Суточное, седмичное и недельное (воскресное) богослужение. 5 страница

Архитектура. После Римского и Миланского эдиктов о веротер­пимости (312 и 313 гг.) христиане наконец получили право строить публичные, отдельно стоящие здания для своего богослужения; на востоке империи это стало возможно чуть позже, после победы Кон­стантина Великого над Лицинием в 324 г. К этому времени число хри­стиан значительно возросло, а в некоторых областях (например, во Фригии) они даже составляли большинство населения. Это обстоя­тельство требовало строительства больших зданий для богослужеб­ных собраний верующих.

В качестве образца для такого здания были неприемлемы антич­ные храмы — во-первых, из-за их связи с язычеством, во-вторых, из-за того, что центром языческого богослужения был алтарь-жертвенник во дворе храма, а его внутренность считалась местом обитания боже­ства, в то время как для христиан главным было евхаристическое со­брание внутри здания, ограждённое от взоров непосвящённых. По той же причине не годились в качестве образцов и храмы других религий.

По этим причинам христиане, отчасти учитывая предыдущий иудейский опыт, обратились к типу вместительного римского граж­данского здания — базилике. Само слово «базилика» происходит от греч. βασιλική στοά ‘царский портик’ — так называлось жилище ма­гистрата басилевса в древних Афинах. В позднеримское время тер­мин «базилика» обозначал крупные публичные здания различных архитектурных типов, однако затем он закрепился за постройка­ми определённого типа (старое его значение отчасти сохранилось в Католической Церкви, где так называют особо важные храмы). Базилика в архитектурном смысле этого слова представляет собой прямоугольное крытое здание, состоящее из нескольких нефов (при­делов) — вытянутых в длину помещений, разгороженных рядами колонн, которые несут арки или архитрав. Поэтому греки называли базилику словом δρομική (букв, «уличная») — из-за похожести нефов на античные улицы с их портиками; часто некоторые помещения базилик (нефы, нартекс — т.е. притвор) вписывались в прямоуголь­ную систему городских улиц. Римляне строили базилики двух типов: нефные, с рядами колонн от одного торца здания до другого, и фо­румные, где ряды колонн шли вдоль всех стен. Христиане предпочли первый тип, хотя в некоторых областях (например, в Египте) вторая форма также встречается.

В христианских базиликах число нефов всегда нечетно (3, 5 или, очень редко, 7, 9), так как в них всегда выделяется центральный, самый широкий неф. Для лучшего освещения в его верхней части, клеристории, приподнятой над боковыми нефами, делаются окна. Он ведёт от центрального входа к апсиде — полукруглой пристройке, открытой во внутренность храма. В античности в апсиде помеща­лась статуя божества или кресло магистрата, а в христианской бази­лике — это место сидения клириков в виде ступенчатой полукруглой скамьи — синтрона, посередине которого помещается епископское кресло — горнее место. На границе апсиды и наоса, основного про­странства храма, помещался престол в виде мраморного стола на одном, четырёх или пяти столбах (колонках) и возвышающаяся над ним сень — киворий. Престол является центром алтаря, доступного только для клириков, — от остального храма его отделяет П-образная алтарная преграда, или темплон, с проходом по центру: на Западе она чаще всего состояла лишь из невысоких столбиков и плит-экранов между ними, в то время как на Востоке на эту конструкцию ставились ещё колонки с архитравом -космитом наверху, на котором крепились завесы. В центре главного нефа располагалось возвышение с двумя лестницами — амвон, предназначенный для чтения Свящ. Писания и произнесения некоторых молитв; невысокая преграда могла отго­раживать проход к нему от алтаря — солею (начиная со средневизан­тийского времени этим термином начинают чаще обозначать проход вдоль алтарной преграды). Для лучшего доступа верующих к алта­рю (особенно в случае нахождения под ним какой-либо святыни) в базилике мог устраиваться перед ним поперечный неф — трансепт. В больших базиликах, прежде всего паломнических и монастырских, для большей вместительности устраивались хоры над боковыми не­фами и притвором.

Перед входом в базилику располагался обычно квадратный двор с колоннами — атриум, с водным резервуаром {фиалом) в центре. На востоке империи между атриумом и наосом чаще всего устраи­вался также поперечный притвор — нартекс, предназначавшийся в основном для оглашенных и кающихся; отсюда в наос вели несколь­ко дверей, центральная из которых называлась царскими вратами (в современной практике так именуются центральные врата алтарной преграды, которые византийцы называли святыми). Кроме того, для совершения богослужений к базилике часто пристраивались допол­нительные помещения: ризница — скевофилакий, стол для положения евхаристического хлеба и вина — протесис, крещальня - баптисте­рий (наиболее знаменитые из них — Латеранский в Риме, баптисте­рии Ариан и Православных в Равенне, Сан-Джованни ин Фонте в Неа­поле), гробница святого — мартирий (самые известные - Св. Вавилы в Антиохии, Св. Филиппа в Иераполе Фригийском), мавзолей (наибо­лее известные — Санта-Костанца в Риме, Галлы Плацидии в Равенне). Они могли строиться в виде отдельных зданий, чаще всего центриче­ской формы (см. также ниже), или устраиваться в специальных по­мещениях в концах нефов — так называемых пастофориях, имевших различную форму.

Динамическая форма базилики с её вектором движения от вхо­да к алтарю, с её ритмом колонн отлично соответствовала новому, публичному типу христианского богослужения — так называемому стациональному. Двигаясь по городу с несколькими остановками- стациями, верующие через несколько дверей входили наконец в ба­зилику, где в алтаре совершалась кульминация богослужения — Евха­ристия. Зародившись в Святой Земле, стациональное богослужение распространилось по всей империи.

Форма, конструкция и устройство базилик сильно различались в разных частях Римской империи. На Западе храмы строили в основ­ном из одного лишь плоского кирпича - плинфы. На Балканах и в Малой Азии преобладал ориз тгхШт — смешанная кладка, где чере­довались ряды плинфы и камня. На Востоке — в Сирии, Северной Месопотамии и Египте — храмы строились только из камня и имели снаружи (с востока) прямоугольную форму. Кроме того, в Сирии не­высокая преграда отделяла мужчин в восточной части наоса от жен­щин в западной; в связи с этим главные входы находились здесь не на западе, а на юге. На линии этой преграды могла находиться бема (вима) — подковообразное в плане возвышение, соединявшее в себе функции синтрона и амвона.

В первой половине IV в. базилики ориентировали преимуще­ственно на запад. Для западной части империи об этом свидетель­ствуют базилики Рима, а для восточной — Евсевий Кесарийский (Церк. ист. X, 4.37—38), который, описывая постройку базилики в Тире, объясняет это так: «...поставил величественные и высокие врата, устремлённые к лучам восходящего солнца». Однако к концу столетия возобладала символическая ориентация на восток: так была переориентирована в 380-е гг. римская базилика св. Павла.

Кроме базилик, евхаристическое богослужение могло совер­шаться и в храмах над могилами святых, прежде всего мучеников - мартириях. Они имели чаще всего центрическую форму, связанную с идеей покоя и совершенства — ротонды (здание круглой формы), октагона (восьмиугольника), тетраконха (четырёхлепестковой ро­зетки), креста или комбинации этих форм. Типологически к ним близки здания баптистериев, воздвигавшиеся в виде отдельных зда­ний при епископских соборах. Изредка центрическую форму имели и кафедральные соборы (например, так называемый Золотой окта­гон в Антиохии, IV в.).

С начала IV в. храмы могли воздвигаться по частной инициати­ве, на средства общины, епископа или на государственные деньги. Часто в базилики превращали старые титулусы (см. выше, с. 113). Так, римский Н1и1из С1етепИз превратился в базилику Сан-Клементе). С этим отчасти связано то, что в первой половине IV в. многие бази­лики еще лишены апсиды и представляют собой несколько располо­женных рядом залов (соборы в Аквилее и Трире).

Наиболее крупными и значимыми были императорские построй­ки. Император считался их основателем — ктитором, и его присут­ствие при их освящении было обязательным: по античному обычаю, он касался косяка двери. На этой почве возник конфликт между имп. Констанцием II и свт. Афанасием Александрийским, который отслу­жил литургию в новой александрийской базилике, не дожидаясь ее торжественного освящения в присутствии императора.

Уже в 313 г. Константин начинает строительство ряда базилик в Риме. Землю императорского дворца и лагеря преторианцев он от­даёт под возведение кафедрального собора Рима — Латеранской ба­зилики. носившей имя Спасителя (ныне Сан-Джованни ин Латерано. посвящённый свв. Иоанну Предтече и Богослову). Базилики строят­ся Константином над погребениями главных римских святых: апо­столов Петра (совр. Сан-Пъетро. старая базилика снесена) и Павла (совр. Сан-Паоло, восстановлена в XIX в. после пожара). По запад­ной (и ранней константинопольской) традиции, гробницы святых помещались в крипте под приподнятым алтарем базилики; доступ верующих к мощам обеспечивало окошко — соп/еззю. Также в первой половине IV в. базилики строятся в Риме и при мавзолеях членов им-


Раздел II. Церковь в христианской империи (313-843 гг.) ператорской семьи: они имеют такую особенность, как обход вокруг апсиды. В конце IV—VI вв. строительство базилик в Риме происхо­дит большей частью по распоряжению папы Римского и по частной инициативе: часто они встраиваются в старые римские постройки (например, Санти-Косма-э-Дамиано на римском форуме), причем некоторые — без особой перестройки (так, античный Пантеон был превращён в храм 8апс1а Μαήα αά таПугех). Сразу после III Вселен­ского собора 431 г. в Риме возводится первый храм в честь Богомате­ри (совр. Санта-Мария Маджоре).

Римские базилики — огромные и импозантные, с их строем ко­лонн, приглашающих к шествию на восток, к алтарю, - были хоро­шо освещены благодаря окнам клеристория. Центральный неф всегда был самым светлым. В зависимости от шага колонн (т.е. расстояния между ними) в боковые нефы могло проникать больше света и воз­духа или меньше. Так, в римской базилике Санта-Сабина начала V в. изящные каннелированные колонны расставлены достаточно широ­ко, отчего интерьер выглядит светлым и нарядным. В Санта-Мария Маджоре, напротив, колонны, несущие тяжелый антаблемент (верх­ние ярусы храма), поставлены очень часто, что создаёт впечатление прорешёченности, особой, чисто римской тяжеловесности. Скупость экстерьера, не имевшего декора, контрастировала в римских базили­ках с роскошью внутренней отделки: стены и полы, а также аркады облицовывались мрамором. Над аркадами или архитравом и выше, между окнами клеристория, а также в конхе апсиды и на восточной, так называемой «триумфальной» арке располагались мерцающие мозаики. Для ранних храмов нередко использовались сполии — мра­морные детали, взятые из античных построек.

Красота храмовых интерьеров отражала эстетические принци­пы христианского богословия: по мысли святых отцов, «абсолютная красота» неразрывно связана с Божеством, а значит, «прекрасное» отражает Божественное. Для свт. Василия Великого «только в боже­ственной природе познается собственно прекрасное».

Другим местом императорского строительства храмов, кроме Рима, была новая столица империи — Константинополь. Согласно позднему преданию, Константин Великий основал здесь три бази­лики: Св. Динамис, Св. Софии и Св. Ирины. Посвящены они были не святым женам, а трём именам Христа, встречающимся в посланиях ап. Павла'. «Божией Силе и Божией Премудрости» (1 Кор. I, 23—24) и «Божиему миру» (Еф. II, 14). Св. София, кафедральный храм столи­цы, был перестроен затем трижды: в 360, 415 и 537 г. Из всех базилик


Константинополя до наших дней сохранился только храм св. Иоанна Предтечи знаменитого Студийского монастыря (середина V в.). Его архитектурный облик характеризуют антикизирующие формы: пор­тик атриума и колонны зеленоватого мрамора завершаются тонко профилированным антаблементом.

Другой важнейшей постройкой Константина Великого был храм сев. Апостолов, задуманный им как императорский мавзолей, где со­вершалось одновременно и евхаристическое богослужение. Гроб­ница императора должна была располагаться посередине между кенотафами (пустыми гробницами) 12 апостолов. Апостолейон Кон­стантина, имевший центрическую форму, был повреждён землетря­сением 358 г. и перестроен его сыном Констанцием II в виде крестоо­бразного храма, причём останки Константина оказались вне храма, в его преддверии, а внутри Апостолейона покоились перенесенные туда Констанцием мощи апп. Андрея, Луки и Тимофея. Последний раз храм свв. Апостолов был перестроен в форме крестообразной купольной базилики с пятью куполами при Юстиниане I, став усы­пальницей византийских императоров до середины XI в.; в XV в. по­сле захвата Константинополя турками этот храм снёс султан Мехмет Фатих, чтобы освободить место для строительства мечети.

Третьей областью церковного строительства при императоре Константине I стала Палестина, где оно происходило по инициативе его матери, св. Елены. Особенностями храмов Святой Земли было со­единение базиликального здания с центрическим, окружавшим свя­тое место библейской истории. Около 333 г. здесь строятся базилики Рождества в Вифлееме, Вознесения на Елеонской горе и Воскресения в Иерусалиме. Последняя состояла из собственно базилики и ротонды вокруг кувуклии — мавзолея над Гробом Господним. В V—VI вв. Пале­стина заполняется множеством храмов над святыми местами: чаще всего они имеют центрическую форму (например, храмы Кафизма, на горе Гаризим и в Капернауме). Однако здесь строится и много обычных базилик для местных христианских общин.

В соседней с Палестиной Сирии императорских построек мы знаем меньше: прежде всего, это храмы Антиохии, в том числе зна­менитый «Золотой октагон», завершённый при Констанции II, когда он резидировал в этом городе. Но большинство сирийских храмов принадлежат к другой архитектурной школе: это провинциальные базилики среднего размера, где из-за нехватки мрамора и дерева колонны были заменены на мощные каменные столпы, несущие на себе каменные арки и своды. В некоторых случаях направление этих арок бывает не продольным, а поперечным — если от такой базилики оставить самую восточную часть, то мы получим поперечно ориен­тированные монастырские храмы Северной Месопотамии (регион Тур-Абдина). Толстые стены складывались в этих регионах из круп­ных, хорошо подогнанных блоков камня, контрастирующих с укра­шающей их изящной каменной резьбой. Небольшие прямоугольные или арочные окна и порталы здесь обычно обегает не имеющая ни начала, ни конца каменная лента. Для сирийских и месопотамских храмов характерна замкнутость интерьера, значительная отделён­ность его от внешнего мира. Интерьер с его широко перекинутыми арками на мощных столпах-тумбах и особенно латитудинальный (поперечно ориентированный) тип храма располагал к предстоянию перед алтарём.

В Египте мы встречаемся с базиликами разнообразных типов: нефными, в том числе с трансептом (главная — Абу-Мина), форум­ными, с триконхиальным (трёхлепестковым) алтарём {Белый и Крас­ный монастырь), с западной контрапсидой (особенно характерны для Северной Африки). Другая особенность египетской архитектуры — монашеские кельи с маленькой апсидой на востоке (для ориентации при молитве). Стиль египетской архитектуры — соединение замкну­тости, крепостного характера в экстерьере с изящной отделкой и расчленённостью стен внутри.

На Западе ещё одним центром императорского церковного строительства была Равенна. Здесь мы сталкиваемся с памятниками трёх периодов: столицы Западной Римской империи (мавзолей Гал­лы Плацидии), столицы Остготского королевства {Сант-Аполлинаре Нуово, Сант-Аполлинаре ин Классе), центра византийской Италии {Сан-Витале). Крестообразный мавзолей Галлы Плацидии, как и ба­зилики времен остготов — рубежа V—VI вв. — выстроены из кирпи­ча и украшены снаружи лишь слепыми нишами. В прямоугольной башенке над средокрестием мавзолея скрыт свод в форме паруса. В мавзолее маленькие прямоугольные окна закрыты алебастром; по­лутёмный интерьер с драгоценными мозаиками, мерцающими при искусственном освещении, создаёт мистический настрой, уместный в мавзолее. Базилики отличаются светлым зальным интерьером, со свободно расставленными ровными колоннами, лишёнными энта­зиса (утолщения), в основании которых лежат прямоугольные пли­ты, а над капителями — пульваны (трапециевидные подушки-плиты) лапидарных форм. В целом декор становится всё более абстрактным, и благодаря этому интерьер приобретает особую созерцательность и


II.3. История институтов и богослужения большую, по сравнению с предыдущим периодом, отвлечённость от природных ассоциаций.

На остальной территории Италии и Западной Римской империи вообще церкви строятся преимущественно по частной и епископ­ской инициативе: среди активных иерархов-строителей можно выде­лить свт. Амвросия Медиоланского, построившего несколько церквей в Милане, в частности Сан-Лоренцо конца IV в. Эта церковь в плане представляет собой тетраконх с обходом, идея которого, возможно, пришла с Востока. Четыре мощных столпа поддерживают купол, между ними устроены четыре экседры (апсиды с колоннами вме­сто стен) с колоннами в верхнем и нижнем ярусе. Наружные стены, окружающие обход, вторят формам подкупольного пространства. Вся структура была прорезана окнами и арками.

После антиязыческого эдикта Феодосия I от 391 г. христиане ак­тивно начинают строительство церквей на месте языческих храмов или даже перестраивают последние в христианские. Особенно много таких построек было в Афинах (в том числе знаменитый Парфенон, превращённый в храм Богоматери), но встречаются они и в других городах империи (например, Фессалоники, Сиракузы, Калабша в Египте, причём здесь церковь построили в притворе языческого хра­ма, а само святилище замуровали из страха перед бесами).

К середине Vв. обозначается новая тенденция к совмещению цен­трического и базиликального пространств в одном церковном зда­нии. Первые опыты такого рода, храмы св. Иоанна Богослова в Эфесе и св. Симеона Столпника в Сирии (Калат-Семан), представляют со­бой тетрапилон (параллелепипед с четырьмя арками) или октагон с пристроенными к нему с четырёх сторон базиликами, из которых только восточная завершалась апсидой с алтарём. В конце V в. мы встречаем первые примеры другого соединения: над центральным нефом базилики, по его центру или в восточной части помещается купол, для чего часть колонн заменяется на столпы. Первые памят­ники такого типа известны нам на юго-востоке Малой Азии: Меръя- манакАлахан-Манастир. В VI в. такая купольная базилика становится весьма распространённой.

Высшим выражением архитектурного типа купольной базили­ки является Константинопольский храм Св. Софии, построенный архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Над уко­роченной, центрированной трёхнефной базиликой (типа римской базилики Максенция начала IV в.) был поставлен огромный купол — доминанта всей постройки. Четыре мощных столпа держат на себе


лёгкие подпружные арки купола. Архитекторы искусно скрыли эти мощные опоры, задрапировав их мраморировками и превратив в по­добие пилястров. Распор купола передаётся на восемь других стол­пов, включённых во внешние стены, с помощью двух больших полу­куполов с востока и запада (того же диаметра, что и главный купол) и примыкающих к ним малых полусфер над экседрами в углах. Стены между столпами удалось сделать тонкими, сквозными, они напо­минают перепонки, так как все они заполнены множеством окон с мелкой расстекловкой. Экседры (апсиды с колоннами вместо стен) следуют той же идее: пространство отступает, масса стен здания убы­вает. Центральный неф отделяется от боковых колоннадами нижнего и второго ярусов (хоров), над ним — прозрачные тимпаны стен с ря­дами больших окон. Храм был украшен множеством сортов мрамора, мозаиками, драгоценными камнями и металлами, в его стены были вмурованы мощи святых. Все формы храма были максимально дема­териализованы и одухотворены.

Над высоким, трёхъярусным пространством храма парит прони­занный светом огромный реберчатый купол диаметром около 30 м с идущими по кругу 40 окнами. Купол Св. Софии — пологий, низ­кий, как покров. Из окон струится свет, как бы создавая световую прослойку, отчего современникам, например Павлу Силенциарию, купол казался подвешенным золотыми цепями к небу. Действи­тельно, первоначально на подоконниках окон купола были установ­лены зеркала-рефлекторы, собиравшие свет в центре купола, где изначально был изображён мозаичный крест. Всё пространство в Св. Софии развивается сверху вниз, от купола к полу: в этом разви­тии пространства сверху вниз участвуют различные криволинейные поверхности: купол, полукупола, меньшие полусферы, своды, арки, экседры, ниши. Форма круга издревле была связана с идеями Веч­ности и Божества.

Архитектурные формы Софии во многом проистекали от по­требностей стационального богослужения. Для него были созданы: большой атриум для множества ожидающего народа, множество вхо­дов со всех сторон храма для быстрого входа духовенства и народа в положенное время и обширный нартекс для ожидания патриархом и духовенством императора.

В 1453 г. Св. София была превращена в мечеть (в настоящее вре­мя — музей).

При имп. Юстиниане I в столице и крупных городах империи строится ряд великолепных построек необычной формы: октагоны на восьми опорах, несущих купол, иногда с чередованием экседр и прямых колоннад (Сев. Сергий и Вакх в Константинополе, Сан- Витале в Равенне), крестообразные церкви с несколькими купола­ми (Апостолейон в Константинополе, Св. Иоанн Богослов в Эфесе), огромные купольные базилики (Св. Ирина и Св. Полиевкт в Констан­тинополе, Панагия Катаполиани на Паросе, храм Богородицы в Эфе­се) и др. Расцветает и церковное строительство в провинции.

Крестообразные купольные храмы Апостолейон в Константинопо­ле и повторившая его церковь Иоанна Богослова в Эфесе представ­ляли собой эффектные триумфальные перспективы из подпружных арок и куполов. Каждый купол опирался на четыре столпа, у сосед­них куполов пары столпов были общими, вокруг подкупольных про­странств шел единый обход, завершавшийся хорами.

В купольной базилике Св. Ирины (Божественного Мира) между столпами поставлены колонны и хоры. При перестройке VIII в. свод над западной частью храма был заменен на плоский купол, аркады верхнего яруса убраны, в результате чего верхняя часть храма стала крестово-купольной. Снаружи фасады венчаются большими полу­круглыми арками — закомарами, стены прорезаны многочисленны­ми арочными окнами в соответствии с константинопольской тради­цией.

Храм Сев. Сергия и Вакха, построенный Анфимием из Тралл и Иси­дором из Милета, был как бы испытательным полем для новых идей архитекторов Св. Софии. В прямоугольник стен здесь вписан окта­гон. Огромный зонтичный купол опирается на восемь опор, между которыми расположены двухъярусные экседры в углах и прямые ко­лоннады по осям здания. В нижнем ярусе на колоннах лежит прямой антаблемент, в верхнем — арки. Основная идея пространства этого храма - нисхождение форм сверху вниз в противоположность антич­ному принципу построения снизу вверх. Самой крупной формой становится купол, зона второго яруса — средняя, а нижний ярус — са­мый низкий. В результате купол доминирует в пространстве храма, как бы парит над ним. Алогичность, иррациональность этой струк­туры отвечает новым веяниям византийской архитектуры, в которой работа конструкции скрывается, прячется, дабы создать впечатление нерукотворное™, божественного устроения здания.

Церковь Сан-Витале в Равенне повторяет структуры константи­нопольской церкви, но переиначивает её на западный лад. Экстерье­ру свойственна особая ритмичность, рациональная выстроенность: октагональный объем расчленён плоскими лопатками и карнизами в соответствии со структурой интерьера. В последнем между восемью опорами мы видим семь лепестков — экседр, восьмой (апсида) вы­ступает на восток. Купол в Сан-Витале намного меньше в диаметре, так как обход сделан шире, по сравнению со Свв. Сергием и Вакхом. Высотность ярусов логически выстраивается снизу вверх. Ясная тек- тоничность, рациональная выстроенность этого храма отвечает осо­бенностям западного мышления.

Во второй половине VII — первой половине IX в. Византия пере­живает тяжёлый период внутренних смут и варварских нашествий, приведших к потере множества территорий. Это приводит к затуха­нию храмоздания: крупные храмы строятся только на месте старых, разрушенных кафедральных базилик, чаще всего в форме купольной базилики с хорами. В купольных базиликах «переходного периода» кристаллизуются два основных типа: с крестообразным подкуполь­ным пространством, боковыми рукавами креста, которые чуть короче западного и восточного, и трёхсторонним обходом вокруг них (напри­мер, Св. София в Фессалонике, церковь Успения в Никее — обе конца VII - начала VIII в., Св. Николая в Мирах Ликийских, начала IX в.). Именно последний тип получит развитие в средневизантийское вре­мя (собор в Дере-Азы (Маставре), церковь Спаса в Чернигове).

Старые базилики меньших размеров часто перестраиваются в бо­лее компактные купольные храмы: здесь преобладает известная уже в ранневизантийское время (например, Осиос Давид V в. в Фессало­нике) форма равностороннего храма с куполом на четырёх опорах (колоннах, столпах или выступах угловых ячеек) — в средневизантий­ский период именно она окажется наиболее продуктивной и породит классический тип византийского крестовокупольного храма.

Скульптура IV-VI вв. Для раннего периода важна скульптура, так как сохранилось много произведений разного назначения, и во многом именно по ним можно проследить сложение христианской иконографии.

С V в. в употреблении в основном остаётся только невысокий рельеф, которым украшаются произведения церковного и светского назначения, изготовленные из слоновой кости, дерева, металла.

Так, на деревянных вратах базилики Санта-Сабина в Риме (на­чало V в.) и на пластинах слоновой кости, украшающих трон архи- еп. Максимиана (середина VI в.), представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов. Цикл Страстей Христовых, начавший складываться еще в середине IV в., развивается: к началу V в. относится первое со­хранившееся Распятие на вратах Санта-Сабина (Христос на кресте






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: