Социальная статика и социальная динамика по Конту

Введение

 

Социология изучает практически все общественные явления, самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности.

В ХIХ веке масштабное развертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Развитие математики обусловливает появление новых методов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Достижения политэкономии, социальной и моральной статистики, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития явились толчком в познании социального.

Исследуя массовое социальное поведение, социология тесно взаимодействует с социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственно социальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социология же изучает поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нее это поведение есть поведение социальных систем, а не только психологические комплексы, возникающие и функционирующие в социальном общении. Вместе с тем социальная психология сыграла большую роль в развитии социологии. Еще в конце 19 в. сложилось психологическое направление в социологии.

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии. Главная заслуга психологического направления в социологии и политологии - сосредоточение пристального внимания на выяснении места и роли общественного и индивидуального сознания, их соотношения в социально-политической жизни, на анализе мотивации социальных и политических действий людей и ее механизма. Вместе с тем в его рамках чаще всего происходило одностороннее преувеличение значения психологического момента (чувств, склонностей, инстинктов и т.п.) в ущерб другим, в том числе собственно социальным и политическим. Общественные отношения неправомерно сводились лишь к межличностным, а сама личность - к ее самосознанию.

Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - начале ХХ века, а также психологическое направление в социологии.

Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

 

 

Социальная статика и социальная динамика по Конту

 

Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, – писал Конт, – человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности».

Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья – это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей племена, народы и т.д.

Интересно отметить, что французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи, которая в его времена играла значительную роль. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, если учесть, что экономическая жизнь общества, начиная с производства, по существу не затрагивала его научных и личных интересов. Что волновало Конта так это прежде всего проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.

Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные, теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная…».

По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его с история культура). Первая – теологическая – отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая – метафизическая – является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три с (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле.

Рассмотрим чуть подробнее каждую из трех стадий. Теологическая стадия в развитии сознания, а, следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки – древность и раннее Средневековье. В рамках этой стадии выделялись три периода – фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшийся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в Древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в Древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога Типичный пример – христианство.

Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.

Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта – порядка и прогресса Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй – социальной динамике.

Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний, больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Другими словами, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.

 

Социальная статика

 

Социальная статика - это теория общественного порядка и наилучшей организации общества, учение о достижении социальной гармонии. Задачей статической социологии О. Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между различными частями общественной
системы. По его мнению, отдельные социальные элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой.
Анатомируя общество, О. Конт особо выделял такие его элементы, как семья, государство и религия. Основным элементом структуры общества О. Конт считал семью. Семья представляет естественное состояние социальности человека, семейные отношения - естественная основа всех отношений в обществе. Семья, а не индивидуум, образует простейшую целостность, сумма которых образует общество. Главный вопрос «социальной статики» - это вопрос о природе социальной связи. Социальная связь носит внешний характер, так как главную роль в ее образовании играет материальная необходимость (промышленность, торговля и т.п.). В структуре общества О. Конт различал 4 класса: высший класс - представители научного и эстетического видов деятельности, второй класс - представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели), третий класс - земледельцы, четвертый класс - рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности.

Социальная статика несколько устаревшее и не совсем точное понятие, обозначающее такой подход к изучению социальных явлений, при котором основное внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого. Социальная статика отличалась от социальной динамики. В социальная статика рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия и т.д.

Сам термин впервые был введен в социологию Контом для обозначения исследования ограниченной во времени совокупности сосуществующих и взаимно связанных социальных явлений (в современной терминологии – структуры). В социальной статике не рассматриваются социальные явления, образующие количество временную последовательность. Конт подчеркивал, что сосуществующие социальные явления должны образовывать стабильный порядок, организацию. Спенсер употреблял понятие социальная статика для обозначения раздела социологии, изучающего социальное равновесие, наступающее якобы тогда, когда сбалансированы интересы, мотивы и деятельность всех индивидов общества. Социальная структура (общество) мыслилась как определенное равновесие, поддерживаемое благодаря взаимосвязанному функционированию составляющих ее подструктур.

Проблемами С. также занимались Шеффле, Смолл, Кули, Самнер, Дюркгейм, Визе, Б. Малиновский и др.

Динамика и статика социальные введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению общественных явлений. Социальная динамика в основном внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ. Отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т.д.

Предмет социальной статики – устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия. Проблемы динамики и статики изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У. Самнер, Э. Дюркгейм, Л. Визе, Б. Малиновский.

Уже Конт подчёркивал условность разделения динамики и статики. Однако в истории социологии это противопоставление привело к осознанию специфики, методов исследования процессов функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины социальная динамика и социальная статика сохранили свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: