готовности его страны участвовать в работе некоторых органов Содружества без членства в Н Г, прежде всего Парламентской ассамблеи С Н Г. 26 августа 2005 г. Туркмения присоединилась к С Н Г в качестве ассоциированного члена. Молдавия подписала Устав в апреле 1994 г., но не ратифицировала его.

        

 

 

Устав С Н Г вступил в силу в январе 1994 г. Формальной столицей Содружества провозглашался Минск. Высшая политическая власть принадлежала Совету глав государств (С Г Г) и Совету глав правительств (С Г П) (хотя фактически оба эти органа были созданы еще 30 декабря 1991 г.). Законодательная власть принадлежала Межпарламентской ассамблее С Н Г, базирующейся в Санкт-Петербурге, которая призвана координировать законодательную политику стран Содружества. Исполнительная власть принадлежала Исполнительному секретариату С Н Г, который находился в Минске. Исполнительный секретарь С Н Г обладал правом законодательной инициативы, позволявшим ему предлагать законы на рассмотрение национальным парламентам стран Содружества.

    24 сентября 1993 г. страны С Н Г подписали Договор о создании экономического союза. Документ предусматривал, что экономическая интеграция в Содружестве пройдет в своем развитии три этапа по образцу европейской: платежный союз, таможенный союз, введение единой валюты. Для реализации соглашения был создан Межгосударственный экономический комитет экономического союза. 15 апреля 1994 г. президенты стран С Н Г подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Однако оба этих договора в действие не вступили. Большинство стран С Н Г осуществляли в первой половине 1990-х годов выход из рублевой зоны, последовательно вводя свои национальные валюты. С оглашения такого типа называются холодными договорами.

  Холодный договор — документ, перспективы реализации которого нереалистичны в момент его подписания.

    На Московском саммите глав государств 28 марта 1997 г. президент 

Б. Н. Ельцин, занимавший пост председателя СНГ, презентовал стратегию экономической интеграции в рамках Содружества. На саммите была принята десятилетняя стратегия экономического развития СНГ, которая предусматривала реализацию соглашений 1993– 1994 гг. В документе использовался термин «разноуровневая и многоскоростная интеграция», позаимствованный из решений Эдинбургского саммита Евросовета 1992 г. (см. гл. 13). В Кремле, судя по открытым источникам, надеялись, что использование этой гибкой формулы позволит сохранить хотя бы относительное единство С Н Г.

    Но на Кишиневском саммите 23 октября 1997 г. президенты Белоруссии, Грузии и Казахстана выступили с критикой С Н Г. На неформальном саммите в Форосе 7 августа 1998 г. президенты Грузии, Молдавии, Узбекистана, Украины, а также представитель президента России В. С. Черномырдин договорились сократить полномочия Исполкома С Н Г. 2 апреля 1999 г. С Г Г постановил объединить Исполнительный секретариат С Н Г, аппарат Межгосударственного экономического комитета экономического союза, рабочие аппараты ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов в единый постоянно действующий орган — Исполнительный комитет С Н Г. В отличие от Исполнительного секретариата С Н Г он не имел права законодательной инициативы. Фактически с конца 1997 г. пространство бывшего С С С Р распалось на три группы стран, ориентированных на:

n развитие интеграционных проектов с Россией в той или иной форме (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан);

n балансирование между Россией и другими великими державами (Узбекистан, Туркмения, Армения);

n противостояние России и блокировку российских проектов (страны Г У АМ — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: