Правило 17 Лаодикийского Поместного Собора (вторая половина IV в.) запрещает непрерывно петь на богослужении, предписывая перемежать пение «чтением» (Свящ. Писания). Византийские толкователи Феодор Вальсамон и Алексей Аристин толкуют это правило именно в том смысле, что непрерывное пение псалмов было слишком утомительным.
К Псалтири очень рано добавились гимны «Величит душа моя Господа» (Μα^ηίβοαΐ) из Лк. I, 4, «Ныне отпущаеши» (Иипс сНтОИз) из Лк. II, 29 и «Слава в вышних Богу» (ΟΙοήα ιη ехсеЕгз) (ср. Апост. пост. VII, 47). Многие христиане восполняли недостаток богослужебных песнопений гимнами собственного сочинения, которые предлагали для пения на богослужении. Так, известен «гимн Спасителю Христу» Климента Александрийского, написанный античным анакреонтовым стихом. Практика сочинения авторских гимнов была запрещена Церковью на Лаодикийском Поместном Соборе (прав. 58).
Суточный круг богослужений. Согласно «Апостольскому преданию» св. Ипполита, христиане молились в течение суток семь раз (в других версиях от шести до восьми раз): после пробуждения (по другой версии, на восходе солнца), перед началом работы, в третьем, шестом, девятом часу, перед сном и в полночь. На восходе солнца сле-
|
|
Раздел I. История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.) довало благодарить Бога за сотворение дневного света; в третьем часу следовало молиться, ибо в этот час Понтий Пилат принял решение о казни Господа; в шестом часу (по другой версии, в третьем) — ибо Господь был распят в этот час; в девятом (по другой версии, в шестом) — ибо в этот час всё сотряслось, не терпя дерзости иудеев, распявших Господа. На закате солнца следует благодарить Господа за упокоение после дневных трудов. Молитва в полночь была связана с евангельской притчей о десяти девах (Мф. XXV, 6—13) (гл. 31, 34—36)[XIII].
Климент Александрийский упоминает обычай ранних христиан молиться, обратившись лицом к востоку, а также о молитвах до, во время и после трапезы (Строматы, VII, 7.43, 49; Педагог, II, 9—10).
Кроме индивидуальных молитв, в III в. в церквах каждый день совершались собрания пресвитеров и диаконов для молитвы и наставления пришедших.
Понятие о Таинствах. Слово Таинство передаёт греческое слово μυστήριον, первоначально обозначавшее мистерию, т.е. культовый обряд, таинство, доступное только посвящённым. Посвящённые (μύσται, μύητοι), иначе называемые также святыми (άγιοι), получали доступ к таинствам через символический обряд посвящения (инициации). Такие обряды существуют во всех религиях. Были они и в языческих мистериальных культах, где зачастую носили оргиастический и/или изуверский характер. В христианстве таким обрядом посвящения является Св. Крещение. Однако Таинства христианской Церкви в корне отличались от прежних обрядов инициации и мистерий формой, содержанием и эффектом, состоящим в благодатном, очищающем и просветляющем воздействии Св. Духа. Богословская дисциплина, изучающая происхождение, символику и духовный смысл Таинств, называется сакраментологией (от лат. засгатепШт ‘Таинство’)·
|
|
Как уже говорилось выше, первичные церковные сообщества (парикии) были по своей сути евхаристическими общинами верных. В литургии, которая служится в такой общине, каждый раз мистически присутствует и во всей полноте участвует Сам Господь Иисус Христос. Таинство Евхаристии по этой причине является главным церковным священнодействием. Однако для вхождения в евхаристическое собрание необходимо получить св. Крещение, «родиться от воды и Духа» (ср. Ин. III, 5). Поэтому вторым по важности (хотя и первым по времени посвящения) Таинством для христианина является, конечно, Таинство Крещения. Именно эти два Таинства вос-
ходят непосредственно к заповедям Спасителя. В свою очередь, Евхаристия и Крещение неразрывно связаны с очищением души посредством покаяния в грехах, которое помогает вступить в Церковь и сопровождает христианина в течение всей земной жизни.
Таинство Евхаристии. Главное Таинство Христианской Церкви заповедано Спасителем апостолам перед иудейской Пасхой во время Тайной Вечери. Перед тем как преломить хлеб и предложить апостолам выпить вина, Христос произносит благодарственную молитву Богу — отсюда и весь обряд впоследствии получает имя Евхаристия (греч. εύχαριστία 'благодарение’)[XIV].
Евангелисты повествуют об этом с некоторыми важными отличиями. Так, согласно евангелисту Матфею, кровь Господа проливается «во оставление грехов», ср.:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое <вино> в Царстве Отца Моего (Мф. XXVI, 26—29). Примерно в тех же словах описывается установление таинства Евхаристии у евангелиста Марка (Мк. XIV, 22-25).
Итак, по Матфею, Господь приносит себя в жертву за грехи «многих людей». Евангелист Лука передаёт эти слова несколько иначе: тело Господа приносится в жертву «за вас». После этого Господь даёт заповедь: «Сие творите в моё воспоминание» — и лишь потом говорит о крови Нового Завета.
И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша — Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. XXII, 14—20).
Буквальное восприятие этих слов евангелиста Луки стало причиной того, что в некоторых церковных общинах ключевым собы-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) тием Евхаристии, видимо, было именно освящение хлеба. Согласно книге Деяний, первые общины совершали Евхаристию «преломлением хлеба» (Деян. II, 42; XX, 7; 11). Св. ап. Павел писал коринфским христианам: «Все мы причащаемся от одного <и того же> хлеба» (1 Кор. X, 17 — правда, в предыдущей строке упоминается и «чаша благословения»). Только о Св. Хлебе пишет и сщмч. Игнатий Богоносец'. «Повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один Хлеб, который есть врачевство бессмертия» (Еф. XX, 2).
|
|
В Римско-Католической Церкви, сохранившей ряд архаичных церковных традиций (в том числе тонзуру и короткую стрижку волос у духовенства), мирян и поныне причащают только кусочками освящённого пресного хлеба — облатками (из лат. оЫаШт ‘приношение’)· Евхаристия в ранней Церкви совершалась на обычном для того времени квасном (дрожжевом) хлебе (Римская Церковь с VII в. начала использовать для Евхаристии пресный хлеб, что не нашло одобрения на христианском Востоке). По свидетельству ап. Павла, первые евхаристические трапезы (тогда они ещё не назвались литургиями, т.е. ‘службами’) проходили в церковном собрании, на которое каждый приходил со своей едой и вином. Апостол призывает совершать трапезу Господню чинно и благопристойно, не торопясь поскорее съесть лучшие куски. Те, кто голоден, говорит апостол, пусть лучше ужинают дома. В противном случае они вкушают Тело и пьют Кровь Господа себе в осуждение (1 Кор. XI, 21-22; 31). Из этого послания очевидно, что первоначально Евхаристия соединялась с обычной трапезой. Лишь к III в. вошло в обычай вкушать Св. Дары только натощак.
В самых ранних христианских памятниках мы находим тексты первых евхаристических молитв. Например, в главе IX книги Дидахе («Учение 12 апостолов») об этом сказано так:
IX. А что касается евхаристии (благодарения), то благодарите так. Сперва о чаше: «Благодарим Тебя, наш Отец, за святую лозу Давида, Твоего слуги (παιδός), Которую Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса. Слава Тебе во веки». О преломляемом же хлебе (κλάσματος): «Благодарим Тебя, наш Отец, за жизнь и ведение, которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса. Слава Тебе во веки. Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твоё Царство: ибо Твоя слава и сила во веки». И пусть никто не ест и не пьёт от вашей евхаристии (благодарения), кроме крещённых во имя Господа, ибо ска-
|
|
зал об этом Господь: «Не давайте святыни псам» (Мф. VII, 6) (перевод мой. — К.М.).
В Дидахе также предписывается перед трапезой исповедать свои прегрешения и примириться с братьями по вере (гл. XIV). Общий контекст сообщений Дидахе позволяет сделать вывод о совершении Евхаристии по воскресным дням и после крещения новообращённых.
Самое раннее описание чина христианской Евхаристии (совершаемой по принятии св. Крещения) оставил св. Иустин Мученик (Философ). — Согласно описанию Иустина, порядок Евхаристии в середине II в. был следующим: сначала звучали общие молитвы, присутствующие верные давали друг другу лобзание мира, затем предстоятелю (епископу) приносили вино и хлеб с водой, звучали евхаристические молитвы с благодарениями Богу за сотворение мира, искупление (сюда же включались установительные слова Христа на Тайной Вечере), центральная молитва возношения — андфора (ср. греч. αναφορά ‘возношение’) и совершалось преложение Св. Даров. В конце диаконы причащали народ «хлебом, и вином, и водой» (1-я Апология 65, 67). Как видим, литургия апостольских времён в целом повторяет чино- последование современной православной литургии, однако в то время она ещё не получила единого образца (формуляра) и служилась по-разному в зависимости от местных литургических традиций.
Довольно подробное описание чинопоследования Евхаристии (анафоры) имеется также в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» (III в.).
Авторство «Апостольского предания» усваивается сщмч. Ипполиту Римскому, однако текст памятника в первоначальном виде не сохранился. Имеются несколько редакций — самой древней из них является латинская редакция IVили Vв., частично сохранившаяся в Веронском палимпсесте конца V в. Древняя греческая версия сохранилась только в восточных обработках начиная с V в. — сирийской, коптской, арабской, эфиопской.
Начинается она диалогом епископа с народом (с приветственным возгласом «Господь с вами!»), затем следует вступление (ргаеГайо) о сотворении мира через «Отрока (т.е. слугу) Божия» Иисуса Христа и домостроительстве спасения. После этого следует рассказ ^установлении Таинства Евхаристии (ίηδύΐυύο); затем воспоминание (анамнеза, андмнесис) Христовых Страстей и указание на приношение хлеба и вина. Кульминацией чина является собственно анафора - призывание (эпиклёза) Св. Духа и прошение о собрании воедино и освящении причащающихся. Затем следовало благословение елея, сыра и мас-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) лин, преломление Св. Хлеба (Тела Христова) и причащение. Завершалась литургия славословием и возгласом Аминь (Апост. пред. IV). В этом чинопоследовании после вступления отсутствует серафимская песнь («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...»), а после эпиклезы — так называемое ходатайство (пйегсеззю), во время которого епископ читал молитвы о живых и умерших (впоследствии появилась практика, согласно которой в ходе т!егсе88ю диакон читал поминальные списки — диптихи).
Считается, что из дошедших до нас чинопоследований Евхаристии анафора «Апостольского предания» является наиболее древней. В ней литургия ещё не вполне отделена от трапезы — об этом свидетельствует вкушение воды, молока и мёда вместе со Св. Тайнами в чине крещальной литургии (см. ниже).
Такую же архаичную структуру имеет анафора одного из древнейших литургических памятников V в., который носит название «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (иногда эту анафору относят к III в.). В ней также отсутствует «Свят, Свят, Свят» после вступления и ходатайство за живых и умерших (т1егсе88ю) после эпиклезы (призвания Св. Духа). Особенностью этого типа анафоры является то, что в эпиклезе испрашивается не нисхождение Св. Духа на дары, а «вознесение» даров, т.е. их преложение из обычных хлеба и вина в тело и Кровь Христовы (так называемая «восходящая эпиклеза»).
В III в. христиане причащались ежедневно у себя дома (Апост. пред. 36), а по воскресеньям — в церкви (там же, 22).
Следующим важнейшим источником наших знаний о древнем церковном богослужении являются так называемые «Апостольские постановления» — памятник, формировавшийся на протяжении III— IV вв.
«Апостольские постановления» — это свод церковных постановлений и предписаний морального, литургического и дисциплинарного характера, составленный, по преданию, 12 апостолами и переданный через св. Климента, еп. Римского. В действительности памятник составлен из частей разного происхождения и в дошедшем до нас виде относится ко второй половине IV в. Хотя в тексте «Апостольских постановлений» обнаружены следы еретических взглядов, тем не менее памятник содержит очень ценные сведения о церковной жизни первых веков христианства. Пято-Шестой Вселенский (Трулльский) Собор (691-692 гг.) в своем 2 каноне заклеймил «Апостольские постановления» как «порождение еретического лжесловия», однако фрагменты этого сочинения под именем «канонов свв. апостолов Петра и Павла» ещё долгое время переписы-
вались в составе византийских номоканонов, а впоследствии были переведены на славянский язык и включены в древнерусские юридические сборники — «кормчие книги».
Книги I—VI «Апостольских постановлений» повествуют о церковной иерархии, схизмах и ересях. Кн. VII содержит сирийскую переработку Дидахе, а кн. VIII — Апостольское предание св. Ипполита Римского. В ней речь идет о харизмах (духовных дарованиях) и приводятся тексты различных формул рукоположений и посвящений. В формулу рукоположения епископов включен полный текст литургии — древнейшей из тех, что сохранились в полном виде (VIII, 4—15). В конце помещена «литургия ап. Иакова» с чинами вечерни и утрени (VIII, 35—43). В приложении к VIII кн. помещены 85 так называемых «канонов свв. Апостолов».
В целом литургические сведения Апостольских постановлений относятся к ГУв., однако некоторые особенности анафоры (в кн. VII, 25—26) восходят к очень раннему времени и повторяют структуру анафоры ъДидахе (см. выше).
Евхаристия и «вечери любви» (агапы). В древнейших христианских памятниках встречается упоминание о так называемых «вечерях любви» — агапах (ср. греч. αγάπη ‘(духовная) любовь’). Агапы представляли собой совместные трапезы христиан в частных домах, а примерно с конца II в. — в храмах.
Впрочем, намёки на агапы есть не только в христианских, но и в языческих источниках. Так, в рассмотренном выше диалоге Мину- ция Феликса «Октавий», как мы помним, римский язычник Цецилий пересказывает сплетни о якобы развратном поведении христиан во время собраний и пиров — весьма вероятно, что поводом к сплетням послужил несовершенный латинский перевод греч. агйпе ‘любовь’.
Первоначально эти трапезы, вероятно, имели евхаристический характер — об этом свидетельствует св. Игнатий Богоносец, запрещающий крестить и «совершать вечерю любви» без епископа (Поел, к Смирн. 8). Впервые такие агапы упоминаются в Послании ап. Иуды (I, 12). Примерно с середины II в. агапы отделяются от Евхаристии, превратившись в братские трапезы благотворительного характера, на которых богатые члены общины угощали за свой счёт бедную братию.
Наиболее подробное описание агап находим в Апостольском предании III в. (гл. 26). Агапу (в лат. сепа άοηύηΐοα — «вечеря Господня») устраивают богатые члены общины, которые приглашают только тех, кого хотели бы видеть, за исключением оглашаемых («катехуменов»). Председательствует на вечере епископ, а в его отсутствие — пресвитер или диакон. Допускается и участие одних лишь мирян — тогда председательствует один из них. Если председательствует священнослужитель, то в начале трапезы он благословляет и преломляет хлеб (называемый евлогией — «благословением») и сам вкушает первую частицу, остальные части раздаются присутствующим. Над чашей с вином также произносится благодарение, после чего все пьют из неё. Остатки трапезы разносятся по домам отсутствовавших по какой-либо причине членов общины.
В IV в. агапы теряют своё значение и в конце IV в. Лаодикийский Поместный Собор (прав. 28) запрещает проводить агапы в храмах (впоследствии запрет повторён на Пято-Шестом, Трулльском Вселенском соборе 691—692 гг., прав. 74).
Таинства Крещения и Миропомазания. Таинство Крещения, как и Евхаристия, является богоустановленным священнодействием, восходящим к заповеди Спасителя апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. XXVIII, 19). Значение Крещения явлено в другом изречении Христа, адресованном иудейскому старейшине Никодиму'. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. III, 5).
Крещение Св. Духом было предсказано уже св. Иоанном Предтечей (Мф. III, 11; Мк. I, 8; Лк. III, 16) и впервые явлено во время Крещения Господня в реке Иордан (Богоявления) (Мф. III, 13—17; Мк. I, 9—11; Лк. III, 21—22;). Сам Христос предсказывает апостолам Пятидесятницу как «крещение Духом Святым» (Деян. I, 5; XI, 16).
Св. пророк Иоанн Предтеча крестил только водой, и это ритуальное омовение (очищение) знаменовало покаяние в грехах. Для христиан Крещение - это не просто очищение души в покаянии, но прощение всех прошлых грехов и стяжание Св. Духа в ритуальном призывании Св. Троицы. В крещении Иоанна не было христианского догматического содержания, а значит - и благодатной силы (Деян. I, 5; XI, 16). Поэтому ап. Павел заново крестил эфесских иудеохристиан, получивших только Иоанново крещение и даже не слыхавших о том, «есть ли Дух Святый» (Деян. XIX, 1—7).
Евангелист Иоанн сообщает, что еще во время земной жизни Спасителя апостолы крестили людей в Иудее (Ин. III, 3; IV, 1), однако это сообщение не подтверждается тремя другими евангелистами. Первое надёжное известие о совершении апостолами Таинства Крещения находим в книге Деяний, где рассказывается о крещении ап. Петром после Пятидесятницы почти 3 тыс. иудеев (Деян. II, 38—41). Ап. Филипп обратил и крестил в Самарии Симона Волхва и многих мужчин и женщин. Там же крестили народ Пётр и Иоанн (там же, VIII, 9—17). О крещении ап. Петром сотника Корнилия с семейством уже говорилось выше. Ап. Павел крестил «некоторых учеников», числом около 12, знавших только «Иоанново крещение» покаяния. Павел возлагает на них руки, после чего на них сходит Св. Дух и они получают благодатный дар пророчества и «говорения языками» (Деян. XIX, 1-7).
Итак, все апостолы не только сами получили от Св. Духа благодатные дары исцелений и пророчеств, но и могли передавать эти дары другим. Знаменательно, что эта передача благодати другим людям происходила именно через руковозложение в Таинстве Крещения.
В одном из самых ранних источников, Дидахе, о совершении Таинства Крещения говорится так (гл. 7):
А что касается Крещения, то крестите так: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа в живой <проточной> воде. [Если же нет у тебя живой воды, крести в другой воде, если же не можешь в холодной, то в тёплой. Если у тебя нет ни той, ни другой, вылей на голову воду трижды — во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. А перед Крещением пусть постятся крестящий и крещаемый, и остальные, если могут. А поститься вели кре- щаемому один или два дня] (перевод мой. — КМ.)’.
Уже с очень ранней поры Таинство Крещения в Церкви совмещается с Таинством Миропомазания. Единого чина Крещения вплоть до III в. не существовало, и наши источники описывают его по-разному. Так, в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского (гл. 21) находим следующие данные: неофиты (новички) принимают Крещение утром в воскресенье после ночного бдения. Епископ совершает освящение воды (которая должна быть проточной), а также освящение двух видов елея (оливкового масла), которые называются «елей заклинания» и «елей благодарения». Непосредственно перед Крещением совершается чин отречения от дьявола и помазание крещаемого «елеем заклинания». Произнесение Символа веры различается в разных источниках «Апостольского предания». Согласно одной версии, Символ произносился пресвитером в виде трёх вопросов, на которые крещаемый, стоя в купели, давал утвердительный ответ. По другой версии, Символ произносился от начала до конца диаконом, стоящим в воде вместе с крещаемым, после чего тот трижды подтверждая своё согласие. Вслед за каждой из частей Символа епископ или пре-
1 При пользовании данным источником следует иметь в виду, что все фразы, кроме первой, сомнительны — они могут быть не подлинными, а вставленными позднее. По этой причине издатель взял их в квадратные скобки.
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) свитер погружали крещаемого в воду. После погружения крещаемый получал два миропомазания: первое помазание «елеем благодарения» совершал пресвитер сразу после Крещения, другое, как правило, совершал епископ в церкви, после руковозложения и чтения молитвы о даровании новокрещёному дара Св. Духа. После заключительного епископского лобзания совершалась литургия. Причащение после неё сопровождалось так называемым «чином священных чаш», когда между причащением Тела и Крови происходило вкушение от чаши с водой и чаши с молоком и мёдом.
В «Апостольском предании» упоминается также практика крещения младенцев, которая, вероятно, существовала с очень раннего времени, однако не являлась обязательной, а иногда и вызывала возражения (Тертуллиан, О крещении, 18). В Северной Африке Карфагенский Собор 253 г. под председательством св. Киприана постановил крестить детей по возможности на второй или третий день после рождения. Крещение в младенческом возрасте способствовало появлению института восприемников (зропзогез, άνάδοχοι), которые должны были следить за христианским воспитанием своих духовных чад.
В другом важном источнике — «Апостольских постановлениях» — чин Крещения описывется трижды (III, 16-18; VII, 22 и VII, 39, 45). Здесь последовательность действий несколько иная, чем в предыдущем источнике. Принятию Таинства предшествует строгий пост. Крещение начинается отречением от сатаны и сочетанием Христу. Затем следует помазание крещаемых елеем, который благословляется архиереем — причём епископ помазывает голову, а диакон или диакониса (у женщин) довершает помазание всего тела. Затем освящается вода и епископ или пресвитер совершает Крещение через троекратное погружение во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. После этого новокрещёный получал Миропомазание как «печать соединения (со Христом)» (в «Апостольских постановлениях» приводятся две молитвы на освящение мира). После этого новокрещёный, повернувшись к востоку, читал слова молитвы Господней («Отче наш») и молитву о ниспослании Св. Духа.
Таким образом, чин Крещения по двум нашим источникам отличается некоторыми особенностями: так, в первом случае освящение воды и елея предшествует Крещению, а во втором — включено в чин Крещения. Во втором тексте нет разделения освящённого елея на два вида, не упоминается «чин священных чаш» и т.д.
По толкованию Тертуллиана, современному нашим ранним источникам, Св. Дух сходит на крещаемого не во время погружения в воду и не во время последующего миропомазания, а только через возложение рук священника и призывательную молитву — эпиклезу (О крещении 6—8).
После Таинства Крещения совершался чин крещальной литургии, на которой новокрещёные (неофиты) приобщались Тела и Крови Христовых. Так завершалось их вступление в ряды «святых», т.е. посвящённых в Таинства христианской Церкви.
Примечательно, что в Древней Церкви Крещение позволялось совершать диакону и даже мирянину. Вот что пишет об этом Тертуллиан'.
Чтобы завершить обсуждение предмета, остается упомянуть также о правилах совершения и принятия Крещения. Правом совершения обладает архиерей (зиттиз засегбоз), т.е. епископ. За ним <следу- ют > пресвитеры и диаконы, однако, не без воли епископа, чтобы сохранялось уважение к Церкви, при соблюдении которого сохраняется и мир. Впрочем, это право дано также мирянам (ибо что одинаково приемлется, то одинаково может быть и дано). Если же нет епископов, или пресвитеров и диаконов, зовут учеников. Слово Господа не должно быть сокрыто ни от кого. Поэтому и Крещение, такое же достояние Божье, могут совершать все. Но тем строже должны миряне следовать правилам смирения и скромности, что в этом они соперничают с вышестоящими, дабы не присваивать себе служение епископа (О Крещении, 17) (перевод мой. — К.М).
Таинство Покаяния. В ранней Церкви покаяние ещё не имело тайного характера и не могло претендовать на статус особого церковного Таинства. Скорее, оно включалось в другие Таинства как их важная составная часть.
Уже крещение св. пророка Иоанна Предтечи было связано с покаянием, ср. его призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» и «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. III, 2,6—8,11; ср. Мк. I, 3; Лк. III, 3). Христианское Таинство Крещения также предполагает покаяние для подготовки души к принятию благодати Св. Духа.
Покаяние в грехах с первых лет истории Церкви становится важнейшим средством очищения души для соединения с Богом и в Таинстве Евхаристии:
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. XI, 28—31).
Так, согласно апостолу, христианин перед участием в Евхаристии должен испытать свою совесть, чтобы не причаститься себе в осуждение. В «Учении 12 апостолов» (Дидахе) также говорится: «В день же Господень, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав грехи ваши, чтобы чистой была ваша жертва» (гл. XIV, 1) (перевод мой. - К.М.).
Формализация покаяния в виде особого церковного Таинства происходит не ранее VI в. (а скорее всего, гораздо позже) с появлением так называемой тайной исповеди. До этого времени покаяние было публичным и не имело особого богослужебного чина (подробнее см. 1.3.д. Церковная дисциплина, церковный суд и начало канонического права). О публичном характере покаяния говорят следующие свидетельства из Нового Завета:
Многие же из уверовавших (в Эфесе) приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми (Деян. XIX, 18—19).
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. V, 16).
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели
(1 Тим. V, 20).
С первых времён и на протяжении всей истории Церкви право судить грешников, назначать им наказание и отпускать грехи было делегировано епископу (см. 1.3.а. Церковные институты в 1—П1вв.). Это право и поныне обосновывается ссылкой на слова Спасителя апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. XVIII, 18). Епископы, как преемники апостолов, получают от них это право в акте поставления. Начиная с III в. отпущение грехов наряду с епископами уже могут совершать и пресвитеры- духовники. Однако право епископа (пресвитера) прощать грешников (как правило, через возложение рук) ещё не сообщает этому акту характера церковного Таинства (по крайней мере, в современном понимании этого слова). С другой стороны, мистическое (т.е. непостижимое, таинственное) очищение души в акте покаяния безусловно имело место. По этой причине можно говорить о фактическом существовании Таинства Покаяния уже в ранней Церкви, однако это Таинство долгое время совершалось без специального церковного чинопоследования. Чин исповеди формируется в Византии только вУ1—X вв.