В наши дни, конечно, невозможно совместить иудаизм и христианство в рамках одного вероучения, нельзя быть одновременно иудеем и христианином. Однако в первые годы существования Церкви христианство противопоставляло себя не столько иудаизму в целом, сколько его испорченной, закосневшей в обрядности форме, сложившейся к тому времени.
Древняя иудейская традиция (Закон и пророки) была для первых христиан не менее священной, чем для самых ортодоксальных иудеев — ведь именно в этой традиции христиане черпали обетования о грядущем Мессии. Блестящее знание Христом и апостолами иудейского Закона подчёркивает ключевое значение, которое они придавали проповеди среди богоизбранного народа. Поэтому первыми последователями Христа стали иудеи, обратившиеся в христианство от веры предков.
Замечательный образец обличительного красноречия представляет собой речь св. первомученика Стефана, помещенная в книге Деяний (гл. VII). Из этой речи становится очевидным, что первые христиане из иудеев прекрасно знали и глубоко почитали иудейский Ветхий Завет. Однако из этого же Писания они черпали обличительный пафос, бичуя язвы религиозной практики своего времени — прежде всего неверие в Мессию, явление которого было предсказано пророками. Св. Стефан обличает современников в нежелании слушать эти пророчества и верить им. Его образные слова в адрес иудеев — «люди с необрезанным сердцем и ушами» — стали крылатыми.
|
|
После гонения на Церковь в Иерусалиме (Деян. VIII, 1) многие христиане рассеялись по разным областям Востока, «никому не проповедуя слово, кроме иудеев» (Деян. XI, 19). Эта любопытная ремарка показывает, что апостольская проповедь сразу же начала распространяться на иудейские общины Востока.
Универсализм ранней Церкви. Несмотря на близость к иудаизму, Церковь уже в самые первые дни своего существования готовилась открыть новое учение всем народам земли. Об этом свидетельствуют слова самого Христа, сохранённые синоптическими Евангелиями:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и СвятагоДуха (Мф. XXVIII, 19).
Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. XVI, 15).
Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. XXIV, 46-47).
Разумеется, под «всеми народами» в этой заповеди понимались народы языческие, не приобщённые к иудейской религии, не знающие Единого Бога. Однако великую миссию просвещения язычников невозможно было исполнить без долгой и тщательной подготовки. Поэтому язычники на первых порах составляли лишь небольшую часть последователей Христа. Основное внимание, согласно заповеди, сохранённой у евангелиста Луки, апостолы обратили на просвещение иудеев Иерусалима и Палестины.
|
|
Приведём эпизод из книги Деяний, свидетельствующий о преодолении Церковью национальных рамок традиционного иудаизма. Речь идет об истории кесарийского сотника (точнее, центуриона, командира одной из двух центурий римского манипула) Корнилия. Когда Корнилий получает указание от ангела привести в свой дом Симона-Петра и выслушать его поучение, то посланные им люди находят Петра как раз после того, как в видении ему явился глас: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Пётр правильно истолковал это указание — когда сотник Корнилий пал перед ним на колени, Пётр произнес следующие слова:
Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (Деян. X, 28).
Так была исполнена заповедь, впоследствии сформулированная ап. Павлом, согласно которой для Христа и во Христе «нет ни элли-
Раздел I. История ранней Церкви, Церковь в языческой империи (33-313 гг.) на, ни иудея» (Гал. III, 28). В том же рассказе Деяний о Корнилии говорится, что, когда Св. Дух сошёл на слушавших Петра, «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. X, 45-46).
Чудо сошествия Св. Духа на язычников было невероятным лишь для тех, кто был воспитан в духе иудейской исключительности. Христианский универсализм тогда ещё не получил своего классического выражения в формуле ап. Павла - «нет ни эллина, ни иудея». В тот самый час, когда Корнилий и окружавшие его язычники получили Крещение Св. Духом и стали христианами, новое учение вышло за узкие национально-религиозные рамки. Девизом Церкви стали слова ап. Павла: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные; и все напоены единым Духом» (1 Кор. XII, 13).
Идея богоизбранности христиан как «народа святого», «народа Божия» (1 Петр. II, 9, 10) постепенно вырастала из представления о богоизбранности евреев и начинала овладевать массами язычников, живущих в империи. Иудеохристианство стало лишь кратким переходным этапом к христианству подлинно универсальному, «кафолическому».
Апостольский собор в Иерусалиме. Однако в Церкви находились и такие, кто требовал для новообращённых из язычников обрезания по иудейскому обряду и тщательного исполнения предписаний Моисеева Закона. Этот вопрос требовал коллегиального решения с участием представителей различных христианских общин. Около 48—49 гг. в Иерусалиме собрался первый церковный собор, на котором присутствовали апостолы и появившиеся незадолго до того пресвитеры (Деян. XV, 1-29). Ап. Пётр выступил на соборе первым. Он заявил:
Мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас <меня >, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, <желая > возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. XV, 7—11).
Говоря о своём избрании для проповеди язычникам, Пётр конечно же имел в виду крещение сотника Корнилия с семейством —
первых язычников, принявших христианство. Затем собор выслушал рассказ Павла и Варнавы, совершивших длительное и в целом успешное миссионерское путешествие. Наконец, ап. Иаков Алфеев, «брат Господень»1, поставил точку в споре, приведя замечательное изречение пророка Амоса о возвещении имени Господня всем народам земли (Ам. IX, 11—12). По предложению Петра и Иакова апостолы приняли решения не навязывать язычникам все предписания и запреты иудейского Закона, но обязать их воздерживаться лишь от идол ©жертвенного, крови, удавленины и блуда, а также не творить другим того, чего они не желали бы себе (Деян. XV, 20).
|
|
Излишне говорить, что для самих апостолов и других обращённых из иудеев оставались в силе не только эти, но и другие предписания иудаизма.
Гонения со стороны иудеев. Консервативным иудейским священством новое учение было воспринято враждебно, поскольку казалось, что оно колеблет основы отеческой веры. Первые же проповеди апостолов вызвали раздраженную реакцию духовенства и царя Ирода Агриппы Р, ощутивших угрозу своему привилегированному положению. В самом деле, для сильных мира сего покаяние в грехах, к которому призывали апостолы, редко бывает желанной целью. Уговорами, клеветой и прямым насилием апостолов пытались заставить прекратить проповедь (Деян. IV, 1—3; VI, 9—15; VIII, 1; XII, 1—3). Именно тогда появились в Церкви и первые мученики (св. ап. Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна и св. Стефан). Однако иудейские гонения не смогли запугать учеников Христовых - наоборот, бежавшие от гонений принесли слово Божие на Кипр, в Финикию и Антиохию (Деян. XI, 19). Проповедь Евангелия продолжалась, число новообращённых множилось.
Миссия апостолов. Несмотря на успех первой апостольской проповеди, большинство палестинских иудеев не приняли нового учения и сохранили старую веру. Как показывает эпизод из Деян. XXI, 10- 31, проповедь в Иерусалиме вскоре стала для апостолов Христа смер-
'Ап. Иаков Младший (в отличие от ап. Иакова Старшего, сына Зеведеева) — сын Алфеев, в западной тралиции начиная с блж. Иеронима отождествляется с «братом Господним» (Гал. I, 19), который был сыном Марии Клеоповой, приходившейся сестрой Богородице. Согласно этой традиции, ап. Иаков был племянником Девы Марии и по плоти двоюродным братом Христа.
|
|
2 Племянник Ирода Антипы и внук Ирода Великого. Правил Палестиной под римским протекторатом с 37 по 44 г., власть над Иудеей и Иерусалимом получил только в 41 г.
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) тельно опасной. Поэтому, выполняя наказ Учителя, апостолы начали проповедь в других землях, и притом не только в среде иудеев, но и среди язычников. Основополагающую роль при переходе от иуде- охристианства к христианству как мировой религии обычно отводят св. ап. Павлу, «апостолу язычников» (Рим. XI, 13, ср. Деян. XXVI, 17; 1 Тим. II, 7). Но несомненно, что Павел был хоть и главным, но отнюдь не единственным распространителем христианского Благовестия по античному миру.
Роль Павла, однако, была исключительной по разным причинам. Прежде всего необходимо отметить выдающиеся личностные качества Павла - неукротимую энергию, дипломатический талант, мастерство оратора. Павел был единственным из апостолов, кто имел римское гражданство. Это обстоятельство имело важное значение — ведь проповедовать универсальную ценность Евангелия на просторах ойкумены (т.е. вселенной - «обитаемой, заселенной» земли) мог только гражданин этой вселенной — точнее, гражданин империи, охватывающей весь известный в то время цивилизованный мир, противопоставленный миру «варваров». Римское гражданство служило Павлу своего рода охранной грамотой, нередко спасая его от внесудебной расправы со стороны иудейских и римских властей (ср. Деян. XX, 25-29).
Примечательно, что после обращения Савл (это особая форма имени Саул — ср. одноимённого иудейского царя) предпочитает называть себя не своим еврейским именем, а созвучным ему римским - Раи1из, Павел. Возможно, уже с самого начала своего служения он предполагал тем самым выделиться из среды иудеев и, наоборот, стать своим для язычников. В повествовании книги Деяний апостолов евангелист Лука после просвещения гонителя христиан божественным светом на пути в Дамаск ещё некоторое время называет его Савлом, однако начиная с гл. XIII, 9 это имя окончательно заменяется на Павла.
Павел знал еврейский язык, а также язык средиземноморской культуры того времени — греческий (Деян. XXI, 37, 40), совершенно необходимый для проповеди среди эллинов и эллинизированных иудеев.
Дар «говорения языками», полученный апостолами во время Пятидесятницы, весьма способствовал облегчению их проповеди среди разных народов. Вспомним, однако, что Павел в то время был Савлом, гонителем христиан, и дара «говорения языками» (по крайней мере, в то время) не получил. Знание греческого языка, полу-
1.1. Общие сведения. Возникновение и первые годы истории Церкви ченное «традиционным» способом, сослужило ему хорошую службу уже после его обращения ко Христу в ходе четырёх миссионерских путешествий.
Немаловажным было и то обстоятельство, что Павел до своего обращения был ревностным иудеем, получившим образование у виднейшего законоучителя того времени Гамалиила (Деян. XXVI, 4). Павел принадлежал к весьма влиятельной иудейской секте фарисеев, прекрасно знал Писание и потому мог находить понимание не только у людей внешних, но и на равных общаться с приверженцами иудейского Закона.
Почти вся жизнь Павла после обращения ко Христу прошла в миссионерских путешествиях по языческим землям. В первое путешествие (Деян. XIII, XIV) Павел отправился со своими спутниками Варнавой и Марком-Иоанном (по преданию, оба были из числа 70 апостолов). Они проповедовали в Антиохии Сирийской, Селевкии, на Кипре (Саламин, Пафос), в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре, Перге и Атталии. Путешествие продолжалось, по-видимому, около пяти лет (45—49 гг.). После возвращения Павла в Антиохию состоялся Апостольский собор в Иерусалиме.
Второе путешествие Павла (Деян. XV, 36 — XVIII, 22) проходило примерно в 49—52 гг. В качестве помощников Павел взял с собой своего ученика Силу (сокращено от имени Силуан — 2 Кор. I, 19) и примкнувшего к ним в Листре Ликаонской Тимофея (еврея по матери и эллина по отцу). На этот раз они проповедовали в основном в Греции и Македонии. Затем через Эфес и Кесарию апостолы возвратились в Антиохию.
Третье путешествие (Деян. XVIII, 23 — XXI, 16) Павел предпринял, вероятно, в 53 г. в сопровождении Тимофея и других учеников апостола. В это время в новооснованных христианских Церквах Греции начались нестроения, связанные с проповедью учёного иудея из Александрии Аполлоса (Деян. XVIII, 24). Дошло до того, что Коринфская Церковь разделилась на группировки, одна из которых поддерживала Аполлоса, другая — ап. Петра (Кифу). Улаживанию этих противоречий посвящено Первое послание Павла к коринфянам. Во время своего третьего путешествия Павел примерно два года проповедовал в Эфесе — центре культа Артемиды с её знаменитым храмом и одном из самых значительных культурных центров языческого Востока.
Наконец, четвёртое путешествие — в Рим — апостол совершил уже на склоне лет и фактически на положении заключённого (Деян. XXVII, ΧΧνίΠ). Его везли на суд римского императора, однако, поскольку он был гражданином империи и не совершил ничего
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) общественно опасного, надсмотрщики предоставляли ему некоторую свободу — в том числе свободу христианской проповеди.
Как свидетельствует книга Деяний, вначале Павел обратил свою проповедь к эллинизированной иудейской диаспоре. Эллинизированные иудеи (которых книга Деяний называет «еллинистами» — ср. Деян. VI, 1) населяли крупные города Востока. Родным языком для них был не еврейский (арамейский), а греческий.
Так, известный иудейский философ и богослов Филон (ок. 25 г. до Р.Х. — 50 г. по Р.Х.), живший в Александрии, где была многочисленная еврейская община, не знал еврейского языка и в качестве Свящ. Писания использовал Септуагинту.
Правда, иудеи диаспоры («рассеяния»), подобно своим единоверцам в Палестине, приняли Благую Весть без особого воодушевления. Характерный эпизод произошел во время первого миссионерского путешествия Павла. Когда Павел и Варнава проповедовали в синагоге Антиохии Писидийской[IV] (Деян. ХШ, 14-41), язычники обратились к ним с просьбой выступить с проповедью у них (там же, 42). В назначенный день почти весь город, состоявший из язычников, собрался послушать Павла и Варнаву. Во время их беседы местные иудеи начали прекословить и противоречить апостолам. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть про- поведану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (там же, 46). Правда, уже в следующем городе, Иконии, язычники выступили совместно с иудеями против апостолов и едва не побили их камнями (Деян. XIV, 5—7).
Апостольская проповедь среди иудеев Коринфа во время второго путешествия Павла также не была успешной, так что Павел был вынужден, отряхнув прах со своих одежд, отказаться от вразумления иудеев и обратиться к язычникам (Деян. XVIII, 4-6).
Во время длительного пребывания Павла в Эфесе иудеи настолько ожесточились против него, что ему пришлось вести свои беседы не в синагоге, как обычно, а в частной школе некоего Тиранна (Деян. XIX, 9).
Гораздо более восприимчивыми к христианской проповеди оказались так называемые прозелиты, т.е. не-евреи, обращенные в
иудаизм (они упомянуты в Мф. XXIII, 15; Деян. II, 10; VI, 5; XIII, 43; в синодальном переводе Деяний иногда именуются «обращенными из язычников»). Вера прозелитов варьировалась от полного принятия иудаизма до увлечения лишь отдельными аспектами учения. Одной из причин, почему полное присоединение к иудаизму не было широко распространено, был иудейский Закон с его строгими ритуальными предписаниями (включая обрезание), которые отталкивали многих людей, в принципе симпатизировавших иудаизму. Прозелиты из язычников стали одним из главных посредствующих звеньев при передаче христианского учения другим народам.
Во время своего второго путешествия ап. Павел и его спутники (пророк Сила и апостол Лука) проповедовали в синагогах Македонии и увлекли своей проповедью многих иудеев-прозелитов и язычников (Деян. XVII, 1—17).
Важным этапом апостольской миссии среди язычников стала проповедь ап. Павла в афинском Ареопаге — высшем совете городских старейшин, который собирался под Акрополем на так называемом Аресовом холме (греч. ’Άρβως πάγος). Обращаясь к греческой аудитории, не знакомой с иудейскими писаниями, Павел был вынужден использовать понятные ей образы. Поэтому здесь он впервые сослался на «неведомого Бога», алтарь которого он видел в Афинах. Сказав о неведомом Божестве, апостол в последующей речи в основных чертах изложил, какого именно Бога он проповедует. При этом, принимая во внимание образовательный уровень своих слушателей, он не преминул сослаться на языческих «стихотворцев», возводивших род человеческий к этому Божеству.
Табличка с выбитой на ней оригинальной речью ап. Павла (по тексту Деян. XVII, 22—31) ныне украшает подножие скалы афинского Ареопага - но увы, в наши дни редкий турист, приходящий с Акрополя к Ареопагу, смог бы внятно объяснить, о чём гласят эти непонятные греческие письмена.
Повествование книги Деяний о проповеди Павла продолжается описанием ряда его выступлений перед народом в Иерусалиме (гл. XXII) и на судебных заседаниях — сначала перед иудейским синедрионом' в Иерусалиме (гл. XXIII), в Кесарии перед римскими наместниками Феликсом и Фестом (гл. XXIV и XXV), потом в присутствии
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) иудейского царя Ирода Агриппы II и царицы Вереники (гл. XXVI). Так апостольская проповедь, распространившись сначала среди иудеев Палестины, перешла через ее границы к иудеям и прозелитам Сирии, Кипра, Малой Азии, затем прозвучала среди простых язычников Македонии и Эллады и постепенно достигла слуха не только иудейских, но и римских имперских властей.
По мере возрастания молвы о новом учении и притока новообращённых на Востоке миссионерские усилия апостолов следовало, наконец, перенести на Запад, в столицу мира — Рим. Рассказом о прибытии ап. Павла в Рим, его встрече тамошними братьями по вере и первых проповедях завершается второе великое произведение евангелиста Луки — книга Деяний св. апостолов.
Поскольку книга Деяний, едва начав повествование о римской миссии ап. Павла, обрывается буквально на полуслове без какого- либо заключения или послесловия, можно предполагать, что у неё было продолжение, которое не сохранилось в рукописной традиции.
Из Послания ап. Павла к римлянам можно получить много сведений, дополняющих книгу Деяний. В частности, из Послания становится очевидным, что в Риме Павел обращался и к язычникам, и к местным христианам из иудеев, которые никак не могли уяснить себе необязательность плотского обрезания, если человек «обрезан» духовно (Рим. II, 28—29; VIII, 1—2 и др.). Однако, признавая и проповедуя иудеохристианам обрезание «в сердце, по духу, а не по букве», апостол готовил почву для того, чтобы они признали не получивших обрезания бывших язычников «своими», братьями по вере в одного Спасителя. Послание к римлянам является замечательным свидетельством того, что миссионерские усилия св. ап. Павла в Риме были направлены прежде всего на объединение различных по происхождению христианских групп в единую, монолитную Церковь, в которой не будет разделения на братию привилегированную (христиан из иудеев) и братию «второго сорта» (христиан из язычников, не получивших обрезания).
В этом состоит парадокс миссии ап. Павла — а именно в противоречии между осознанием богоизбранности иудеев (Рим. III, 1—2) и пониманием того, что язычники также заслуживают спасения, а потому не должны быть исключены из проповеди всеобщего покаяния. Павел впервые чётко формулирует особый вероучительный постулат: «как иудеи, так и еллины — все под грехом» (Рим. III, 9). Отсюда следует необходимость покаяния и обращения ко Христу всех людей —
1.1. Общие сведения. Возникновение и первые годы истории Церкви обрезанных и необрезанных, мужчин и женщин, рабов и свободных. А поскольку большинство людей не знают иудейского закона, провозглашается новый путь спасения — оправдание верой во Христа, в которой старый Закон, преображаемый Благодатью, находит своё наиболее полное выражение:
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соде- ланных прежде, во <время > долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да <явится > Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? <3аконом > дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог <естъ Бог> Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. III, 19—31).
С той же проблемой Павел столкнулся в Галатской[V] Церкви, разделённой, как и Римская Церковь, на группировки иудеохристиан и христиан из язычников. Послание к галатам, написанное Павлом в Эфесе в 54 или 55 г., свидетельствует о том, с какими трудностями пришлось встретиться апостолам (не только Павлу, но и Петру — «апостолу обрезанных») на пути преодоления идей иудейской исключительности даже по вхождении в полноту Церкви Христовой.
Пришельцы из Иерусалимской Церкви, которые в Послании к галатам названы «некоторые пришедшие от Иакова» (Гал. II, 12), предприняли попытку интервенции в новые Церкви, основанные Павлом, где, по его виденью Благой Вести Иисуса Христа, уже изначально не практиковали иудейский Закон. Свобода христианского прозелитизма, заложенная апостолом Павлом в основу его общин и берущая начало в его характере и видении христианства, вызвала РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) естественное неприятие «уверовавших из ереси фарисейской», которые представляли влиятельную и деятельную группу внутри Иерусалимской Церкви. По словам Павла, они смогли оказать воздействие даже на апостолов Петра и Варнаву:
Когда же Пётр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием (Гал. II, 11—13).
Важнейшей победой Павла стало то, что он смог отстоять свободу христиан из язычников от нападения сторонников иудейского Закона. Важнейшим шагом к этому стал уже рассмотренный нами Апостольский Собор в Иерусалиме, который описывается в книге Деяний и упоминается в Послании к галатам (II, 1—10). Напомним, что его итогом стало утверждение линии Павла на просвещение язычников как линии всей Церкви — христианские Церкви Востока, состоящие в основном из бывших язычников, освобождались от необходимости соблюдать Закон.
Однако достигнутое на соборе соглашение было весьма непрочным. Послание к Галатам было написано уже после апостольского собора, в нём самом описывается спор Павла с Петром (Гал. II, 14—21), который, видимо, тоже произошёл после собора. Сам Пётр, находясь в Антиохии, и даже сподвижник св. Павла ап. Варнава, вынуждены были вернуться к исполнению Закона, возможно даже под влиянием решений собора. Однако сам ап. Павел, как следует из всего Послания, продолжал оставаться противником буквального исполнения Закона, и даже упрекал в этом апостолов, которые продолжали его исполнять.
Мы не знаем, послушались ли Павла «несмысленные галаты» или нет, но церкви христиан из язычников множились. Мы не можем доподлинно установить рост числа христиан от века к веку — косвенным указанием на это может служить лишь ужесточение государственных законов против христиан и дошедшие до нас остатки социальной критики и сатиры. Однако очевидно, что растущее в империи христианство опиралось на идеи и методы прежде всего ап. Павла. Церкви росли и умножались главным образом за счет бывших язычников — не только греков и римлян, но и других народов, объединённых под владычеством Рима.
Структура ранней Церкви. Христианская Церковь первых времён, состоящая из малых, локальных Церквей, располагавшихся в круп-
ных населённых пунктах (ведь именно в городах христианская проповедь была особенно успешной), быстро формировала собственную иерархию. К сожалению, наши знания о первоначальной структуре Церкви сильно ограничены самим характером наших основных источников, и в первую очередь Новым Заветом, который, являясь собранием самых древних христианских текстов, не даёт нам подробных сведений об устройстве Церкви, а лишь иногда вскользь упоминает о реалиях того времени. С самого начала книги Деяний мы видим, что решения принимаются апостолами, группой ближайших учеников Христа, среди которых выделяется ап. Пётр, который является скорее глашатаем их общей воли, но никак не монархическим главой. Также в книге Деяний (VI, 1-6) мы встречаем известие о начале института диаконов'.
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись (διακονεΐν) о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных СвятагоДуха и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении ('διακονία,) слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
В данном отрывке слово диакон (по греч. ‘служитель’) не использовано, зато имеются слова διακονειν ‘служить’ и διακονία ‘служение’. Таким образом, первые диаконы были служителями, помощниками апостолов. В ранней Церкви диаконы исполняли административно- хозяйственные функции, главной из которых была организация помощи вдовам, сиротам, больным. Скорее всего, вначале они были подчинены предстоятелям локальных Церквей (т.е. либо самим апостолам, либо их преемникам). По мере роста Церкви и с появлением чина епископов диаконы фигурируют как помощники последних (ср. Флп. 1,1). По свидетельствуем. Игнатия Богоносца, они, вероятно, сослужили епископам на евхаристических трапезах (Поел, к Тралл. II, 3; Поел, к Филад. X, 1—2). Церковные требования к диакону описывает ап. Павел (1 Тим. III, 8—13):
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жёны честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Выделенные слова Послания (Равно и жёны...) могут быть истолкованы в том смысле, что в ранней Церкви служительницами (диаконисами) могли быть и женщины (о том же свидетельствуют письмо Плиния к Траяну и многие церковные каноны).
В книге апостольских Деяний упоминается рукоположение апостолами пресвитеров (впервые упомянуты в Деян. XI, 30):