В селе Великий Бор Хойникского района до сих пор сохранился народный обряд - «Русалле» или, как его еще называют, «Провода Русалки»

Обряд в Большом баре начинается с плетения большого церемониального венка, маленького для каждого участника, украшения из трав русалки и, конечно же, песен.

«
Я возьму, я возьму Русалочку в лес, и она, молодая женщина, пойдет в кладовку».
По всей деревне община ведет Русалку к ржаному полю, где на полях зажигают священный костер, над которым зажигают венки и травы, сорванные с Русалки, чтобы потом полежать в садах и загонах. Русалка будет изгнана из села - и некому будет ткать уши, тратить урожай, ссориться с соседями.
Прекрасный обряд с магией защиты урожая, хороших человеческих отношений и воспитания детей. Ритуал обычно охватывает почти все население села Великий Бор. Каждый год в канун праздника сельская община выбирает молодую незамужнюю девушку на роль русалки. Обряд начинается после 6 часов вечера, когда солнце еще не зашло. Участники собираются на поляне в местном парке, где они сплетают много маленьких венков и один большой, исполняя ритуальные песни. Девушка одета в «русалочную одежду», которая представляет собой наряд из клена, липы и цветов. Пожилые женщины всегда носят традиционные деревенские костюмы, которые они унаследовали.

Когда все необходимые атрибуты обряда готовы, выстраивается праздничная процессия: сначала русалка с охраной - молодые парни, затем пожилые женщины с церемониальными венками, а за ними все остальные участники с цветами и маленькими венками. Процессия движется вдоль деревни к ее краю с песнями, среди которых главная - «Я проведу, я проведу, русалку в лес».

Местные жители, слушая ритуальные песни, покидают свои дворы и присоединяются к процессии. Итак, с песнями огромная парадная процессия достигает ржаного поля, возле которого зажигается большой огонь. Молодые люди и парни с русалками гоняют русалку далеко во ржи, где она отрывает венок и специальную «одежду». После этого все участники возвращаются к огню: ведут процессию, поют, прыгают через костер. Пожилые женщины освящают большой церемониальный венок и свои маленькие венки над огнем, рвут их, раздают всем присутствующим, чтобы они принесли домой и бросили на кровати в своем саду для хорошего урожая.

«Русалка» - актуальное культурное явление и в то же время древний священный обряд. Это было выполнено родителями, бабушкой и дедушкой и прабабушкой и дедушкой текущих носителей. Эта традиция была временно прервана, но память жителей Великого Леса была сохранена, так как в детстве они ходили со взрослыми «на русалку» и в середине 1990-х годов. обряд был восстановлен.

В начале 2016 года Совет Министров Беларуси присвоил статус «прощания русалки» статусу нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь, в инвентаре обозначен как «традиционные обряды», категория B.

Проведение этой церемонии дает прекрасную возможность привлечь молодое поколение и широкую общественность к культурным традициям Хойникского региона, к духовным и культурным ценностям, а также содействовать культурному отдыху и развитию в Хойникском регионе экскурсионного туризма и услуг.

обряд кричащей весны "Чирачка" а / г Тонеж Лельчицкого района. Его уникальность и уникальность заключается в сохранении народных традиций, которые передаются в деревне из поколения в поколение. Неслучайно этот красивый обряд был удостоен статуса нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь. Накануне праздника местные домохозяйки должны замешивать тесто и выпекать фигурки птиц - чирок, отсюда и название обряда. И это всегда отмечается в последний день Масленицы.

Старожилы поселка могут рассказать много интересного о «Чирачке». Многие из них помнят свое детство, как они лазили по стогу сена или растяжке (ближе к солнцу!) И громко пели - так называемая весна. Только блюда тогда были самыми простыми: женщины готовили борщ, кашу, печеные пончики. Но несмотря ни на что, этот праздник дети любили и с нетерпением ждали.

Даже в этот день девушки и женщины спешили помыться с талой водой, капающей с крыши, потому что считали, что это поможет им сохранить красоту и здоровье. Коров также поливали талой водой, чтобы они не заболели и не давали хорошее молоко. Из года в год ритуалы не меняются, но это не делает праздник менее интересным и захватывающим. Обязательный и его основной атрибут - это новогодняя елка с яркими бумажными цветами, которая является символом рода. Ее девушки украшают перед церемонией, кладут в горшочек с рожью - символом семьи. Разноцветные цветы должны быть четным числом, чтобы все девочки и мальчики находили пару. Считалось, что чем красивее дерево - тем быстрее наступит весна. А главное праздничное действие всегда происходит на самом высоком месте - Черничных горах, которые находятся на окраине села. Вот куда пошла процессия: впереди были молодые люди - один парень с рождественской елкой в руках, другой - нес мягкую зиму в форме куклы в натуральную величину, девушки - красивые, в ярких шарфах, и пожилые жители, тоже празднично одетые, лошадей перевозили в телегах. Женщины на дороге пели весенние песни так громко, что в районе возникли разногласия. По дороге никто не проходил мимо, всем, кого они встречали, давали пряники в форме птицы, они желали здоровья, благополучия и счастья. В этом году празднование «Чирачки» совпало с предвыборной кампанией, поэтому марш остановился возле сельсовета, где находился избирательный участок. Женщины подарили всем проголосовавшим и вышли из зала замечательную концертную программу и, конечно же, печенье с птицами с наилучшими пожеланиями. Вокруг царило отличное настроение и общая свадьба. Видимо, именно «Чирачка» так хорошо повлияла на активность и настроение избирателей: в Тонеже явка на избирательном участке составила 100%.

И на горе праздник продолжился. Все вместе они кричали весне: «Эй, приятель, весна, привет, рыжий, что ты нам принес? Горшок с маслом, горшок с сыром. Старые бабушки - на трости, маленькие дети - на яичке». Все пели песни, водили карусели, организовывали игры, шутили. А также старые и маленькие под дружеским смехом катались с гор, чтобы быть здоровыми и сильными круглый год. Зимние чучела животных были сожжены на костре. И ёлка была закреплена на самом высоком дубе, чтобы она была ближе к солнцу - тогда к ней подойдут птицы и принесут красную весну на свои крылья. Церемония завершилась совместным застольем различных вкусных блюд, с любовью приготовленных местными домохозяйками в духовке из натурального продукта. Тогда люди ходили из дома в дом, но все верили: через год всех объединит «Чирок», чтобы с наступлением теплых и ясных весенних дней пожелать всем здоровья, счастья, сияющих улыбок и хорошего настроения.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: