Маркировка алкогольных напитков

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку либо товар, а также другие вспомога­тельные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя ин­формации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товаров.

Требования к производственной маркировке алкоголь­ных напитков регламентируются Федеральными законами "О защите прав потребителей", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", а также постановлениями прави­тельства и действующими стандарта­ми "Упаковка, маркировка, транспортирование и хране­ние" (ГОСТ 12545-81 "Водки и водки особые"; ГОСТ 4827-70 "Изделия ликеро-водочные"; ГОСТ 5575-76 "Ви­на").

Производственная маркировка должна быть четкой, позво­ляющей установить организацию-изготовителя. Носителями производственной маркировки являются этикетки и их разно­видности кольеретки, которые наклеивают на бутылку, а иног­да и на колпачки.

Несмотря на то, что единство маркировки относится к обяза­тельным требованиям, в последнее время требования действую­щих стандартов нередко нарушаются. В стандартах преду­сматривается указание следующих реквизитов: наименования предприятия-изготовителя и изделия; крепости, % об.; содер­жания сахара; вместимости бутылки, л; обозначения стандарта на продукцию.

Несколько несовременны требования указания розничной цены (цены договорные и быстро меняющиеся) и наименования организации, в систему которой входит предприятие – изготовитель.

Кроме названных реквизитов, общих для всех алкогольных напитков, в маркировке вин предусматривается указание товарного знака, даты розлива (на оборотной стороне этикет­ки).

Наименование предприятия, производившего розлив, ука­зывается на лицевой и оборотной сторонах этикетки или от­тиском на колпачке, который надевается на горлышко бу­тылки.

Этикетку-кольеретку с соответствующей надписью наклеива­ют на бутылки с выдержанным ликером. На обороте этикеток компостером или штампом наносят номер бригады и дату роз­лива.

Для ликеро-наливочных изделий применяют иногда наплавление этикеток на стекло. В этом случае номер бригады и дату розлива проставляют на колпачке. Кроме того, на колпачке могут быть указаны наименование изготовителя или его фир­менный знак (например, зубр для водки завода "Крис­талл").

Этикетки могут быть привязаны к горлышкам графинов.

Языковая доступность информации об алкогольных напитках на маркировке ранее предусматривалась только в стандарте на вина.

С принятием Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алко­гольной продукции" требование доступности информации распространилось на все алкогольные напитки. Так, в ст. 11 упомянутого закона указывается: "Реализуемая в розничной сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается ин­формацией на русском языке о сертификации, о коде изготови­теля, о знаках соответствия, о наименованиях государственных стандартов, обязательным требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, о со­ставе, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противо­показаниях к применению". Следовательно, надписи на иностранных языках на маркировке являются нару­шением закона, что влечет за собой административную ответст­венность.

Кроме обязательных требований, маркировка напитков может содержать дополнительную страну и/или место происхождения. фирменные знаки — обыкновенные и престижные (например, медали, полученные на национальных и международных выставках и показанные на этикетках.

Маркировка этикеток знаком соответствия является од­ним из способов подтверждения соответствия, при этом не требуется наличие сертификатов соответствия либо их первой ко­пии или штампа на товарно-транспортной накладной. На бутылки с вином наклеивают этикетку с указанием товарного знака, наименования продукции, предприятия - изготовителя и его вышестоящей организации, объемной доли этилового спирта, массовой концентрации сахара (для вина, кроме сухого). а горлышко бутылок наклеивают кольеретку с указанием: для марочных вин — срока выдержки и "марочное" (рис. 4); для коллекционных вин — года урожая винограда, из которого приготовлено вино; для коньяка — количества звездочек и наименования коньяка; для бутылочного шампанского — года тиража На бутылки с коллекционными винами и коньяками наклеивают дополнительную этикетку-кольеретку с указанием
"коллекционное" или "коллекционный" и срока дополнительной выдержки коллекциях.

В странах ЕС для характеристики высококачественных вин, произведенных в определенных районах, введено поня­тие V.Q.P.R.D. В эту группу включены все лучшие вина Ита­лии, Германии, Швейцарии и ряда других стран, входящих в ЕС. На этикетках этих вин не ставят слово "вино". На ней указывают определенный район производства, затем знак ка­тегории высокого качества в зависимости от страны (А. О. С. или U.D.Q.S. — во Франции; Д.О.К. — вина конт­ролируемого происхождения — в Италии; Cabinet, Auslese — в Германии), объем вина в бутылках, хозяйство или предприятие, производящее розлив вина, спиртуозность, страну, в которой произведено вино. Обязательно обозначают год урожая.

На этикетках простых категорий вин обязательно должно быть слово "вино". Затем указывают спиртуозность, номиналь­ную вместимость бутылки, место розлива вина, название реги­она, страны.

Импортные вина, поступающие в Россию из других стран, дол­жны иметь наклонную на пробку акцизную марку, а вина из стран СНГ — специальную марку.

На бочки с вином наносят следующие дополнительные обозна­чения: наименование вина, инвентарный номер бочки, дату розлива — год, месяц, число; на ящики — наименование вина, ко­личество и вместимость бутылок, дату упаковки — год, месяц, число.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: