Итак, религия в Римской империи была частью государственной идеологии, а жречество — частью государственного аппарата. Основные элементы зависимости римской религии от государства состояли в следующем:
1) отсутствие отдельного религиозного, священного права;
2) отсутствие жречества, священства как самостоятельного, отдельного от государства института;
3) отсутствие особой организации религии, отличной от государственной;
4) государственный характер суда по делам религии и управления храмовым имуществом.
Итак, римская языческая религия была государственным учреждением, орудием в руках государства для достижения собственных целей. В силу такого характера римской религии она была обязательной для всякого римского гражданина. Уклонение от соблюдения её обрядов считалось покушением на благосостояние государства и государственным преступлением, которое каралось со всей жестокостью. Существовавшие в ранней империи религиозные сообщества (соИе&а сикогит) должны были пройти юридическую регистрацию у светских властей (сначала в римском сенате, затем у принцепса), после чего становились «законными коллегиями» (со11е&а Иска), Христианские общины по причине новизны и необычности своего культа не получали такой регистрации, поэтому существовали фактически вне закона (соИера ИИска), возбуждая подозрения в аморальности или даже тайной антигосударственной деятельности. Римские чиновники на местах обязаны были всячески препятствовать деятельности таких коллегий — правда, многие из них пренебрегали этой своей обязанностью. Как бы то ни было, важно понимать, что гонения на христиан были во многом обусловлены традициями римского публичного права, но отнюдь не какой-то особой кровожадностью, свойственной язычникам.
Иногда, впрочем, христианам удавалось зарегистрироваться и получить легальный статус под видом или «благотворительных», или «погребальных» сообществ (со11е&а 1епиюгит, со11е&а/ипегаНсга). Однако церковный, культовый характер таких сообществ приходилось всячески скрывать.
Следующие гонения произошли в правление Домициана (81— 96 гг.) — жестокого тирана, который провозгласил себя «господом» Доттиз) и по малейшему подозрению в заговоре казнил даже убеждённых язычников. Желая поправить финансовое положение государства, Домициан ужесточил налоговую политику. Особенно строго он взыскивал так называемый «иудейский налог» в размере двух
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) драхм с человека, которым еще Тит обложил иудеев. Вот что пишет об этом римский писатель начала II в. Светоний Транквилл в жизнеописании Домициана:
С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто открыто вёл иудейский образ жизни, и те, кто скрывал своё происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он.
Многих иудеев и христиан он приговорил к смерти (включая даже собственного двоюродного брата, консула Флавия Клеменса), других отправлял в изгнание и конфисковывал их имущество. Со смертью тирана и приходом к власти престарелого сенатора Нервы (96-98 гг.) гонения прекратились.
Гонения на христиан в I в. имели ту особенность, что римские гонители плохо отличали христиан от иудеев, считая христианство разновидностью иудаизма. Положение изменилось во II в., когда христианство настолько укрепилось, что смешивать его с иудаизмом стало уже невозможно.
Когда римским принцепсом стал Траян (98—117 гг.), преследования возобновились. Траян впервые объявил христианство запрещённой религией (раньше запрет относился лишь к отдельным не получившим регистрации общинам, но не к Церкви в целом). При нём были поставлены вне закона любые частные сообщества (йе^аепае) — т.е. компании и клубы по интересам. От гонений пострадали христиане Сирии, Палестины и других провинций на востоке империи. В 107 г. был обвинён иудеями и распят на кресте Симеон, еп. Иерусалимский. Тогда же или несколько позднее сщмч. Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский (после Еводия и Петра), был брошен в Колизее на растерзание диким зверям. Кости мученика были собраны христианами и доставлены в Антиохию как бесценная святыня.
Яркий пример преследования христиан Римским государством при Траяне за саму принадлежность к этой недозволенной религии приводится в послании римского писателя и государственного чиновника Плиния Секунда (Младшего). Послание, адресованное самому императору, было написано около 112 г. из провинции Вифинии (на северо-западе Малой Азии), в которую Плиний был назначен наместником. Оно представляет собой отчёт о допросах людей, на которых поступили анонимные доносы в их принадлежности к «христианскому суеверию». Плиний просит императора дать ему совет, как
1.2. Церковь и Римское языческое государство следует вести следствие по таким «сигналам» со стороны бдительных граждан. К чести императора, он рекомендует своему помощнику поступать строго по закону - анонимных доносов не принимать, а наказывать виновных только после тщательного расследования конкретных жалоб с предъявлением доказательств. Интересно, что Плиний буквально бьёт тревогу по поводу неуклонного разрастания христианской «заразы», охватившей уже не только города, но и сельскую местность — тем не менее прежде чем подвергать христиан пыткам и казням, просит дать им возможность раскаяться и доказать свою лояльность империи посредством жертвоприношений статуе императора.
В правление Антонина Пия (138—161 гг.) гонения обрушились на Церковь Смирны (запад Малой Азии). Тогда, в 155 г. принял мученическую смерть на костре предстоятель Церкви, ученик ап. Иоанна Богослова и автор знаменитого Послания св. Поликарп Смирнский. Приведённый на суд проконсула Статия Квадрата, он отказался отречься от Спасителя. Церковь сохранила его святые останки для молитвенного почитания.
Жестокие гонения на христиан в некоторых провинциях произошли, когда правителем империи стал Марк Аврелий Антонин (161- 180 гг.) — самый философствующий из императоров, космополит, приверженный идеям римского стоицизма и написавший на греческом языке весьма глубокомысленные «Размышления наедине с собой». Однако, как большинство римских мыслителей, он был глух ко всему, что не вписывалось в рамки его мировоззрения. Бывшие при нём гонения, возможно, не были начаты по его приказу, однако он ничего не сделал, чтобы их прекратить, несмотря на ряд прошений со стороны христианских апологетов (еп. Мелитона Сардийского и др.). Мужественное принятие христианами мучений за веру он равнодушно объяснял «чистой бравадой» (ψιλήν παράταξιν) и видел в этом лишь стремление «к трагическим эффектам» («Размышления», XI, 3).
Римский стоицизм, взращённый в условиях массовых репрессий со стороны тиранов — Тиберия, Калигулы, Нерона и особенно Домициана — учил не бояться смерти и даже приветствовал самоубийство ради утверждения личной свободы, но в то же время не одобрял публичности в таких делах. Римские стоики, если и уходили из жизни, предпочитали делать это в уединении, спокойно и с достоинством. Не удивительно, что об эмоциональном поведении христиан во время публичных пыток и казней император-философ отзывается с сарказмом.
Марк Аврелий издал закон (упомянут в «Дигестах» Юстиниана, XIX, 1.13), согласно которому следовало ссылать «на остров» всех, кто «суеверным страхом прогневить божество запугивает легковерных». По всей вероятности, этот закон был направлен именно против христиан с их представлениями о скором конце света и гневе Божьем на язычников. Кроме того, оставался в силе и антихристианский закон Траяна.
В 166 г. в Риме скончался Иустин Мученик (Философ), казнённый по наветам философа-киника Кресцента.
Около 170 г., когда империю потрясли разрушительные пожары, наводнение на Тибре, землетрясение и особенно чума, язычники приписали христианам всю вину за эти бедствия. Народ и власть в едином строю ополчились на Церковь.
В самом деле, как раз в это время Минуций Феликс в своём «Октавии» устами язычника Цецилия обвинял христиан в том, что они не только пророчат скорый конец света и разрушение земли и неба, но и сами готовят это разрушение (гшпат тоНп)\ В ряду других обвинений христиан — в безбожии, аморальном поведении и каннибализме — это преступление, как бы заговор против самой природы, заставляло видеть «руку христиан» в любых крупных стихийных бедствиях.
В 177 г. произошли гонения в Южной Галлии (область Лиона и Виенны), во время которых некоторых рабов под пытками заставили оклеветать своих хозяев-христиан во всевозможных пороках. Тела замученных тогда Пофина, Понтика, девы Бландины и других были изувечены, а потом сожжены, а прах брошен в реку Рону.
После Марка Аврелия, когда правил его сын Коммод (180-192 гг.), преследований не было, однако они возобновились с восшествием на престол пунийца Септимия Севера (193—211 гг.). В 202 г. Север издал закон против распространения христианства и иудаизма, после чего начались гонения в Египте и Карфагене. Тогда в Александрии среди прочих был обезглавлен христианин Леонид, отец Оригена, а в Карфагене погибли мученицы - знатная матрона Перпетуя и рабыня Фелицитата. Гонения повторились в 211 г.
Последующие императоры Каракалла (211—217 гг.), Элагдбал (218—222 гг.), Александр Север (222—235 гг.) христиан не преследовали. При Каракалле гонения «неофициально» проводил лишь проконсул Африки, Мавритании и Нумидии Скапула - адресат апологии Тертуллиана «К Скапуле». Что касается Александра Севера, то он даже чтил статуи Христа и Авраама наряду с изображениями Орфея, мага Аполлония Тианского и лучших римских императоров. Мать Александра Юлия Маммея была покровительницей великого христианского богослова III в. Оригена.
Убийца Александра и узурпатор Максимин Фракиец (235—238 гг.) был грубым варваром и убеждённым язычником. При нём произошло землетрясение, в котором привычно обвинили христиан. Тогда были подвергнуты казни многие епископы и клирики. Однако правил этот тиран недолго.
После некоторого затишья гонения возобновились с небывалой силой в правление императора Деция Траяна (в греческом произношении «Декий») (249—251 гг.). Деций видел себя хранителем старых традиций римской государственности. В 250 г. ради укрепления весьма расшатанных устоев римской религии и консолидации общества он издал закон, обязавший губернаторов провинций проверить всех подданных на предмет лояльности официальному языческому культу. По всей империи следовало собрать глав семейств для жертвоприношений статуям богов в присутствии специальных комиссий. В случае отказа следовал арест, пытка и смертная казнь. Прочим выдавалось свидетельство о лояльности (ИЬеПиз).
Ужесточение политики государства по отношению к христианам при Деции очень хорошо видно при сравнении с политикой Траяна. Если последний поручил наместникам лишь реагировать на конкретные обвинения христиан частными лицами, то Деций сделал травлю христиан государственной политикой. Государственные чиновники получили указание лично контролировать процесс испытаний на лояльность и наказывать тех, кто уклонялся от языческих жертвоприношений.
В гонение Деция пострадало много мучеников (в частности, мч. Трифон), однако немало христиан, страшась пыток, стали отступниками и принесли жертвы богам. Отступников называли апостата- ми (греч. αποστάτης), по-латыни 1ары — ‘оступившиеся, отпавшие’. В Церкви отношение к таковым было резко отрицательным — уцелевшие христиане порывали с ними всякое общение, а самые непримиримые даже после покаяния не хотели принимать их обратно в церковь. В Риме таких непримиримых, ригористов (ср. лат. п$ог — жёсткость, несгибаемость) возглавил пресвитер Новациан, который энергична противодействовал возвращению отступников в Церковь. В Карфагене, наоборот, пресвитер Новат и диакон Фелициссим принимали отступников в массовом порядке без надлежащего расследования. По этому вопросу они откололись от церковного большинства во главе со свт. Киприаном Карфагенским,
Так возник первый общецерковный раскол, на преодоление которого Церкви пришлось потратить много времени и сил (см. ниже).
При императоре Галле (251—253 гг.) произошло нашествие готов, случилась чума, засуха и голод. Христиане и здесь оказались виноватыми. Тогда были сосланы, а затем и приговорены к смерти римские епископы Корнелий и Луций.
В гонение при Валериане (253—260 гг.) впервые было конфисковано имущество христианских общин и сделаны предложения о лишении званий сенаторов и военных, ставших христианами, ссылке христианских матрон и обращении в рабство членов имперской администрации, примкнувших к новой религии. Тогда стали мучениками папа Римский Стефан 1(251 г.) и Киприан Карфагенский (258 г.), был сожжён на медленном огне римский диакон св. Лаврентий, ставший одним из самых почитаемых святых Римской Церкви. В литературе в это время впервые появляются жития и деяния мучеников.
При Галлиене (260—268 гг.) Церковь смогла вздохнуть свободно, поскольку христианство наконец-то получило статус законной религии (геИ&о ИсИа), а конфискованное церковное имущество было возвращено христианским общинам.
Император Аврелиан (270-275 гг.) издал эдикт о гонениях против христиан, однако был убит, не успев осуществить своё решение.
Наиболее жестокие гонения были в правление Диоклетиана (245- 313 или 316 гг.; имп. в 284—305 гг.) и его соправителя Максимиана Гер- кулия (286—305 гг.) (оба в 305 г. добровольно отреклись от власти).
Институт соправителей был известен в Риме давно, ещё со времён триумвирата Цезаря, Красса и Помпея. Ранние римские прин- цепсы иногда назначали соправителями своих детей или фаворитов. Около 286 г. Диоклетиан провёл коренную реформу государственного управления - формально единая прежде империя была разделена на две половины — Западную и Восточную, каждой из которых управлял свой император (август). С 293 г. каждый август получил помощника-соправителя (цезаря). Августом Востока (со столицей в Никомидии Вифинской) стал Диоклетиан, а цезарем - Галерий (с резиденцией в Сирмии). Августом на Западе (со столицей в Меди- олане) (еще с 286 г.) был Максимиан Геркулий, в 293 г. цезарем при нём стал отец будущего императора Константина Великого Констанций Хлор (с резиденцией в Аи§и81а Тгеуегогит, ныне Трир). В мае 305 г. по инициативе Диоклетиана Максимиан отрекся от престола, после чего августом на Западе стал Констанций Хлор.
Первоначально Диоклетиан соблюдал эдикт Галлиена и не тревожил Церковь. Большинство его придворных и даже близкие люди, жена и дочь, или сами были христианами, или относились к ним с симпатией. Однако сам император был убеждённым язычником и не гнушался восточной роскоши и деспотического стиля правления.
В 302 г. (вероятно, по наущению своего соправителя цезаря Калерия) Диоклетиан издал эдикт, запрещающий проповедь христианства среди подданных империи. Между 25 февраля 303 г. и декабрём 304 г. Диоклетиан и Максимиан издали не менее четырёх антихристианских эдиктов. По сообщению Лактанция (О гибели муч., гл. 12), гонения начались 23 февраля 303 г., в праздник Терминалий (в честь бога Термина — покровителя границ и пределов)[VIII], разрушением христианской церкви в г. Никомидии, ставшей при Диоклетиане столицей Восточной Империи. Христианские храмы предписывалось разрушать, книги сжигать, самих христиан лишать гражданских прав, в том числе права занимать общественные должности. Все без исключения должны были принести жертвы богам под страхом смерти. Во время этих гонений стали мучениками святые воины Маврикий, Георгий Победоносец, Феодор Тирон, в Патарах (Малая Азия) — сщмч. Мефодий Патарский, в Болонье — сев. Агрикола и Виталий, в Риме в возрасте 13 лет замучена св. Агнеса, в Беневенте — покровитель Неаполя свт. Иануарий, в Британии — св. Альбан.
После отречения Диоклетиана и Максимиана от власти (305 г.) августом Востока стал цезарь Галерий (305—311 гг.). При нём гонения продолжались с неослабевающей силой.
Свирепые репрессии прокатились по всей империи, кроме самых западных областей - Галлии, Британии и Испании. Дело в том, что Западной империей после Максимиана управлял Констанций Хлор, отец будущего императора Константина Великого. По сообщению Евсевия Кесарийского, Констанций не проявлял рвения к преследованиям христиан, поскольку сочувствовал их вере.
Племянник Галерия Максимин Даза, бывший кесарем при Балерин, издал в 308 г. ещё один изуверский эдикт, призванный лишить христиан средств к жизни. По этому указу все продукты на рынках Египта и Сирии следовало окроплять жертвенным вином. Так христиане были поставлены перед выбором - голодать или вкушать идо- ложертвенное. На христиан, особенно епископов и клириков, шла
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) настоящая охота. Тогда, в 309 г. был замучен замечательный учитель Церкви и наставник самого Евсевия Кесарийского Памфил, имя которого благодарный ученик впоследствии присоединил к своему.
Время с 303 по 311 г. называется в литературе «эрой мучеников». Разумеется, было и много отступников. Впервые появляется их новый вид — КасШогез ‘передающие’. Так называли тех, кто сдавал язычникам книги Свящ. Писания для последующего сожжения. Против отступников этого гонения, как и при Деции, образовалось движение ригористов, которое в Северной Африке вылилось в схизму дона- тистов (по имени епископа Доната).
Гонения Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Максимина Дазы не были последними, но они были самыми масштабными и жестокими за всю историю Древней Церкви. Уходящее язычество напоследок нанесло христианству тяжелейший удар: жестокой смертью погибли тысячи верных - епископов, клириков, мирян. Были разрушены храмы. Если говорить об отступниках, то огромный урон был нанесён человеческой совести. Вследствие противоречивых подходов к принятию отступников возникли опасные расколы новациан и донатистов.
Однако преследования и последовавшие за ними нестроения не только ослабили, но и закалили Церковь. В годы испытаний Церковь, укрепляемая Духом Святым, на деле доказала свою святость и могущество своего главы — Господа Христа, сказавшего о Церкви: «Врата адовы не одолеют её» (Мф: XVI, 18). Многие язычники, видя мужество и веру казнимых христиан, сами обратились ко Христу. Именно тогда в Церкви возник обычай почитания останков мучеников — «свидетелей»[IX] Христовых.
В честь мучеников на местах их казни или погребения возводились особые храмы и алтари (μαρτύρια), служащие местом паломничеств. Этот обычай с тех пор вошёл в практику Церкви - ср. многочисленные храмы «на крови», воздвигнутые на Руси в местах мученической кончины святых. Ежегодно в годовщину смерти мучеников (которую называли наоборот — «рождением» - γβνέθλιον, сИез па1аИз) на их могилах служили литургию и раздавали милостыню. Тогда же появился обычай собирать останки мучеников и закладывать в алтари новопостроенных храмов частицы их святых мощей. Со временем вырабатывается процедура церковной канонизации
1.2. Церковь и Римское языческое государство мучеников, в локальных Церквах составляются их списки (мартирологи), пишутся деяния (акты), их имена вносятся в святцы (церковный календарь). В конце концов из распределения памятей мучеников по дням календаря сформируется неподвижный годовой круг церковного богослужения.
Век мучеников оставил свой след и в христианской литургии. С древнейших времён мученики упоминаются в ходатайственной молитве, произносимой непосредственно после преложения Св. Даров и для них отделяется особая частица на Проскомидии - а именно, четвёртая частица из третьей, так называемой «девятичинной» просфоры, разделяемой по «девяти чинам» святых.
Мученичество как свидетельство о Христе, Царстве Божием и воскресении стало продолжением апостольского служения — ведь Сам Христос говорит апостолам после Воскресения: «Будете Мне свидетелями» (Деян. I, 8). Почти все апостолы и апостольские мужи своей мученической смертью исполнили эту заповедь, став примером для подражания позднейшим мученикам. Однако и апостолы имели перед глазами пример Самого Господа — так, Иоанн Богослов недвусмысленно называет Христа не кем иным, как «свидетелем», ср.:
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. XVIII, 37).
Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. I, 4—5).
Подобно первомученику Стефану, свидетельство которого привело к обращению Савла в св. апостола Павла, христианские мученики II—IV вв. стали проводниками божественной благодати и евангельской истины в массы языческого населения, продолжив тем самым дело апостолов и Самого Христа. Как сказал виднейший христианский апологет конца II — начала III в. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 - после 220 г.), «кровь христиан есть семя <веры>» (Аполог., 50: зетеп еМзап&из сИпзИапогит)х.
Прекращение гонений. Полный провал политики гонений на христиан скоро стал очевиден и язычникам, стоящим у власти. Август
Востока Галерий, заболев страшной болезнью, воспринял её как кару от христианского Бога и поспешил издать примирительный эдикт о прекращении гонений и гарантиях свободы христианского исповедания и культа. Эдикт был издан в Никомидии 30 апреля 311 г. от имени самого Галерия, а также Константина и Лициния. В ответ на предоставленную свободу культа христианам предписывалось молиться Богу о здравии императора и благоденствии государства.
Коренная смена политического курса не пошла впрок Гале- рию — вскоре смертельная болезнь свела его в могилу. Агрессивное язычество начало отступать по всем фронтам. Именно тогда на историческую арену выходит величайший из римских императоров — св. равноапостольный Константин Великий (306—337 гг.), речь о котором пойдёт в следующем разделе.
Контрольные вопросы по теме
1. Почему, несмотря на терпимость римлян к иноземным культам, уже в первые десятилетия истории Церкви отношение язычников к христианам стало отрицательным? Какова была при этом роль иудеев?
2. Какие претензии предъявляли христианам язычники? Почему эти претензии были несправедливы?
3. Каковы были причины и ход гонений на Церковь в I в.? Во II в.? При Деции и Диоклетиане? В чём сходство и различие гонений I и II вв.? Чем отличались гонения при Траяне от гонений при Деции и Диоклетиане?
4. Почему гонения на Церковь со стороны языческого государства не достигли своей цели?
5. В чём состояла сущность мученического подвига?
Дополнительная литература по теме
Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М., 1993. С. 168—172 (церковное почитание мучеников).
Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. Ст. «Мученик», «Мартиролог».
Максимович К.А., Цыпин В., прот. Апостасия // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 94— 95.
Никишин В. О. и др. Диоклетиан // ПЭ. Т. XV. М., 2007. С. 236-238.
Чичуров И.С. Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат) (От основания до середины VII в.) // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 559—577 (561—562: гонения в Александрии).
Храпов А.В. Гонения на христиан в Римской империи // ПЭ. Т. XII. М., 2006.
С. 50-69.
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 36-61 (Гонения на христианство и мученичество христиан).
1.2. в. Отношение христиан к языческому государству
Взаимоотношения Церкви с любой государственной властью — враждебной, дружественной или нейтральной — строились и продолжают строиться на фундаментальных евангельских и апостольских принципах, сущность которых сводится к смиренному принятию любой земной власти, ибо любая власть от Бога. Сам Господь говорил: «Отдавайте кесарево кесарю» (Мф. XXII, 21; Мк. XII, 17) и в разговоре с Пилатом смиренно признавал над Собой власть земных правителей, дарованную Богом: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин. XIX, 11). О том же писал ап. Павел:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти?Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13.1—7).
С таким пониманием государственной власти, возможно, связано и то место из Послания к фессалоникийцам, в котором говорится об «удерживающем» (2 Фес. II, 6—7). Также, согласно апостолу, любой правитель нуждается в молитвах Церкви, в первую очередь для того, чтобы ей самой совершать свое служение «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. II, 1—2).
Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким
Раздел I. История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.) страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. II, 13-21).
Однако если власть начинает придавать самой себе чрезмерное значение и грубо вмешиваться в сферу божественного, она начинает восприниматься Церковью как враждебная сила. За апокалиптическими образами Откровения Иоанна Богослова (зверь, блудница) стоит Римская империя, требующая себе божеских почестей. Однако Церковь, по слову Спасителя, молится и за врагов, которых побеждает не мечом, но смирением и любовью (ср. Мф. V, 44; Лк. VI, 27).
Идея богоустановленности власти известна многим культурам, в том числе и античной, языческой. Однако для христианства главным источником этой идеи было Свящ. Писание Ветхого Завета. Об этом говорится в Книге притчей и Премудрости царя Соломона: «От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения» (Прем. Сол. VI, 3); «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. XXI, 1).
По Ветхому Завету, богопомазанные цари пользуются особой защитой Господа. В псалмах царя-Давида имеется следующее пророческое предупреждение: «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. СIV, 15). Этот запрет соблюдал и сам Давид.
После того как он был помазан на царство и Саул фактически оказался у него в руках, «Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара. Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня» (1 Цар. XXVI, 8-10).
Особенность христианского восприятия власти состояла в том, что ни иудейские цари — ставленники римлян, ни сами римские цезари никогда не воспринимались как Божии помазанники, о которых говорил Давид. Для христиан единственным подлинным помазании -