Митрополит Волоколамский 12 страница


Основной проблемой христианской апологетической мысли II— III вв. было отношение к философскому наследию античного языче­ства. Апологеты по-разному решали эту проблему. Некоторые, как Иустин Философ, считали древних иудейских и языческих мудрецов причастными Св. Духу, другие, как Татиан и Тертуллиан, отрицали философию как таковую и не видели в ней никакой ценности для христианства. Однако магистральный путь развития богословия вёл не в обход философии, а напротив — через усвоение философских достижений уходящей языческой культуры. Потребовалось ещё при­мерно 100 лет для того, чтобы формы и категории мысли, разработан­ные в античной философии, окончательно приобрели христианское содержание в творчестве отцов так называемой «каппадокийской школы» — святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Василия Великого.

Богословие развивалось в III в. не только под пером единичных апологетов — в это время в крупных городах Востока появляются и первые богословские школы.

Контрольные вопросы по теме

1. Что такое богословие?Каковы, три главные причины появления христианско­го систематического богословия?

2. Каковы были основные черты раннехристианского богословия? В чём была суть «теории заимствования»? Что такое «субординационизм»? Каковы были философские предпосылки появления богословия Логоса?

3. Кто такие апологеты?Почему они так называются?

4. Как апологеты относились к античному философскому наследию?

5. Перечислите главных греческих апологетов и кратко опишите их богослов­ские взгляды.

6. Перечислите главных латинских апологетов и кратко опишите их богослов­ские взгляды.

Дополнительная литература по теме

Афинагор (без авт.) // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 83-85.

Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 91— 93.

Никифоров М.В. Диогнету Послание // ПЭ. Т. XV. М., 2007. С. 224—228 (227— 228).

Фокин А.Р: Арнобий Старший // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 376-378.

Фокин А.Р. Латинская патрология. Период первый: доникейская латинская патрология (150-325 гг.). Т. I. М., 2005.

1.4.6. Богословские школы в ранней Церкви

(КА. Максимович, С А. Медведев)

Александрийская богословская школа. Важнейшую роль в раз­витии христианского богословия II—III вв. сыграло так называемое Александрийское огласительное училище. Первый церковный исто­рик Евсевий Кесарийский связывает его основание с деятельностью ап. Марка'.

Говорят, что этот самый Марк был первым послан в Египет, про­поведал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Алек­сандрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверо­вавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях, собраниях, общих трапезах и вообще обо всем образе их жизни (Церк. ист. II, 16).

Известно, что в Александрии преподавал апологет Афинагор (см. выше), однако его связь с Александрийским училищем не установ­лена.

Важную роль в истории школы сыграл христианский учёный- энциклопедист Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215 гг.), чьим предшественником и учителем был обратившийся в христианство философ-стоик Пантен (ум. ок. 200 г.), а учеником и преемником — Ориген (ок. 185—254 гг.), ставший руководителем школы в возрасте 18 лет (Евсевий. Церк. ист. VI, 3.3). Однако до начала III в. мы вряд ли можем говорить об Александрийской школе как о сложившемся богословском и образовательном институте, имеющем преемствен­ность в руководстве и единую программу преподавания. Следует помнить, что в античности школы — это не организации, а группы учеников и единомышленников, объединённых вокруг наставника. Иными словами, на раннем этапе существовала не одна преемствен­ная школа, а несколько школ вокруг разных учителей. При этом в трудах Климента Александрийского не упоминается, что он учился у Пантена[XXIX], а Ориген не говорит, что его учителем был Климент.

Только во времена Оригена (т.е. в первой половине III в.) можно говорить о превращении Александрийской школы в некое подобие высшего церковного училища. Необходимой предпосылкой этого ста­ло сотрудничество руководителя школы Оригена с высшей церковной властью Александрии в лице еп. Димитрия (ум. в 232 г., еп. с 189 г.).

По сообщению Евсевия, Ориген поначалу совмещал наставниче­ство в слове Божием с преподаванием грамматики. Когда же число учеников умножилось, грамматику (а заодно и другие эллинские нау­ки) пришлось оставить и всецело предаться преподаванию христи­анской «философии» (Церк. ист. VI, 3.8-9). Взаимодействие с цер­ковной властью способствовало тому, что при руководстве Оригена Александрийское катехетическое (огласительное) училище стано­вится подлинно церковным институтом.

Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, ве­роятно, три этапа: на первом этапе изучались общеобразовательные предметы, на втором — античная философия в трудах её главней­ших представителей и на третьем этапе - христианское богословие (в основном экзегетика — толкование Свящ. Писания). Обучение продолжалось, вероятно, пять лет, в течение которых христианское обучение сопровождалось практической аскезой. При Клименте и Оригене школа имела апологетический и миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.

Оригена, пожалуй, можно назвать самым влиятельным богосло­вом ранней Церкви. Многие из его учеников заняли важные места в церковной иерархии, отцы и учители Церкви читали и очень хва­лили его труды. С самого начала Ориген был спорной фигурой. Но влияние его было так огромно, что споры о его наследии велись и после его смерти[XXX]. Эти споры привели к тому, что в середине VI в. Ориген был посмертно анафематствован. Среди обвинений — субор- динационизм (см. выше), учение о предсуществовании душ разумных существ до творения материального мира, об уничтожении матери­ального мира после Второго Пришествия, учение о всеобщем спа­сении всех существ (апокатбстасисе), особое учение о Воплощении Христа. Однако многие идеи и методы Оригена (учение о совечности Сына Отцу, экзегетический метод и др.) прочно вошли в богословие Церкви через его канонизированных авторитетых последователей, в первую очередь свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова (На- зианзина).

Осуждение Оригена спустя 300 лет после смерти привело к тому, что мы сейчас владеем только малой частью произведений этого ав­тора. Все свои сомнительные идеи он высказывает лишь в одной из сохранившихся книг, знаменитом трактате «О началах», который


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) можно назвать первым христианским учебником богословия. Остав­шиеся творения содержат вполне православное по своим временам учение. Ориген был известен своими глубокими познаниями в мир­ских науках и оставил после себя толкования на все книги Священ­ного Писания, из которых сохранились лишь немногие. Также он предпринял неслыханный по тем временам текстологический труд — издание сводного текста Ветхого Завета на разных языках. Это изда­ние получило название Гекзаплы (букв. «Шестичастная (Библия)).

Гекзаплы Оригена охватывали 6 тыс. листов пергамена и в пере­плетённом виде составили целых 50 томов! Каждый лист был раз­делён на шесть колонок (отсюда название всего труда). В первой колонке воспроизводился еврейский текст Ветхого Завета, во вто­рой — транскрипция этого текста греческими буквами, в третьей — перевод на греческий язык, сделанный принявшим иудаизм греком Аквилой (первая половина II в.), в четвёртой — греческий перевод Симмаха (рубеж II—III вв.), в пятой — текст Септуагинты (70 тол­ковников, см. выше) и в шестой — перевод Феодотиона Эфесского (80-е гг. II в.). Благодаря этому изданию Ориген считается основопо­ложником библейской текстологии как особого направления библеи- стики. Оставил свой след Ориген и в жанре апологии. Он написал опровержение на антихристианскую книгу Цельса «Истинное сло­во». Только благодаря ему мы сейчас знаем из неё хотя бы отрывки.

К сожалению, деятельность Оригена в Александрии была пре­рвана ссорой между ним и еп. Димитрием в 231 г. Оригену пришлось уехать в Кесарию Палестинскую, где он создал новую богословскую школу по старому образцу. Димитрий же поставил главой Алексан­дрийского училища ученика и заместителя Оригена свт. Иракла (ум. в 247 г.), который вскоре, после смерти Димитрия, стал еписко­пом Александрии (с 232 г.). Следующий александрийский епископ, свт. Дионисий Великий (конец II в. — 265 г., еп. с 247 г.), видный богос­лов и церковный политик, был учеником Оригена и Иракла и главой Александрийской школы. Вероятно, при нём училище использова­лось прежде всего для подготовки служителей Церкви.

Деятельность Александрийской школы имела специфический характер, поскольку в ней христианская катехизация совмещалась с изучением языческой философии и богословским творчеством. Со­ответственно, александрийское богословие имело следующие основные черты:

Во-первых, оно активно использовало понятийный аппарат и ме­тодологию различных философских школ античности (преимуществен-


но платонизма). В этом отношении представители Александрийской школы продолжали традиции греческих апологетов II в., особенно сщмч. Иустина Философа и Афинагора (см. выше). Однако фило­софские категории античности были адаптированы ими к христиан­скому учению, переходя тем самым из языческой философии в си­стему христианского богословия.

Во-вторых, под влиянием учёного александрийского иудея Фило­на александрийцы (и прежде всего Ориген) широко использовали так называемый аллегорический (иносказательный) метод толкования (эк­зегезы) Свящ. Писания. Однако если Филон ставил перед собой задачу согласовать иудейское Писание с греческой космологией, этикой и антропологией, то христианское богословие александрийцев было направлено на согласование Ветхого и Нового Заветов. Используе­мый ими метод аллегорической экзегезы Свящ. Писания состоял в том, что ключевые события и личности Ветхого Завета понимались как прообразы событий и личностей Нового Завета. Александрий­цы исходили из идеи богодухновенности и тем самым сущностного единства обоих Заветов - поэтому, с их точки зрения, между ними существует таинственная, скрытая связь, которую можно вскрыть методами учёной экзегетики. В библейских повествованиях алек­сандрийцы искали особый, духовный смысл, скрытый за телесным (т.е. реальным, буквальным) рассказом об исторических событиях и лицах. Иногда духовное и телесное толкования дополнялись проме­жуточным — нравственным (иначе оно называлось психическим, т.е. «душевным»).

В качестве примера александрийской экзегезы можно привести толкование на историю взаимоотношений праотца Авраама с его женой Саррой и её служанкой Агарью (Быт. XVI, 1-6). По Клименту и Оригену, которые в этом следуют за Филоном Александрийским, Сарра означает богооткровенное знание, тогда как египтянка Агарь символизирует эллинские науки: геометрию, арифметику, грам­матику, риторику и этику. Следовательно, подобно тому как Агарь была служанкой Сарры, эллинская мудрость должна занимать более низкое место в иерархии наук, чем мудрость Откровения (Филон. Вопр. и отв. на кн. быт. III, 18—30; Клим. Алекс. Строматы I, 5; Ори­ген. Поел, к Григ. Чуд. 1).

В-третьих, Александрийская школа разработала довольно ори­гинальную христологию (правда, проявляется она уже за пределами нашего периода, лишь в V в.). В частности, свт. Кирилл Александрий­ский (376—444 гг., еп. с 412 г.) в учении о двух природах Христа - бо-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) жественной и человеческой — подчёркивал тесное единство обоих естеств, но делал особый акцент именно на божественной природе. К этому времени (в 1У-У вв.) в трудах александрийцев всё более важ­ную роль начинает играть богословское учение о Св. Троице (триа- дология), христология и учение о спасении — сотериология (о чём бу­дет подробно рассказано ниже).

Школа в Александрии исчезает в начале V в., оказав (прежде все­го через Оригена) огромное влияние на развитие всех направлений христианского богословия. Её традиции получили развитие в трудах отцов каппадокийской школы IV в., а через них были усвоены после­дующей богословской традицией — как восточной, так и западной.

Кесарийское училище. Как уже говорилось, после ссоры с Алек­сандрийским еп. Димитрием Ориген основал в Кесарии Палестин­ской новое огласительное и богословское училище (школу). Вид­нейшим представителем этой школы после смерти Оригена был его ученик Григорий, еп, Неокесарийский (Чудотворец) (ок. 213 — после 270 гг.). В начале IV в. традиции школы были продолжены мч. Пам- филом и его учеником, знаменитым церковным историком Евсевием, еп. Кесарийским.

Антиохийская и Эдесско-Нисибинская богословские школы. Бого­словская школа в Антиохии, в отличие от Александрийской, не была отдельным образовательным учреждением с особой программой пре­подавания и преемственностью в руководстве. Основателем школы считается мч. Лукиан, бывший пресвитером в Антиохии и приняв­ший мученическую кончину в Никомидии во время гонений Гале- рия (311 г.). В дошедшем под его именем Символе веры Христос при­знаётся «Сыном Божиим, единственным единородным Богом, через Которого было сотворено всё, Который был рождён Отцом прежде всех веков, Богом от Бога... постоянным подобием Бога Отца». Учение о подобии Сына Отцу, видимо, было особым образом интерпрети­ровано впоследствии еретиком Арием и его последователями, кото­рые называли Лукиана своим учителем. Лукиан был также известен своими критическими изданиями текстов Ветхого и Нового Завета (так, в Сирии и Малой Азии получила широкое распространение так называемая «лукиановская редакция» Септуагинты).

Однако подлинного расцвета Антиохийская школа достигла толь­ко в IV—V вв., когда виднейшими её представителями стали Диодор, еп. Гарса (ок. 379 — ок. 392 гг.), Феодор Мопсуэстийский (393—428 гг.), свт. Иоанн Златоуст (между 340 и 350—407 гг.) и крупный церковный историк и богослов V в. Феодорит Кирский (ок. 393 — ок. 466 гг.).


Метод экзегезы Свящ. Писания Антиохийской школы отличал­ся от аллегорических толкований Оригена и других александрийцев. Здесь предпочитали более конкретные (исторические, реальные, грамматические) толкования Свящ. Писания, не вдаваясь в поиски скрытых прообразов и придумывание символов, чем иногда греши­ли александрийцы. В Свящ. Писании антиохийские экзегеты стара­лись постичь авторский «замысел» и конкретную «цель» написания отдельных книг. Иными словами, они видели в священных текстах прежде всего литературные произведения древних авторов и для ана­лиза этих текстов применяли методы и приёмы литературоведения. В Александрии же, наоборот, Свящ. Писание были склонны воспри­нимать как произведение не столько человека, сколько Св. Духа — от­сюда проистекал аллегоризм и символизм, характерный для метода Александрийской школы.

Впрочем, между методами экзегезы в Александрии и Антиохии было и важное сходство — обе школы придавали большое значение нравственному началу, отражённому в Свящ. Писании. Поэтому экзегеты обеих школ часто давали тем или иным эпизодам Ветхого Завета моралистические толкования.

Догматическое богословие антиохийцев также имело свои осо­бенности. Прежде всего отличия от Александрийской школы каса­лись христологии. Если в Александрии особо выделяли божественную природу во Христе, то антиохийцы, наоборот, подчёркивали полноту Его человеческой природы. Впоследствии абсолютизация этих взгля­дов Константинопольским архиеп. Несторием (428—431 гг.) привела к появлению ереси несторианства, осуждённой на III Вселенском Соборе (Эфес, 431 г.). После этого Антиохийская школа приходит в упадок и окончательно замирает после осуждения на V Вселен­ском Соборе (Константинополь, 553 г.) христологии Ивы Эдесского, Феодорита Кирского и Феодора Мопсуэстийского. В V в. традиции Антиохийской школы богословия продолжила сирийская Эдесско- Нисибинская школа, одним из основателей которой стал прп. Ефрем Сирин (около 306—373 гг.).

Резюмируя сказанное, подчеркнём, что богословские школы ΠΙ-ΐν вв. стали результатом активной работы раннехристианских писателей по систематизации и пропаганде своего учения среди ши­роких масс языческого населения империи. Возникновение главных богословских направлений в Александрии и Антиохии не является случайностью — ведь в то время эти два города были подлинными культурными столицами Востока, в которых жили и творили обра-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) зованнейшие люди своего времени. В этих городах христианское бо­гословие прошло прекрасную школу — школу философской мысли, логического анализа, критики текста древних книг. Этот бесценный опыт впоследствии был в полной мере использован при создании ве­ликих богословских трудов IV-VII вв.











































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: