Миометрий – это_______________________________________________.
Тонус и сократительная активность миометрия регулируются нервной системой и гормонами. В мембране гладкомышечных клеток миометрия находятся М-холинорецепторы (парасимпатическая НС) и В2-адренорецепторы (симпатическая НС). Стимуляция М х/р миометрия приводит к_________________ сократимости миометрия, а стимуляция в2-а/р к______________________________________________________________________.
Гормоны окситоцин, эстрогены, простагландины оказывают ______________
действие на сократительную активность, а прогестерон__________________
Лекарственные средства, действующие на сократительную активность и тонус миометрия делят на группы: утеромиметики___________________________________________
утеротоники - ________________________________________________
_______________________________________________________________,
токолитики_____________________________________________________.
Токолитики применяют для _____________________________ беременности.
Утеротоники применяют для _________________________________________________.
Задание № 2 ВЫПИСАТЬ РЕЦЕПТЫ
1. 10 ампул окситоцина по 1 мл в ампуле Назначить по 1 мл(5ЕД) в/в кап на глюкозе
|
|
2. 10 ампул 0.02% раствора эргометрина малеата по 1 мл, для в/м введения
3. 10 ампул динопростона по 0.001 по ампуле. Назначить в/в кап. На 5% глюкозе
4. 40 табл партусистена по 0.005 Назначить по 2 табл х3 раза в день
5. 10 ампул 2% раствора но-шпы по 2 мл в ампуле Назначить по 2 мл в/м х 2 раза в день
6. 10 ампул масляного 2.5% раствора прогестерона по 1 мл в ампуле. Назначить
по 1 мл в/м
Задание № 3 Заполните схему
ЛС, действующие на миометрий |
Препараты: 1._______________ 2._______________ 3._______________ 4._______________ |
Препараты: 1.__________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________ |
Препараты: В-а/миметики___________________ М-х/блокаторы__________________ Гестагенны ____________________ Витамины_____________________ Миотропные____________________ |
Задание для самоконтроля ЗАПОЛНИТЬ КЛАССИФИКАЦИОННУЮ ТАБЛИЦУ
Знаком + или – обозначить свойства препарата
Свойства Препарата | Окси тоцин | Питу итрин | Сальбута мол | Эргомет рин | Дино Прост | Про гестерон | Токо ферол | Но- Шпа |
1. в – адреномиметик | ||||||||
2.Гормон задней доли гипофиза | ||||||||
3. Препарат спорыньи | ||||||||
4. Витаминый препарат | ||||||||
5. Гестаген | ||||||||
6. Простагландин | ||||||||
7. Спазмолитик | ||||||||
8. Вызывает ритмические сокращения миометрия | ||||||||
9. Снимает спазм шейки матки | ||||||||
10. Повышает тонус матки | ||||||||
11.Снижает тонус и сократимость матки | ||||||||
12. Применяют при слабой родовой деятельности | ||||||||
13. Применяют при маточных кровотечениях | ||||||||
14. Применяют для инволюции матки после родов | ||||||||
15. Применяют при чрезмерной родовой деятельности | ||||||||
16. Применяют при при угрозе преждевременных родов | ||||||||
17. Применяют при угрозе выкидыша (в ранние сроки) | ||||||||
18. Применяют для прерывания беременности в поздние сроки | ||||||||
19. Вводят перорально | ||||||||
20. Вводят в/в капельно | ||||||||
21. Вводят в/м | ||||||||
22. Вводят в/ маточно |
|
|
Оценка, подпись ____________________
Тема 20 Гормональные препараты, их синтетические аналоги и антагонисты
Цель: изучить лекарственные средства, действующие на уровне эндокринной системы (гормональные средства и их антагонисты)
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. Номенклатуру основных гормональных препаратов, их групповую принадлежность, формы выпуска, пути введения 2. Действия гормональных препаратов и их антагонистов на органы-мишени. 3. Побочные эффекты и осложнения гормональной терапии. 4. Меры по предупреждению и уменьшению побочных эффектов. 5. Иметь представление об йододефицитных заболеваниях (ЙДЗ) | 1. Выписывать рецепты на основные препараты изучаемых групп 2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных. 3. Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств. 4. Давать рекомендации пациенту по применению лекарственных средств. |
Задание № 1 Заполните пропуски:
Гормоны – это____________________________________________________
Щитовидная железа синтезирует гормоны ______________;_______________;
_________________. Тиреоидные гормоны (Т3 и Т4) активируют все виды обмена веществ (белкового, жирового, углеводного), ____________ рост и развитие. Для синтеза тиреоидных гормонов (Т3 и Т4) необходим ________, который человек получает с________________________________. При недостатке _____________, снижается синтез гормонов Т3 и Т4 и развиваются ЙДЗ__________________________________________________.
Особенно опасен дефицит йода для детей, это приводит к________________
___________________________________. Для профилактики ЙДЗ надо ежедневно употреблять продукты, богатые __________, это- _____________
_________________________________________________________________.
Гипофункция щитовидной железы проявляется у взрослых _____________,
А у детей ______________. С заместительной целью при гипотиреозе применяют синтетический аналог гормона Т4____________________ в форме ______________________.
Гиперфункция щитовидной железы проявляется _____________ болезнью (
Гипертиреозом) Для лечения гипертиреоза применяют антитиреоидные ЛС.
К ним относится препарат__________________________, его применяют ________ форме _____________, ______ еды. Он ______________синтез Т3 и Т4.
При его применении возможны побочные эффекты ____________________
_________________________________________________________________
В регуляции кальция и фосфора в организме человека принимают участие два гормона – гормон щитовидной железы _________________, он _________
содержание кальция в крови и гормон паращитовидной железы ___________
___________, он _______________ содержание кальция в крови.
Также в регуляции фосфорно-кальциевого обмена участвует витамин ______.
При гипофункции паращитовидных желез содержание кальция в крови __________ и возникают судороги – тетания. С заместительной целью при тетании вводят препарат _________________ и препараты ______________, которые вводят внутривенно.
Задание № 2 Запишите ответы на вопросы:
1. Какое действие оказывает инсулин на углеводный обмен?______________
|
|
На белковый обмен?_________________________________________________
На жировой обмен?_________________________________________________
2. Что происходит при недостаточной продукции инсулина?______________
3. Чем заканчивается тяжелая форма сахарного диабета при отсутствии лечения?__________________________________________________________
4. В каком году и кем впервые был получен препарат инсулина?___________
5. Как делят препараты инсулина по длительности действия? Перечислите препараты каждой группы ___________________________________________
6. Как дозируется и вводится инсулин?_________________________________
__________________________________________________________________
7. Какие вы знаете побочные эффекты инсулина?_______________________
_________________________________________________________________.
8. Какие рекомендации вы дадите человеку с инсулинзавизимым сахарным диабетом для предупреждения побочных эффектов инсулина?__________
_______________________________________________________________
9. Какие вы знаете синтетические гипогликемические средства для приема внутрь? Когда их используют?_____________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
Задание № 3 Решите ситуационные задачи
Задача № 1
Ребенок 14 лет, страдает сахарным диабетом 1 тип, находясь на занятиях в школе, почувствовал слабость, головокружение, потливость, сильное чувство голода. Медсестра при опросе выяснила, что после иньекции инсулина утром он не успел позавтракать. Каковы должны быть действия медсестры?
_________________________________________________________________
Задача № 2
Какие лекарственные средства должна подготовить медицинская сестра для оказания медицинской помощи при гипогликемической коме?
________________________________________________________________
Задание № 4 Заполните таблицу. Впишите названия ГК
ГК пероральные и иньекционные | 1. П____________________________ 2. М___________________________ 3. Д____________________________ 4. Б____________________________ |
ГК ингаляционные | 1. П_____________________________ 2. И_____________________________ 3. Ф____________________________ |
ГК местного действия | 1. Ф… |
2. Б… |