Отношения России со странами ГУАМ

Неудача проекта Г У АМ во многом объясняется способностью Москвы проводить дифференцированную политику в отношении этих стран. Наиболее благоприятно складывались отношения с Азербайджаном, который с конца 1990-х годов отказался от конфронтации с Россией. В 1997 г. стороны заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, в 2002 г. — С оглашение о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции; в 2003-м — межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В начале 2000-х годов был подписан пакет российско-азербайджанских документов о сотрудничестве по линии министерств внутренних дел, включая взаимодействие в области борьбы с терроризмом. П осле прихода к власти президента И. Алиева в 2003 г. Азербайджан перестал участвовать в работе Г У АМ.

Более конфликтно развивались отношения России с Грузией. В середине 1990-х годов стороны еще пытались следовать партнерскому вектору отношений. 15 сентября 1995 г. премьер-министр России В. С. Черномырдин подписал в Тбилиси договоры о российских военных базах в Грузии и о правовом статусе российских и грузинских граждан, проживающих на территории обеих стран. 19 марта 1996 г. президенты Э. А. Шеварднадзе и Б. Н. Ельцин подписали Совместную декларацию о развитии торгово-экономического сотрудничества. 17 января 1997 г. было подписано межправительственное соглашение о реструктуризации задолженности Грузии по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией.

Однако в грузинском обществе были сильны антироссийские настроения из-за присутствия российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, а также отказа Государственной думы РФ ратифицировать договор 1994 г. между обеими странами. Оппозиция обвинила президента Э. Шеварднадзе в попытках превратить Грузию в «российский протекторат». Грузинский парламент 2 октября 1996 г. принял постановление, в котором ратификация Договора о российских военных базах 1995 г. ставилась в непосредственную зависимость от урегулирования конфликта в Абхазии и обеспечения российской стороной «восстановления суверенитета Грузии над всей ее территорией». В противном случае не исключалась возможность вывода российских войск. В ноябре 1996 г. грузинская сторона поставила перед директором ФПС России А. Николаевым вопрос о пересмотре С оглашения о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия» от 3 февраля 1994 г. Стороны договорились привести его в соответствие с законодательством Грузии.

    Конфликтность в двусторонних отношениях усилилась в августе 1997 г. из-за провозглашения С Ш А Каспийского моря зоной своих жизненных интересов. Администрация Э. Шеварднадзе увидела в этом возможность получения поддержки со стороны Вашингтона. В 1999 г. руководство Грузии активно поддерживало проект нефтепровода «Баку—Тбилиси—Джейхан», а затем фактически и деятельность части чеченских сепаратистов. Э то привело к усилению напряженности между странами, завершившейся «пятидневной войной» 2008 г.

 Российско-грузинские отношения постепенно утратили свою самостоятельность, превратившись в сферу опосредованного соперничества России и США.

После окончания «пятидневной войны» 2008 г. роль посредника между Россией и Грузией попыталась взять на себя ОБС Е. Н о Женевские переговоры закончились неудачей: предложенный ОБС Е 26 июня 2010 г. проект соглашения о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией не был подписан. Ситуация изменилась после победы на парламентских выборах 1 октября 2012 г. блока Бидзины Иванишвили, который выступал за возобновление диалога с Россией. В декабре 2012 г. стал действовать переговорный формат между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и спецпредставителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. В Тбилиси надеялись восстановить экономические контакты с Россией и обеспечить ее нейтральное отношение к Договору об ассоциации Грузии и Е С, в Москве — предотвратить размещение военной инфраструктуры Н АТ О на грузинской территории, сделав Грузию де-факто нейтральной страной. В июне 2013 г. Россия вновь разрешила экспорт грузинского вина, а в декабре 2015 г. ослабила введенный в 2000 г. визовый режим для Грузии. (Хотя дипломатические отношения не были восстановлены.)

Но Россия подписала союзные договоры с Абхазией (24 ноября 2014 г.) и Южной Осетией (18 марта 2015 г.). Весной 2015 г. в грузинской элите произошел раскол между сторонниками продолжения и свертывания диалога с Кремлем. 26 августа 2015 г. Грузию посетил генеральный секретарь Н АТО Й. Столтенберг. В ходе визита он обсудил с руководством страны, включая президента Георгия Маргвелашвили, возможность предоставления Грузии индивидуального плана действий по членству в Н АТО. Одновременно Й. Столтенберг участвовал в открытии военноучебного центра Грузия–НАТО в пригороде Тбилиси Крцаниси. Россия в ответ приостановила переговоры в формате «Карасин– Абашидзе».

    В отношениях с Украиной российская сторона пыталась проводить осторожную политику. Е е целью было вовлечение Киева в интеграционные проекты в С Н Г. Самой болезненной точкой в этих отношениях оставался «черноморский вопрос». В феврале 1991 г. была воссоздана Крымская АС С Р в составе Украинской С С Р. В городах автономии возникли организации, добивавшиеся ее отделения от Украины и вхождения в состав РФ. На выборах президента К рыма в 1994 г. эти силы добились успехов. Новый президент   

Ю. Мешков стал выступать за передачу Крымского полуострова России. В ответ 17 марта 1995 г. президент Л. Кучма временно приостановил действие конституции Крымской автономии 1992 г. и добился смещения Ю. Мешкова.

Российская сторона попыталась выстроить диалог с Киевом. 9 июня 1995 г. президенты Б. Н. Ельцин и Л. Кучма подписали в С очи соглашение о разделе Черноморского флота в пропорции «2 + 1» (две трети флота России и одна треть Украине). 28 мая 1997 г. состоялось подписание трех российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту, в основу которых был положен принцип совместного использования военно-морских баз вооруженными силами обеих стран. Российский Черноморский флот получал право базирования в Севастополе и Балаклаве до 2017 г. Российская сторона не стала высказывать претензий на К рым. Э то позволило украинской стороне в 1998 г. урезать автономию Крымской республики.

Это интересно Осенью 1996 г. в российско-украинских отношениях возник дипломатический кризис. Мэр Москвы Ю. М. Лужков развернул общественную кампанию относительно принадлежности Севастополя России. Его сторонники ссылались на тот факт, что Севастополь был городом союзного подчинения и, следовательно, на него не распространялись решения Верховного Совета С С С Р 1954 г. о передаче Крымской области УС С Р. 20 ноября 1996 г. советник президента России Д. Рюриков назвал Украину «искусственным образованием». Позиции Ю. М. Лужкова и Д. Рюрикова поддержал 5 декабря 1996 г. Совет Федерации РФ. Севастополь был временно включен в вечерние метеосводки российских городов на федеральных телеканалах. Поддержку Украине оказали ведущие страны НАТО. Министр обороны США У. Перри заявил, что невозможно переоценить значение существования Украины как самостоятельного государства для безопасности и стабильности в Европе. Канцлер Германии Г. Коль указал, что «больше никто не сможет оспаривать независимость и территориальную целостность Украины».

    31 мая 1997 г. президент России Б. Н. Ельцин и президент Украины Л. Д. Кучма подписали в Москве договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который парламенты обеих стран ратифицировали лишь в конце 1998 г. В договоре было зафиксировано отсутствие у обеих сторон претензий, в том числе территориальных, друг к другу, что означало окончательное разрешение вопроса о принадлежности К рыма в пользу Украины. 28 января 2003 г. во время визита П резидента РФ В. В. Путина в Киев был подписан договор о государственной границе, определивший линию сухопутной границы между двумя странами на всем ее протяжении от Азовского моря до границ с Белоруссией.

Неопределенность сохранялась только в вопросе о косе Тузла в Керченском проливе, фактически находящейся под контролем Украины. Остров Т узла отделен от Крымского полуострова судоходным каналом, а от России — мелководным каналом для рыбацких лодок. В сентябре 2003 г. власти Краснодарского края начали строительство дамбы от Таманского полуострова до острова Т узла под предлогом предотвратить размывание береговой полосы. Строительство было остановлено в октябре 2003 г. после встречи президентов В. В. Путина и Л. Д. Кучмы, подписавших Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

После прихода к власти президента В. И. Ющенко в российско-украинских отношениях возросла напряженность, носившая главным образом эмоциональный характер. Наиболее серьезной оказалась проблема «газовых конфликтов», которые фактически стали центром двусторонних отношений (см. гл. 10). Тревогу в Москве вызывали также регулярные сигналы из Киева о намерении развивать военное партнерство с Н АТ О и не продлять в 2017 г. соглашение о базировании Черноморского флота.

Большие надежды в России возлагали на приход к власти в феврале 2010 г. нового президента Украины В. Ф. Януковича. 21 апреля 2010 г. премьер-министры Н. Азаров и В. Путин подписали в Харькове пакет соглашений о порядке формирования цен на газ и продлении сроков базирования Российского Черноморского флота в К рыму до 2042 г. До конца 2013 г. эти соглашения стали фактической основой двусторонних отношений. Вместе с тем России не удалось добиться замораживания участия Украины в программе Е С «Восточное партнерство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: