Создание Евразийского экономического союза

    В начале 2010-х годов в России усилились настроения в пользу развития интеграции на постсоветском пространстве. Такой формой стал проект Евразийского союза. Впервые его в марте 1994 г. презентовал президент Казахстана Н. Назарбаев. Он предложил стать членами Евразийского союза первоначально пяти республикам бывшего С С С Р: России, Казахстану, Белоруссии, Киргизии, Таджикистану. Осенью 2011 г. этот проект был реанимирован премьер-министром России В. В. П утиным. 3 октября 2011 г. в программной статье в газете «Известия» он заявлял, что преобразование Таможенного союза в Евразийский союз станет основой его внешнеполитической стратегии. 17 мая 2012 г. председатель Госдумы РФ С. Нарышкин сообщил, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза.

На первый взгляд речь шла о преобразовании Таможенного союза и/или Е врАзЭ С в более интегрированное объединение. 1 июля 2012 г. вступили в силу соглашения о создании Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии, заменяющей комиссию Таможенного союза. (Последнее подтверждало тот факт, что Москва выступает за распространение в будущем Таможенного союза на весь Е врАзЭ с.)

Однако Кремль попытался реализовать расширенный вариант Евразийского союза. 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге Совет глав правительств С Н Г подписал Договор о зоне свободной торговли. Договор заменил ряд многосторонних и около 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества. В 2012 г. его ратифицировали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

П резидент В. В. Путин, вернувшись в Кремль в мае 2012 г., приступил к реализации проекта Евразийского союза. Прежде всего российская дипломатия попыталась вовлечь в него Узбекистан. 4 июня 2012 г. президент В. В. Путин посетил Ташкент, где подписал пакет документов о стратегическом партнерстве. Такой шаг вызвал недовольство в Таджикистане, который традиционно считал себя ключевым стратегическим союзником России. 28 июня 2012 г., т.е. всего через три недели после визита В. В. Путина, Ташкент заявил о приостановке членства в ОДКБ. В Кремле это было воспринято как отказ узбекской стороны от июньских соглашений.

Н е удалось подключить к проекту Евразийского союза и Азербайджан. Консультации между Москвой и Баку по этой проблеме велись с марта 2012 г. Н о 3 июля 2012 г. глава Государственного таможенного комитета Азербайджана Айдын Алиев сообщил, что его страна не планирует вступать в Таможенный союз. Ситуацию не изменил визит в Баку председателя Государственной думы РФ С. Нарышкина 6– 9 июля 2012 г. Президент И. Алиев только заявил, что его страна внимательно следит за развитием Таможенного союза.

    Украина также не выразила желания участвовать в новом объединении. 30 июля 2012 г. Верховная рада ратифицировала соглашение о создании зоны свободной торговли в С Н Г. 11 сентября 2012 г. администрация президента Януковича заявила, что изучает только вариант секторального сотрудничества с Таможенным союзом по формуле «3 + 1». Ситуацию не изменил и торжественный визит Владимира Путина в Киев 27 июля 2013 г. Украинская сторона продолжала, несмотря на недовольство Москвы, переговоры о заключении договора об ассоциации с Е С (см. гл. 21).

29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) президенты России, Белоруссии, Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Документ вступил в силу с 1 января 2015 г. На следующий день к договору присоединилась Армения. 12 августа 2015 г. к договору присоединилась Киргизия. Евразийский союз начал работать как обновленный вариант Е врАзЭ С.

Вывод

 За минувшие четверть века территория бывшего Советского Союза не сохранилась как единое пространство. Созданное в 1991 г. Содружество Независимых Государств (СНГ) оказалось не реальным интеграционным проектом, а скорее механизмом «цивилизованного развода» союзных республик. Во второй половине 1990-х годов на постсоветском пространстве стали возникать прообразы новых интеграционных проектов. Отношения между ними носили не мирный, а во многом конфликтный характер. Ситуация осложнялась активной политикой других держав на территории бывшего СССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: