Причины появления систематического богословия. Раннее христианство по мере своего развития не оставалось в своей первоначальной форме. После того, как Церковь обратилась с проповедью к широким массам язычников, возникла потребность в официальной доктрине, которую можно было бы проповедовать не только «труждающимся и обремененным», но и вполне благополучным, знатным и культурным людям, получившим обычное для своего времени философское образование в рамках существовавших тогда философских школ.
Здесь необходимо вспомнить, что философия в древнем мире, как и в наши дни, была важнейшим способом получить фундаментальные знания о мире и человеке. Философия обобщала данные всех естественных, гуманитарных и моральных наук, была одновременно школой мысли и школой добродетели. Противостоять философии в те времена было столь же смелым (и столь же безнадёжным) делом, как сейчас противостоять науке. Первая Церковь была достаточно внутренне сильна, чтобы противостоять «мудрости» языческого мира — ведь этот погрязший в грехе мир должен был вскоре сгореть в пламени Страшного Суда. Когда же оказалось, что мир продолжает существовать и Церковь в нём продолжает привлекать людей, пренебрегать философией стало уже невозможно. Ведь люди приходили в Церковь с уже сформированными представлениями о жизни. Они были детьми своей эпохи, и большинство из них при вступлении в Церковь не могли отбросить свои знания и убеждения, как мы не можем забыть таблицу умножения или учение о том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Когда эти образованные люди, вчерашние язычники, начинали обдумывать основные идеи христианского учения, они неизбежно обращались к единственному универсальному языку, который они знали, - к языку философии.
Итак, первая причина появления систематического христианского богословия — это потребности проповеди и катехизации в среде образованных язычников.
Другой причиной зарождения в Церкви богословия явилось то, что христианство из-за своей изначальной антимирской направленности быстро снискало себе дурную славу в эллинско-римском языческом обществе вплоть до официального запрещения и кровавых гонений. Часть христиан, помня заветы Христа, продолжала считать, что гонения и неприятие — это естественные следствия веры. Другие старались защитить христианство в глазах общества, которое было инициатором гонений. Для этого надо было показать, что христиан - РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) ское учение проникнуто заботой о человеке и не представляет опасности для общественной морали. Не будем забывать, что язычники вели активную полемику против христиан, используя в полемических целях богатейший категориальный аппарат эллинской философии. Чтобы дискутировать на равных и обращать против язычников их же оружие, христианам было необходимо сначала изучить эллинские философские системы, а затем облечь своё собственное учение в систематическую форму.
Таким образом, второй причиной появления у христиан богословия стала необходимость остаивать своё учение в полемике с языческими философами.
Ещё одной причиной появления у христиан своего богословия стало распространение в империи начиная со II в. смешанных иудео- христиано-языческих систем, объединяемых в традиции общим названием гносиса (ср. греч. γνώσις ‘познание’) или гностицизма. У гностицизма были сложные отношения с философией. Однако гностики заимствовали некоторые идеи платонизма, творчески их обработав в необходимом им ключе. Борьба с гностицизмом стала одной из первейших задач христианской философии. Однако для борьбы с таким противником Церковь нуждалась действенном оружии. Таким оружием и стала философия, категории которой подверглись определённой обработке для их использования в богословии.
Следовательно, третьей причиной возникновения официальной богословской доктрины стала борьба с ересями в самой Церкви.
Первые христианские богословы получили название апологетов, что означает ‘защитники’. Первые известные по имени апологеты Аристид и Кодрат жили и писали в первой половине II в., в царствование имп. Адриана. Название своё они получили от одного из жанров раннехристианской литературы — апологии, т.е. защитительной речи1 (ср. греч. απολογία). Христианские апологии, т.е. речи в защиту христиан, могли иметь вид посланий или обращений к императору[20] [21]. В них ранние богословы пытались, с одной стороны, создать образ христиан как людей нравственных и безвредных для государства, а с
другой — показать превосходство христианства над всеми эллинскими учениями. Другие апологии представляли собой полемические сочинения, направленные против иудаизма и язычества.
Основные направления апологетического богословия. Теория заимствования. В ходе своей богословской деятельности апологеты вводили в своё богословие множество положений платонизма. Как уже говорилось, делали они это не нарочно, просто они не могли отказаться от тех категорий мышления, которым были научены и которые они считали вполне естественными. Поэтому когда они сталкивались с тем, что их учение, которое они считали истинным и изначальным учением Церкви, совпадает с учением платоников, они объясняли это с помощью так называемой теории заимствования. Суть её заключалась в том, что это не богословы заимствовали мысли у Платона, а Платон воспринял учение Ветхого Завета. Этому заимствованию давалась различная оценка — от похвалы до обвинений в воровстве.
Процесс слияния платонизма с различными религиозными практиками привёл к тому, что книги Платона часто воспринимались как священные тексты, в котором он преподаёт знание, полученное им от неких учителей. Среди таких учителей часто называли египтян. А языческий философ Нумений Апамейский (вторая половина II в.) называл Платона «Моисеем, говорящим на аттическом наречии».
По Платону, существуют особые нематериальные сущности, которые он называл эйдосами, т.е. образами или идеями. Эти сущности являются основой нашего видимого бытия, так что каждому типу вещи в нашем мире соответствует её совершенный образец (эйдос) в мире идей. Идеи являются нематериальными и абстрактными основами материальных вещей. Но и сами они имеют духовную основу высшего порядка. Эта основа - ещё более абстрактные идеи. Как одна идея является образцом и основой для множества материальных вещей, так и одна абстрактная идея является сущностью более частных. Таким образом, идеи существуют в форме иерархии, в которой чем выше идея, тем она абстрактней[22]. Так мы приходим к выводу о существовании самой возвышенной идеи, которая, разумеется, является самой абстрактной и отвлечённой. Она — предел мышления, основная сущность, которая лежит в основе всего. Эта высшая идея - Бытие. Эта идея и есть Бог, Высший Бог, который отличается от позднейших богов, которым поклоняются племена Земли. Другими именами этой идеи являются Единое, Благо, Красота и т.п.
Мир платоновских идей — это не просто сумма совершенных схем, но великий вневременной Ум, сотворивший мир. Наличие надмирного Ума означало для платоников возможность прийти к истинному знанию — нужно было только уподобить свой ум Уму Божественному. «Умом» называл мир идей Плотин (204—270 гг.), основатель неоплатонизма — последнего мощного течения античной философии. Но и философы, жившие до Плотина, тоже возвышались до подобных идей. Первую идею, Бытие, называли Богом Отцом, а Ум, то есть мир идей, происходящий от Бытия, называли Вторым Богом или Сыном Божиим. При этом если первая идея принимала апофатические' черты, то Ум был познаваем с помощью философского умозрения.
Итак, христианские богословы раннего времени под влиянием платонизма сближали Логос с платоническим Умом, а Бытие — с Богом Отцом. Благодаря этому отождествлению в глазах просвещённого эллина Христос из проповедника на диких окраинах империи становился воплощением божественного принципа, на котором зиждется весь мир и который уже давно прославляют и пытаются познать язычники как высшую мудрость и основу земного бытия[23] [24].
Богословие Логоса. Субординационизм. Уже в самом начале истории Церкви в богословский оборот вводится понятие Логоса, которое лишь очень условно можно перевести как Слово. Понятие (и выражающий его термин) «Логос» имеет огромную дохристианскую традицию. Сама идея Логоса (означавшего что-то вроде мирового разума и всеобщего закона развития вещей) была хорошо известна эллинской философии (напомним, что этот термин ещё в VI в. до Р.Х. ввёл в употребление знаменитый Гераклит Эфесский). В христианской письменности Логос впервые появляется в Евангелии от Иоанна (I, 1), ср.: «В начале было Слово (в греческом — «Логос»)». Усвоение (разумеется, не буквальное) античного понятия «Логос» не только вписывало христианство в интеллектуальный контекст древности и современности, но и стало основой для формирования важнейших направлений христианского богословия.
Для теологии выделение в Божестве непознаваемых и познаваемых начал было важным шагом вперёд. С одной стороны, ранние богословы всячески подчёркивали ту мысль, что различение этих двух аспектов не означает разделения единого Божества. С помощью особых терминов (категорий) они пытались описать такое единство Отца и Сына, которое бы не разрывало единство Их Сущности. Основными категориями для них стали категории сущности (субстанции) и свойства (акциденции).
Сущность и свойство в логике того времени представляли собой разные уровни бытия. С одной стороны, сущность и свойство, например огонь и дым, представляют собой две разные вещи. С другой стороны, они неразрывно связаны: нельзя представить себе огонь, который не дымится, и наоборот - нет дыма без огня. Единство Отца и Сына подобно единству огня и дыма. По сути дела, Они — два разных способа существования одной Сущности. Когда Она находится Сама в Себе, Она — Отец. Когда Она является миру, реализуется вовне, Она — Сын. Лучше всего эту мысль выразил св. Ириней'. «Невидимое Сына — это Отец, видимое Отца — это Сын». Часто проводится мысль, что познание Отца невозможно, но возможно познание Сына. Ориген говорит о том, что Сын является как бы уменьшенной копией Отца, которую мы способны воспринять, в отличие от непредставимого первообраза — Отца.
Разумеется, такое богословие вело к тому, что Сын в нём представлялся чем-то меньшим, чем Отец. Это направление в триадологии получило название субординационизм (от лат. зиЬогсИпайо ‘подчинение’)· После II Вселенского Собора такие взгляды стали окончательно восприниматься как ересь. Однако во II—III вв. подобные воззрения господствовали среди ортодоксальных богословов.
Учение о двух рождениях Слова. У платоников Ум неразрывно связан с миром — ведь высшие идеи не могут не отражаться в материи, создавая мир. Они произошли для творения. Апологеты усвоили из платонизма и это. Так появилось учение о двух фазах существования Сына-Логоса. Обыгрывая значение слова «Логос» как Слово и связывая Его рождение с первыми словами Бога в книге Бытия, апологеты считали, что это рождение и есть полноценное появление Сына на свет. Таким образом, понятия рождения и творения сближались. Они хоть и не были идентичны, но обусловлены друг другом. Сын рождается в момент творения и для творения. Однако богословы часто говорили, что Сын всё же неким неполным способом существовал и до творения. Ведь и у нас слову изречённому предшествует мысль,
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) которая идентична сказанному. Она содержится внутри нас, но полное, самостоятельное существование получает, только будучи высказана.
Главные христианские апологеты. Первым значимым представителем раннехристианского богословия был св. Иустин Философ (начало II в. — 166 г.). Его биография уже была кратко описана выше (см. с. 80). Для нас здесь важно, что Иустин был христианским богословом, который после вступления в Церковь не счёл нужным снять с себя плащ философа[XXV]. Большинство его работ носят апологетический характер, но были среди них и не дошедшие до нас полемические трактаты, направленные против гностиков. Мученическую кончину св. Иустин принял в правление императора-философа Марка Аврелия (см. выше), которому он адресовал свои апологии.
Богословие Иустина носит следы влияния платоновской философии, которую Иустин ценил выше всех прочих философских систем. Бог для Иустина «неизречен» и не имеет имени — только названия: Отец, Создатель и т.п. Из всех названий Иустин предпочитает слово Отец. Сын и Слово (Логос) подчинён Богу Отцу и выступает посредником между Отцом и человеческим миром. Отец сотворил всё сущее посредством Сына-Логоса.
Ко времени зарождения христианства эллинская философия в лице платонических школ уже активно пропагандировала учение о едином божественном начале. Более того, язычество уже могло согласовать идею единобожия с наличием многих божественных существ. Христианство воспользовалось этими разработками, чтобы создать свой первый вариант теологии (учения о Боге), который одновременно являлся одним из первых вариантов триадологии (учения о Св. Троице). Так в богословских прозрениях Иоанна Богослова, а позднее Иустина Философа возникло христианское учение о Божественном Логосе.
По Иустину, «семена Логоса», посеянные в душах людей задолго до пришествия Христа, взошли в умах великих мыслителей древности — Гераклита, Сократа. Платона и др. Древние ветхозаветные пророки также были причастны этому Божественному Логосу. Так Иустин усваивает античное учение о Логосе, придавая ему уже новые, христианские черты.
Подобно тому как уже ап. Павел сопоставил «ветхого Адама» с «новым Адамом» — Христом (Рим. V, 12—19; 1 Кор. XV, 21—22; 45—49),
Иустин в своей мариологии (учении о Деве Марии) впервые сопоставляет Деву Марию и Еву. Через Деву Марию Бог разрушает власть дьявола, подобно тому как через Еву (также бывшую девой) дьявол, наоборот, получил власть над людьми.
В области эсхатологии1 Иустин является приверженцем учения о всеобщем воскресении, Страшном Суде и установления тысячелетнего царства Христова в Иерусалиме (Диалог с Триф. 80).
Распространённое в первые века христианства учение о скором Страшном Суде и грядущем за ним 1000-летнем царстве праведников было в конечном счёте отвергнуто Церковью. В исторической науке это учение получило название хилиазм (от греч. χίλια ‘тысяча’).
Из всех учеников Иустина Философа наибольшую славу получил эллинизированный сириец Татиан (ок. 110 или 120 - после 172 г.). Будучи в юности искателем истины и мудрости, он принял посвящение в мистерии какого-то божества, однако затем примкнул к христианам и стал учеником св. Иустина, от которого перенял учение о Божественном Сыне-Логосе. После смерти своего учителя Татиан увлёкся гностицизмом и стал изучать учение Валентина (см. ниже). Впрочем, валентинианство не пришлось ему по душе. Около 172 г. он прибыл в Палестину, где присоединился к энкратитам — аскетической иудеохристианской секте, в которой он, по всей видимости, занял видное положение. Среди его трудов особое место занимает Диа- тессарон [26] [27] — сводный текст Евангелия на сирийском языке, в котором впервые решалась важная экзегетическая проблема согласования между собой четырёх евангелистов. Сохранилась также принадлежащая ему апологетическая «Речь к эллинам», в которой сделана попытка представить язычникам целостный образ христианского учения.
В первой части своей «Речи» Татиан описывает христианскую космологию (гл. IV, 3 — VII, 8): даёт представление о христианском Боге, описывает отношение Сына-Логоса к Отцу, говорит о сотворении мира и человека, а также о грядущем воскресении всех умерших для Страшного Суда. В конце говорится о создании ангелов и отпадении некоторых из них от Бога в силу свободы воли, о грехопадении Адама и Евы.
Во второй части (гл. VIII—XX) продолжается речь о христианской демонологии: популярная у язычников астрология объявляется лженаукой и дьявольским изобретением, для избавления от власти демонов необходимо оставить все мысли о мирском и обратиться душой к Духу (Пневме). Только так можно спасти свою душу от гибели и достичь бессмертия.
Третья часть «Речи» (гл. XX—XXX) посвящена обличению эллинской культуры. По Татиану, она пронизана греховными страстями и полностью лишена возвышенности и духовности. Греческие философы ни о чём не могут договориться между собой и только обманывают своих слушателей. Тем ярче на этом фоне сияет христианская религия, в которой только и можно найти свет разума и спасение души.
В четвёртой части (гл. XXXI—ХЫ) говорится о древности христианства, которое Татиан возводит к самому Моисею, а также отвергаются выдвигаемые язычниками против христиан обвинения в аморальности и каннибализме.
Видное место среди богословов II в. занимает св. Ириней Лионский (| ок. 202 г., еп. с 177 г.), родом из Малой Азии, ученик св. Поликарпа Смирнского. Основной его труд называется «Обличение и опровержение лжеименного знания» (обычно для краткости его называют «Против ересей»). Этот трактат состоит из пяти книг и направлен против гностиков. Однако описание гностических сект занимает только первую книгу его работы. Книга вторая посвящена полемике с гностиками с точки зрения разума, а остальные три книги — это опровержение гностических идей с опорой на христианское учение о Боге и Христе, собственные высказывания Спасителя, а также учение о воскресении мёртвых и наступлении 1000-летнего царства Христа.
Богословие Иринея полемично, оно направлено на опровержение конкретных гностических заблуждений, поэтому в нём ещё отсутствует системность. Ириней не использует термин Троица (Τριάς), хотя признаёт предвечное бытие Отца, Сына и Св. Духа. Способ происхождения (рождения) Сына от Отца для Иринея непостижим и неописуем. Через Христа, по Иринею, произошла «рекапитуляция» (букв, «пересмотр заново») божественного плана спасения человечества. Этот план был разрушен грехопадением Адама и Евы, но вновь восстановлен через спасительную жертву Христа. В соответствии с этой «рекапитуляцией», во Христе обновился и возродился к новой жизни весь человеческий род.
Теория «рекапитуляции» пронизывает собой всё богословие Иринея. В частности, в своей мариологии Ириней, вслед за Иусти- ном Философом, противопоставляет Деву Марию прародительнице Еве. Так, одна дева (Ева) не послушалась Божия запрета и стала причиной погибели для себя и своих потомков. Другая Дева, напротив, повиновалась Божией воле и родила Спасителя всего мира. Это придаёт Богородице совершенно исключительное значение в деле божественной «рекапитуляции» и возрождения падшего человечества.
Особого упоминания заслуживает св. Феофил Антиохийский (ум. в конце II в.), который в своём трактате «КАвтолику» (в трёх книгах, написан после 180 г.) впервые в христианской литературе употребляет слово Троица — правда, не совсем в том смысле, в котором привыкли употреблять его мы.
Ср.: «Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть прообразы Троицы: Бога, Его Логоса и Его Премудрости» (гл. II, 15).
Большой вклад в развитие богословия внёс афинянин Афинагор (II в.), получивший прекрасное философское образование в рамках школы «среднего платонизма». Ему принадлежат апологетический трактат «Предстательство за христиан» и богословский труд «О воскресении мёртвых». В качестве адресатов «Предстателъства» указаны император Марк Аврелий и его соправитель в 176—180 гг. Коммод, поэтому текст апологии можно примерно датировать 177 г.
Богословие Афинагора демонстрирует хорошее владение философским методом, и прежде всего формальной логикой. Изложение отличается чёткостью, аргументация — строгостью. Так, Афинагор впервые предложил особое доказательство бытия Единого Бога, основанное на том, что такие атрибуты Божества, как беспредельность и всеохватность, логически исключают существование многих богов. Бога Сына Афинагор называет под влиянием платоновской традиции «Словом Отца в идее и действии (энергии)». Через Сына и в Сыне сотворено всё сущее. Афинагор, в отличие от Иустина, не разделяет идеи субординационизма, для него Отец и Сын — одно (ср. Ин. X, 30). Иногда Афинагор, в соответствии с античной традицией, прилагает к Отцу и Сыну наименование «Ум» — вероятно, здесь следует видеть влияние «среднего платонизма», в котором различались два божественных Ума: один Ум, полностью трансцендентный[28] миру, и другой Ум - Демиург (Творец) этого мира. Учение о Духе у Афинагора ещё неразвито, однако божественная природа Духа для Афинагора несомненна. Особое место в системе Афинагора занима-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) ет учение о Божием промысле и тесно связанная с этим учением анге- лология — учение об ангелах и демонах.
Системность и логичность характеризуют также эсхатологию Афинагора (трактат «О воскресении мёртвых»).
Таким образом, на примере творчества первых греческих апологетов мы можем проследить постепенное формирование основ христианского богословия и начало создания христианского богословского языка.
Ранняя латинская апологетика. Оригинальная богословская литература на латинском языке появилась значительно позже, чем греческая. Мы уже упоминали первого латинского апологета, автора замечательного диалога «Октавий» Минуция Феликса (вторая половина II в.). Но звание крупнейшего апологета ранней эпохи по праву носит пресвитер Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 — после 220 г.). Этот бывший карфагенский адвокат прославился своим красноречием и глубиной понимания тонких богословских вопросов. Особое место в творчестве Тертуллиана занимают этические трактаты. В них он страстно бичует нравы своего времени — причём не только язычников, но и христиан. Чрезвычайный моральный ригоризм довёл Тертуллиана до отпадения от Церкви - около 207 г. он примкнул к аскетической секте монтанистов. Но, несмотря на это, авторитет Тертуллиана как богослова был на Западе необычайно высок. Для жителей западной части империи, не знакомых с греческим языком, он долгое время был главным христианским богословом. Позднее (в V—VI вв.) абсолютным богословским авторитетом на Западе стал земляк Тертуллиана, епископ г. Гиппон в Северной Африке блж. Аврелий Августин.
Тертуллиан, в отличие от Иустина Философа, не признавал за греческой философией никакой духовной ценности и предпочитал чистую веру, не замутнённую никакими умствованиями. «После того, как мы получили Христа, мы уже не желаем заумных дискуссий», — писал он (О прескр. [против] ерет. VII). Будучи профессиональным юристом, Тертуллиан выше философии ценил право с его скупыми и точными формулировками. Неслучайно именно он внёс огромный вклад в развитие латинского богословского языка. Так, именно Тертуллиан ввёл в западное богословие термин Троица — ТгтИаз (О скромности, XXI). Ему же принадлежит первое богословское употребление термина Регзопа — Лицо (Против Праке. XII). По Тертуллиану, все три Лица Св. Троицы имеют одну божественную природу (зиЬйапИа) (там же, II). Св. Дух исходит от Отца через Сына (а Ра1ге
рег РШит). Однако в богословии Тертуллиана сохраняется влияние субординационизма в отношении второго Лица Троицы, в Котором он различает две стадии рождения: сначала Сын рождается прежде сотворения мира как Премудрость Божия, а в момент творения Премудрость рождается как Слово, Которым Бог Отец творит небо, землю и всё сущее на ней. Это второе рождение Бога Слова Тертуллиан называет «совершенным рождением» (ηαήνίίαζрег[ес1а). Таким образом, Бог Сын является не вполне самостоятельным Лицом, а рождается от Отца как «часть, производная от целого» (άβήναϋο 1оИиз е1 рогИо). Об этом свидетельствует, по мнению Тертуллиана, и сам Господь в словах: «Отец Мой более Меня» (Ин. XIV, 28).
В своей христологии Тертуллиан исповедовал единство во Христе двух природ — божественной и человеческой. Однако, подчёркивая человечество Христа, он дошёл до отрицания девства Богородицы «после Рождества» («О плоти Христа», XXIII), а «братьев Господних» считал братьями Спасителя по плоти (там же, VII). Разумеется, мариология Тертуллиана была отвергнута Церковью. В эсхатологии Тертуллиана имеются зачатки католического учения о чистилище — компенсаторного страдания души после смерти.
Нетрудно видеть, что, несмотря на страстное отвержение любой рациональной философии, Тертуллиан-богослов не может обойтись без философского метода и специальной терминологии.
Менее известен другой латинский апологет - Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.). Он происходил из североафриканского г. Сикка (81сса). Арнобий был автором трактата «Против язычников» (Абуегзиз паИопез), в котором он защищает христиан от упрёков в атеизме и обличает абсурдность языческой религии с опорой на философскую традицию — прежде всего Платона и платоников, стоиков, эпикурейцев.
Арнобий исповедовал Бога как Высшее Существо — бесстрастное, не подверженное ни гневу, ни любви. По Арнобию, страсти - это признак смертного существа. Согласно Арнобию, несовершенство человеческой души, её подверженность грехам не позволяют признать душу Божиим творением — более вероятно, что её сотворило какое-то иное, низшее существо. К особенностям системы Арнобия можно отнести полное отсутствие богословия Св. Духа (пневматологии) и субординационизм (подчинённость) Бога Сына по отношению к Богу Отцу.
Учеником Арнобия был известный североафриканский апологет Луций Целый Фирмиан Лактанций (ок. 250—330 гг.). Он получил прекрасное риторическое образование (европейские гуманисты Возрож-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) дения даже называли его «христианским Цицероном»). Имп. Диоклетиан вызвал его в столицу Востока Никомидию, чтобы преподавать там латинскую риторику. Однако там ему не удалось найти учеников, знающих латынь, так как в эллинизированной Никомидии господствовал греческий язык. После этой неудачи Лакганций обратился к писательскому труду. Главным сочиненим Лакганция считаются так называемые «Божественные установления» (ΰίνίηαβ тзШиИопез), написанные во время самых жестоких антихристианских гонений в 304—313 гг. В этом сочинении представлена древнейшая на Западе система христианского вероучения.
Богословские взгляды Лактанция не отличались оригинальностью и глубиной — он был скорее систематизатором христианского учения, чем богословом. В его взглядах отчётливо видны дуалистические представления о двух началах в мире — добром, Боге, и злом, антибоге (апШИеиз), т.е. дьяволе. Бог Отец породил сначала доброго Сына-Духа, а потом другое существо, которое затем отпало от Создателя и стало дьяволом. Дьявол властвует над материей — землёй и над человеческим телом, сотворённым из земли. Весь мир — арена борьбы добра и зла, Бога и дьявола. Подобные представления восходят к античным стоикам, а Лакганций, скорее всего, заимствовал их от своего учителя Арнобия. Лакганций, вероятно, отрицал самостоятельность Св. Духа, отождествляя Его то с Сыном, то с Отцом.
Эсхатология Лактанция является разновидностью хилиазма (см. выше). По Лакганцию, шесть дней творения соответствуют 6 тыс. лет истории мира — ведь пророк Давид сказал: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. ΕΧΧΧΙΧ (ХС), 5). Седьмой день, в который Бог упокоился от трудов, — это последняя тысяча лет царства Христова. Шесть тысяч лет борьбы добра со злом уже на исходе (Лакганций верил, что они истекут примерно через 200 лет) — значит, второе пришествие Христа, а за ним и тысячелетнее царство праведников наступит довольно скоро (Божеств, уст. VII, 14).
В заключение подведём некоторые итоги. В первые века христианства богословие только зарождается. Первые богословы- апологеты развивают учение о Троице — триадологию, учение о Христе — христологию, учение о Деве Марии — мариологию и многие другие направления, о которых пойдёт речь в курсах догматики и патрологии. Первые богословы не избежали отдельных заблуждений, к которым можно отнести субординационизм (учение о подчинении Сына и Духа Богу Отцу) и хилиазм (учение о скором Втором пришествии Христа, Страшном Суде и наступлении 1000-летнего царства праведников).