Сегодня сфера педагогической деятельности, называемая ранее внешкольным образованием детей, выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников.
Основу современного образования детей вне школы составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты педагогические работники и в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства и др.
Суть современной проблемы состоит в том, что существующая ныне российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. По основной сути своей это означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и образование вне школы, то есть дополнительное образование детей, могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный барьер в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Современная Концепция развития дополнительного образования детей отмечает возможность получения дополнительного образования детей в настоящее время через государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предпринимательства.
Сегодняшнее время характеризуется ростом заинтересованности семей в дополнительном образовании детей на основе дополнительных общеобразовательных программ как в самих образовательных центрах, так и в центрах информационно - коммуникативных.
Образовательные инициативы сегодня активно используются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно - выставочными площадками, общественными организациями. Разнообразные организационные формы, такие как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-д моделирования и прототипирования и другие, все больше и больше находят свое применение в организации детского досуга в наши дни.
Сфера дополнительного образования детей сегодня создает особые возможности для развития образования в целом, расширяет доступ к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
Концепция развития дополнительного образования детей, говорит о том, что сфера современного дополнительного образования «становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в 21 веке»
Современное дополнительное образование детей, с точки зрения его проблем и специфики, закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти, что позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.
С другой же стороны, отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, во-первых, позволяет создать необходимую вариативность и обновляемость программ, а во-вторых, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней. Кроме того, инфраструктура дополнительного образования детей сегодня, в основе своей созданная десятилетия назад, отстает от современных требований: дефицит современного оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, обеспечение качественной интернет - связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ. И даже наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования не приостанавливает отток наиболее квалифицированных кадров и не приводит к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Среди перечисленных проблем существуют и другие немаловажные проблемы современного дополнительного образования детей: тенденция развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий, приводящая к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, не обеспечивает скорого современного обновления самого содержания дополнительного образования; позитивная динамика тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечивает необходимый уровень системности работы, позволяющей реализовать ее потенциал как механизм мотивации семей по выявлению талантливых детей и проведение мониторинга эффективности работы организации дополнительного образования; существующая система нормативного регулирования не способствует широкой возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.
Вот почему так остро в настоящее время стоит вопрос о новых подходах в организации воспитательной деятельности. Это настолько актуальный вопрос, что он не требует никаких отлагательств, он должен решаться незамедлительно.






