Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Федеральные стандарты и образовательные программы общего, дополнительного и профессионального образования.»

на тему:

Функции и направления деятельности современного учреждения дополнительного образования.

Выполнил:

студент группы ПФЗ 10219                                                     Е.А.Овчаренко

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

 

Доцент.кан.пед.наук                                                               Д.В.Легенчук

 

Курган 2020

 

 

Содержание.

Введение                                                                                                          3

1. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования. 3

2. Функции дополнительного образования.                                                7

3. Социальные проблемы дополнительного образования.                       12

4. Виды учреждений дополнительного образования.                               15

Заключение.                                                                                                   19

Список использованной литературы.                                                         20

 

 

Введение.

Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.

 

Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование - это один из важнейших институтов в системе допрофессионального образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой.

Дополнительное образование - это система образовательных программ, учреждений, органов управления, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования.

Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях и школе, по: целям, задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся, формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д.

Многие исследователи характеризуют дополнительное образование как: Особое образовательное пространство, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации. Это пространство расширяет возможности практического опыта ребенка и является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована.

Целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартом образования.

Специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.

Образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени.

Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, но в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.

Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования. А именно: нет функции идеологического воспитания, направленной на формирование заранее заданной мировоззренческой позиций. Стала значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности. Ведущей стала образовательная функция, функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

Для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования.

Дополнительное образование характеризуется наличием собственных образовательных программ, образовательных учреждений и органов управления. В соответствии с законом «Об образовании» все эти программы и учреждения целесообразно рассматривать в сферах допрофессионального и профессионального образования взрослых и детей. На основе этих программ предоставляется дополнительное образование в центрах профессиональной ориентации, музыкальных, художественных, спортивных школах, школах искусств и т.п.

Также этот вид образования предусматривает оказание дополнительных услуг - платных и бесплатных.

Они направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных программ. Дополнительные услуги могут быть достаточно широкими по-своему диапазону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или далеко выходя за его пределы.

Дополнительные образовательные услуги можно подразделить на: информационные; деятельностные (овладение дополнительными навыками и умениями в рамках конкретных видов деятельности); интегративные (информационные+деятельностные); консультативные (помощь и консультации специалистов).

Дополнительное образование различают по направленности услуг: общеразвивающие; профильно-развивающие; корректирующие (устранение пробелов в знаниях, отставание в развитии).

Также дополнительные образовательные услуги можно классифицировать в зависимости от сроков их оказания, от места их реализации и т.д.

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Ещё одно из характерных отличий дополнительного образования это то, что оно не является обязательным, т.е. Существует свободный выбор занятия. Интерес к вне учебной деятельности и наличие свободного времени на неё приносит большое удовлетворение учащимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: