Проблемы военной безопасности в СНГ

    Распад С С С Р не привел к коллапсу системы обеспечения военной безопасности. Еще при подписании Алма-Атинской декларации 21 декабря 1991 г. страны С Н Г договорились сохранить объединенное командование стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. В декларации также фиксировалось уважение сторон к государствам, стремящимся достичь статуса безъядерной и (или) нейтральной страны. На основе Алма-Атинской декларации было создано Временное командование стратегических сил С Н Г. Его основной задачей стал вывод ядерного оружия с территории Белоруссии, Казахстана и Украины.

    Вместе с тем лидеры бывших республик С С С Р 30 декабря 1991 г. заявили о намерении создать национальные вооруженные силы. С охранить общее командование для вооруженных сил стран С Н Г оказалось невозможно. Поэтому российское руководство попыталось сохранить единую систему военной безопасности в С Н Г. Э то предложение нашло поддержку республик Средней Азии, которые опасались эскалации Таджикского конфликта и нового обострения ситуации в Афганистане.

    15 мая 1992 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДК Б) сроком на пять лет с возможностью его последующего автоматического продления. В 1993 г. к нему присоединились Азербайджан и Грузия. Молдавия и Туркмения договор не подписали. Украина также не подписала договор, но добилась для себя статуса наблюдателя в ДК Б. Ташкентский договор вступил в силу в апреле 1994 г.

Это важно

По ряду формулировок Ташкентский договор напоминал Вашингтонский договор 1949 г. В ст. 4 говорилось, что нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них всех. Вместе с тем Ташкентский договор содержал три условия, которые серьезно ослабили его. Во-первых, в документе не прояснялось, что следует понимать под нападением: только агрессию внешних сил или в это понятие включается конфликт участников ДКБ друг с другом. Во-вторых, в договоре не был описан механизм принятия решений об оказании военной помощи, что делало его похожим на декларацию. В-третьих, ст. 1 разрешила участникам договора свободное развитие отношений со странами, не входящими в Ташкентский договор, если последние не являются враждебными ему. Это положение теоретически позволило создавать механизм военного присутствия других держав на территории стран СНГ.

 

 

    Для укрепления Ташкентского договора были приняты два документа. 10 февраля 1995 г. главы государств С Н Г подписали в Алма-Ате Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств, который гарантировал их территориальную целостность. 26 мая 1995 г. страны—участницы Ташкентского договора (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) подписали в Минске Договор о сотрудничестве в области охраны военных границ. Части Федеральной пограничной службы России должны были продолжать охранять внешние границы участвующих в договоре государств. Грузия, Киргизия и Узбекистан не ратифицировали это соглашение. В 1999 г. пограничное присутствие России по настоянию принимающих сторон было свернуто в Туркменистане и Грузии.

Россия стала развивать военное сотрудничество с отдельными странами Ташкентского договора:

n с Таджикистаном были подписаны Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (25 мая 1993 г.) и Договор о статусе в условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (16 апреля 1999 г.);

n с Казахстаном — Договор о двустороннем военном сотрудничестве, пакет соглашений о военно-техническом сотрудничестве и С оглашение о закрытии Семипалатинского ядерного полигона (28 марта 1994 г.);

n с Узбекистаном — Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (30 мая 1992 г.) и Декларация о развитии всестороннего сотрудничества (30 марта 1994 г.);

n с Белоруссией — соглашение о военно-техническом партнерстве, регламентирующее порядок аренды военных объектов на белорусской территории (6 января 1995 г.);

n с Грузией — пакет соглашений об условиях размещения российской военной инфраструктуры на грузинской территории (1993– 1994 гг.) Сложнее развивались отношения с Арменией. 21 декабря 1991 г. был подписан российско-армянский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, но Государственная дума РФ не ратифицировала его. В 1995 г. Россия и Армения заключили договор о сохранении российской базы в Армении сроком на 25 лет. 29 августа 1997 г. между Россией и Арменией был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

    Это интересно   У частники ДК Б стремились, однако, частично сбалансировать взаимодействие с Россией. В 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан присоединились к программе Н АТ О «Партнерство ради мира». В 1995 г. в рамках данной программы был создан действовавший под эгидой ООН Центральноазиатский батальон с участием подразделений Казахстана, Узбекистана и Киргизии. В августе 1999 г. узбекские и киргизские подразделения участвовали в военных маневрах на территории С Ш А.

В 1999 г. Ташкентский договор был продлен на пять лет. И з круга его участников вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Украина к этому времени фактически прекратила взаимодействие со странами—участницами ДК Б. Российская сторона стала разрабатывать меры по усилению договора. Толчком к этому послужило появление американского военного присутствия в Центральной Азии.

 

    Переломным моментом стало заседание в Кишиневе С Г Г Содружества 7 октября 2002 г. По его итогам шесть стран ДК Б (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) заявили о намерении создать на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДК Б) и подписали проект ее устава. 29 апреля 2003 г. на саммите в Душанбе эти шесть стран постановили создать постоянно действующий секретариат ОДК Б со своим бюджетом и штатом сотрудников. Решениями Совета предусматривалось создание объединенного штаба и коллективных сил быстрого развертывания, в состав которых каждая страна обязалась выделить по одному батальону воинских контингентов. К этому времени пять стран ОДК Б уже ратифицировали ее устав. 15 мая 2003 г. его ратифицировала и Государственная дума РФ.

Создание ОДК Б позволило укрепить российское присутствие в Центральной Азии. Россия и Казахстан подписали Соглашения о совместном планировании применения вооруженных сил (2003) и Договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам (2004). В Киргизии Россия создала военную авиабазу для Коллективных сил быстрого реагирования. С Таджикистаном в 2004 г. были подписаны соглашения о преобразовании 201-й дивизии в военную базу и аренде Россией оптико-электронного узла «Нурек». С Узбекистаном заключили Договор о стратегическом партнерстве (2004) и Договор о союзнических отношениях (2005), предусматривавшие оказание взаимной помощи в случае внешней агрессии. 16 августа 2006 г. в С очи было подписано соглашение о присоединении Узбекистана к ОДК Б.

           Это интересно

Еще в 2000 г. по решению Совета глав государств С Н Г был создан Антитеррористический центр С Н Г с целью координации деятельности спецслужб в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Центр не вошел в состав ОДК Б, хотя стал тесно взаимодействовать с его структурами.

4 февраля 2009 г. на саммите в Москве лидеры стран ОДК Б одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (К С ОР). Эти силы предусматривалось использовать для отражения военной агрессии, проведения специальных операций в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. От подписания документов воздержался Узбекистан. 20 октября 2009 г. президент Белоруссии А. Лукашенко вопреки первоначальной позиции подписал документы.

Создание К С ОР позволило странам ОДК Б проводить совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп. На границе с Афганистаном под эгидой ОДК Б стала проводиться международная комплексная антинаркотическая операция «Канал». В 2009 г. были впервые осуществлены мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием «операция П РОК С И» («Противодействие криминалу в сфере информации»).

Вместе с тем в рамках ОДК Б существовали серьезные разногласия по проблеме миротворчества. 7 апреля 2010 г. в Киргизии в результате волнений был свергнут президент К. Бакиев, что повлекло за собой коллапс государственной власти, а затем и обострение противостояния киргизского и узбекского населения. 14– 17 июня 2010 г. по инициативе президента Д. А. Медведева был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. Новый президент Киргизии Р. Отунбаева обратилась к П резиденту России Д. А. Медведеву с просьбой ввести в страну части К С ОР. Однако страны ОДК Б отказались принять такое решение. П осле этого с критикой организации выступили президенты Белоруссии и Узбекистана.

Россия при поддержке Казахстана попыталась усилить ОДК Б. 10 декабря 2010 г. главы государств Организации подписали Заявление о миротворческих силах ОДК Б, зафиксировавшее наличие собственного миротворческого потенциала и готовность Организации предоставлять миротворческие силы в распоряжение С Б ООН. 12 августа 2011 г. на неформальном саммите в Астане главы государств ОДК Б договорились, что миротворческие силы могут помогать странам-участникам организации в случае серьезных внутригосударственных конфликтов по приглашению правительства соответствующей страны. (Официально это решение было закреплено 20 декабря 2011 г.). 28 сентября 2012 г. Секретариат ОДК Б и Департамент операций ООН подписали Меморандум о взаимопонимании, по условиям которого силы ОДК Б могут быть задействованы в миротворческих операциях ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: