Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку либо товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товаров.
Требования к производственной маркировке алкогольных напитков регламентируются Федеральными законами "О защите прав потребителей", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", а также постановлениями правительства и действующими стандартами "Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (ГОСТ 12545-81 "Водки и водки особые"; ГОСТ 4827-70 "Изделия ликеро-водочные"; ГОСТ 5575-76 "Вина").
Производственная маркировка должна быть четкой, позволяющей установить организацию-изготовителя. Носителями производственной маркировки являются этикетки и их разновидности кольеретки, которые наклеивают на бутылку, а иногда и на колпачки.
Несмотря на то, что единство маркировки относится к обязательным требованиям, в последнее время требования действующих стандартов нередко нарушаются. В стандартах предусматривается указание следующих реквизитов: наименования предприятия-изготовителя и изделия; крепости, % об.; содержания сахара; вместимости бутылки, л; обозначения стандарта на продукцию.
Несколько несовременны требования указания розничной цены (цены договорные и быстро меняющиеся) и наименования организации, в систему которой входит предприятие – изготовитель.
Кроме названных реквизитов, общих для всех алкогольных напитков, в маркировке вин предусматривается указание товарного знака, даты розлива (на оборотной стороне этикетки).
Наименование предприятия, производившего розлив, указывается на лицевой и оборотной сторонах этикетки или оттиском на колпачке, который надевается на горлышко бутылки.
Этикетку-кольеретку с соответствующей надписью наклеивают на бутылки с выдержанным ликером. На обороте этикеток компостером или штампом наносят номер бригады и дату розлива.
Для ликеро-наливочных изделий применяют иногда наплавление этикеток на стекло. В этом случае номер бригады и дату розлива проставляют на колпачке. Кроме того, на колпачке могут быть указаны наименование изготовителя или его фирменный знак (например, зубр для водки завода "Кристалл").
Этикетки могут быть привязаны к горлышкам графинов.
Языковая доступность информации об алкогольных напитках на маркировке ранее предусматривалась только в стандарте на вина.
С принятием Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" требование доступности информации распространилось на все алкогольные напитки. Так, в ст. 11 упомянутого закона указывается: "Реализуемая в розничной сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, о коде изготовителя, о знаках соответствия, о наименованиях государственных стандартов, обязательным требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, о составе, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противопоказаниях к применению". Следовательно, надписи на иностранных языках на маркировке являются нарушением закона, что влечет за собой административную ответственность.
Кроме обязательных требований, маркировка напитков может содержать дополнительную страну и/или место происхождения. фирменные знаки — обыкновенные и престижные (например, медали, полученные на национальных и международных выставках и показанные на этикетках.
Маркировка этикеток знаком соответствия является одним из способов подтверждения соответствия, при этом не требуется наличие сертификатов соответствия либо их первой копии или штампа на товарно-транспортной накладной. На бутылки с вином наклеивают этикетку с указанием товарного знака, наименования продукции, предприятия - изготовителя и его вышестоящей организации, объемной доли этилового спирта, массовой концентрации сахара (для вина, кроме сухого). а горлышко бутылок наклеивают кольеретку с указанием: для марочных вин — срока выдержки и "марочное" (рис. 4); для коллекционных вин — года урожая винограда, из которого приготовлено вино; для коньяка — количества звездочек и наименования коньяка; для бутылочного шампанского — года тиража На бутылки с коллекционными винами и коньяками наклеивают дополнительную этикетку-кольеретку с указанием
"коллекционное" или "коллекционный" и срока дополнительной выдержки коллекциях.
В странах ЕС для характеристики высококачественных вин, произведенных в определенных районах, введено понятие V.Q.P.R.D. В эту группу включены все лучшие вина Италии, Германии, Швейцарии и ряда других стран, входящих в ЕС. На этикетках этих вин не ставят слово "вино". На ней указывают определенный район производства, затем знак категории высокого качества в зависимости от страны (А. О. С. или U.D.Q.S. — во Франции; Д.О.К. — вина контролируемого происхождения — в Италии; Cabinet, Auslese — в Германии), объем вина в бутылках, хозяйство или предприятие, производящее розлив вина, спиртуозность, страну, в которой произведено вино. Обязательно обозначают год урожая.
На этикетках простых категорий вин обязательно должно быть слово "вино". Затем указывают спиртуозность, номинальную вместимость бутылки, место розлива вина, название региона, страны.
Импортные вина, поступающие в Россию из других стран, должны иметь наклонную на пробку акцизную марку, а вина из стран СНГ — специальную марку.
На бочки с вином наносят следующие дополнительные обозначения: наименование вина, инвентарный номер бочки, дату розлива — год, месяц, число; на ящики — наименование вина, количество и вместимость бутылок, дату упаковки — год, месяц, число.