С 843 г., когда иконоборчество было окончательно побеждено, начинается новый средневизантийский период развития искусства, характеризующийся окончательным становлением форм византий-
Раздел II. Церковь в христианской империи (313-843 гг.) ской архитектуры и живописи — развитием крестовокупольного храма и разработкой его монументальной декорации.
Влияние иконоборчества на византийское искусство, В период борьбы с иконами было разрушено много замечательных памятников искусства — мозаик, фресок, статуй. Богатые стенные росписи покрывались штукатуркой, поверх которой писались и выкладывались в мозаике символы нового искусства. Многие образованные люди, мастера мозаики и фрески, изготовители религиозной скульптуры бежали на периферию империи — в Италию и Малую Азию.
Результатом иконоборчества явилась окончательная кристаллизация форм византийского искусства, становление канонов в области иконографии, системы декорации храма. Искусству средневизантийского времени будет присуще большое одухотворение, излишняя телесность и материальность форм в целом (за исключением периодов ренессансов) отпадает. Были выработаны более условные по сравнению с ранним искусством, стилизованные приёмы для передачи божественного света, созерцательного состояния святых и т.д.
|
|
Одним из важных результатов иконоборческой эпохи является исчезновение в Восточной Церкви скульптурных изображений святых или сцен священной истории. Официально ни Церковь, ни государство этого не запрещали, так что подобное исчезновение произошло само собой. В этом некоторые историки усматривают частичную победу иконоборцев. У католиков традиция церковной скульптуры сохранилась с доиконоборческой (фактически с античной) эпохи.
Контрольные вопросы по теме
1. Как повлиял на христианское искусство Миланский эдикт 313 г.?
2. Почему первым типом христианского храма стала базилика? Опишите её архитектурные особенности.
3. В каких местах имп. Константин Великий строил первые христианские базилики? Чем отличаются базилики в разных концах Римской империи?
4. Каково было назначение центрических церковных зданий?
5. Каковы принципы декорации раннехристианских храмов? Какие композиции украшали апсиды, триумфальные арки, нефы базилик?
6. Как украшались баптистерии и мавзолеи?
7. Какие мотивы византийского искусства были почерпнуты из императорской иконографии?
8. Как развивался стиль живописи от IV к VII в.?
9. Каковы были принципы иллюстрации ранних рукописей?
10. Какое искусство создавалось в период иконоборчества?Какое влияние оказало иконоборчество на дальнейшее развитие византийского искусства?
|
|
Дополнительная литература по теме
Айналов Д.В. Мозаики IVи Vвеков. СПб., 1895.
Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900.
БанкА.В. Прикладное искусство // Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984. С. 596-613.
Вельманс Т, Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. М., 2006.
Герцман Е.В. Становление музыкальной культуры // Культура Византии.
IV — первая половина VII в. М., 1984. С. 614—631.
Евсеева Л.М. Византийская империя. Изобразительное искусство // ПЭ.
Т. VIII. М., 2004. С. 303-339.
Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 102—214 (гл. «Икона и иконопочитание»).
Казарян А.Ю. Византийская империя. Архитектура // ПЭ. Т. VIII. М., 2004.
С. 277-303.
Квливидзе Н.В. Агнец Божий. Иконография // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 257.
Квливидзе Н.В. Богородица. Иконография // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 501—504.
Квливидзе Н.В. Иисус Христос. Иконография // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 705— 713.
Комеч А.И. Архитектура // Культура Византии. IV — первая половина VII в.
М., 1984. С. 573-595.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. I—II. М., 1986.
Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев - М., 2005.
Покровский Н.В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковноархеологическое исследование. СПб., 1880.
Попова О.С. Изобразительное искусство // Культура Византии. IV— первая половина VII в. М., 1984. С. 546-572.
Попова О.С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211—303.
Попова О.С. Образ Христа в византийском искусстве V—XIV веков // ВВ.
Т. 60 (85). 2001. С. 159-173.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианская и византийская археология: новые книги // ВВ. Т. 64 (89). 2005. С. 271-280.
ΙΙ.4. История догматов. Борьба с ересями
II. 4. а. Христианская триад ология между 318и325гг. Возникновение арианства
(КА. Максимович)
Христианская триадология в начале IV в. продолжала традиции предшествующего времени. Однако к IV в. Церковь начала осознавать, что слишком большое разнообразие идей и мнений вредит единству церковной доктрины и тем самым единству самой Церкви. В частности, первые века христианскогоо богословия так и не внесли ясности в центральный вопрос вероучения, а именно: как соотносятся между собой Отец, Сын и Св. Дух? Божественная природа Отца в Церкви никогда не подвергалась сомнению, а вот с природой Сына и Духа полной ясности не было. Осуждение ереси монархиан- ства Савеллия и Павла Самосатского (см. выше) не решило этого вопроса в полной мере, поскольку для оформления доктрины и предотвращения дальнейших недоразумений была необходима точная богословская терминология. Однако в III в. условий для её создания (а главное — принятия всей Церковью) ещё не было. Такие условия возникают уже в новый период церковной истории, в начале IV в. Поводом для активизации богословской рефлексии внутри Церкви послужила ересь александрийского пресвитера Ария.
Личность и богословские взгляды Ария. Арий был человеком, замечательным во многих отношениях. К его безусловным достоинствам можно отнести строгий христианский аскетизм, дар проповедничества, умение задушевными беседами и логической аргументацией убеждать и располагать к себе людей.
Несмотря на то что Арий был пресвитером, он завоевал популярность в Александрии как проповедник. Дело в том, что в начале IV в. приходской жизнью в Александрии уже повсеместно руководили не епископы, как это было раньше, а пресвитеры. Они имели право толковать Свящ. Писание, учить паству и даже отлучать мирян от церковного общения по своему усмотрению. Зачастую это приводило к тому, что прихожане были теснее связаны с пресвитерами, чем с епископатом. В Александрии сразу несколько пресвитеров — например, Коллуф, Карпон — снискали себе славу прекрасных проповедников, за которых прихожане стояли горой. Они даже называли себя по име-
|
|
Мавзолей Санта-Костанца. Рим. Сер. IV в.
Капелла Сан-Аквилино. Милан. Кон. IV в.
Базилика Девы Марии (Санта Мария Маджоре). Рим. V в. Мозаика триумфальной арки
Базилика Девы Марии (Санта Мария Маджоре). Рим. V в. Мозаика триумфальной арки
Базилика Девы Марии (Санта Мария Маджоре). Рим. V в. Центральный неф
Баптистерий ариан.
Равенна. Ок. 500 г. Крещение.
Мозаика купола
Баптистерий ариан.
Равенна. Ок. 500 г.
Церковь Сан-Витале. Равенна. VI в. Гостеприимство Авраама
Церковь Сан-Витале. Равенна. VI в.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна. VI в. Апсида. В центре изображение св. Аполлинария
Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в. Поклонение волхвов
Г
Храм свв. Сергия и Вакха. Константинополь. 2-я четв. VI в.
Базилика в Кальб-Лузе. Сирия. VI в.
Евангелие Раббулы. Сирия. VI в.
Венский Генезис. Потоп. VI в.
Богоматерь Царица. Санта-Мария ин Трастевере. Рим. VI в.
Диптих Барберини. Константинополь. VI в.
Богоматерь с ангелами и мучениками. Синай. VI в.
Распятие и поругание иконы. Хлудовская псалтирь. Сер. IX в.
нам этих пресвитеров «коллуфианами», «карпонианами» и т.п. Прихожане Ария с гордостью называли себя «арианами».
На выборах епископа Александрии в 311 г. Арий баллотировался вместе со своим сопресвитером Александром и проиграл ему. Свт. Александр (312—326 или 328 гг.) из уважения к Арию дал ему в окормление церковь, которой он сам управлял до своего избрания.
Богословское образование Арий получил в Антиохии, в школе сщмч. Лукиана. Отправным пунктом богословской доктрины Ария послужило место из Притчей Соломоновых (VIII, 22): «Господь создал меня в начале путей Своих» (Епиф. Кипр. Против ерес. ЬХ1Х, 12). Из этой фразы Арий сделал вывод о тварной природе Сына Божия. На одном из церковных собраний, когда Александр, богословствуя о Св. Троице, сказал, что «Св. Троица есть в Троице Единица», Арий обвинил его в савеллианстве (см. выше) и публично провозгласил идею о тварности Сына. Александр запретил Арию проповедовать это учение, однако Арий не подчинился своему архиерею. Нарушение Арием церковной дисциплины привело в дальнейшем к тяжелейшим последствиям для всей Церкви Христовой.
|
|
Осуждение Ария и его сторонников на Александрийском соборе ок. 320 г. Учение Ария поддержали некоторые клирики Александрийской Церкви. Постепенно к нему примкнули 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа. Однако наиболее важную поддержку арианам оказал Евсевий — епископ г. Никомидии, ставшей незадолго до этих событий столицей Восточной империи. Евсевий был давним товарищем Ария по лукиановской богословской школе. Кроме того, будучи епископом новой столицы, он ревниво относился к авторитету старейшей Александрийской кафедры и не остался в стороне, как только появилась возможность принизить значение Александрии и возвысить за её счёт собственную Церковь.
В 318 г. ариане открыто выступили против своего архиерея. В соответствии с традицией, архиеп. Александр провёл ряд богословских диспутов, на которых приложил все силы к тому, чтобы отвратить Ария и его сторонников от ереси — однако эти усилия ни к чему не привели. Тогда около 320 г. Александр созвал собор Александрийской Церкви, на котором более 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя[LXXXV] осудили Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), извергли их из сана, после чего они были высланы из города. Арий нашёл убежище у Евсевия Никомидийского. Фактически александрийцы бросили вызов могущественным сторонникам Ария на Востоке — не только в Никомидии, но также в Палестине и Сирии. Этот вызов был принят. С этого момента начинается второй период распространения ереси, который можно назвать «борьбой за умы» (320-325 гг.).
Полемика между арианами и православными. Антиохийский собор 324 г. Вскоре после этих событий Евсевий Никомидийский созывает собор в подвластной ему области Вифинии (около 321 г.). Съехавшиеся на собор сторонники Ария разослали по всем церквам, в том числе в Александрию, послания с изложением арианских взглядов и увещанием принять Ария в церковное общение. В ответ архиеп. Александр, понимая опасность новой ереси, также разослал всем восточным кафедрам, а также в Рим папе Сильвестру (314—335 гг.) особый полемический трактат (томос), в котором предостерегал от помощи Арию и обличал его богословские заблуждения. Однако число сторонников Ария росло.
От этого времени сохранилось важнейшее богословское произведение — послание Александра Александрийского своему тёзке еп. Александру Византийскому. В этом послании, сохранённом для нас Феодоритом Кирским (Церк. ист. 1,4), содержится замечательное по своей краткости и в то же время глубине опровержение арианских взглядов на природу Сына — второго Лица Св. Троицы.
В это же время (около 321 г.) в Палестине под председательством уже известного нам (будущего церковного историка) еп. Евсевия Кесарийского собрался новый собор, который признал за изверженным Арием и его сторонниками все пресвитерские и диаконские права и предписал им вернуться в Александрию под начало свт. Александра, с которым они должны были восстановить мир и церковное общение.
Постановление Кесарийского собора формально было вполне законным, поскольку для решения споров внутри епископата какой-либо церковной области (диоцеза, митрополичьего округа) следовало привлекать соседних епископов — в данном случае епископов Палестины. Эта традиция впоследствии была узаконена церковными канонами — Ант. 14, Сард. 14, Карф. 11.
Около 324 г. Арий возвращается в Египет и возглавляет своих сторонников в Александрии. В городе начались беспорядки, церковная жизнь пришла в расстройство, еп. Александр подвергался беспрерывным нападкам и насмешкам со стороны осмелевших ариан. Часть александрийского клира отпала от Александра и перешла к Арию.
В соответствии с традицией Арий и осуждённые с ним пресвитеры и диаконы направили архиеп. Александру почтительное послание с изложением своей веры. В этом изложении самые неприемлемые формулировки были поданы в смягчённом виде, тем не менее формулы «Сын — совершенное творение Божие», «Сын не существовал прежде рождения», а потому «не совечен Отцу» были сохранены. Свою правоту ариане доказывали тем, что признание Сына совеч- ным Отцу влечёт за собой будто бы признание двух божественных Начал, тогда как Божество может быть только Единым. Тем самым ариане совершенно определённо включили себя в традицию уже осуждённого Церковью монархианства.
Таким образом, круг богословских вопросов, поднятых арианством, сводился к следующим темам:
1. Можно ли отождествлять «рождение» Сына от Отца с творением? Ариане отвечали на этот вопрос утвердительно, православные же не рассматривали рождение Сына как вид творения, а наоборот, подчёркивали его неизъяснимый, мистический характер.
2. Верно ли утверждение: «Сын возник из не сущего»? Для Ария это утверждение верно, для Александра Александрийского — ложно, поскольку в этом случае Сын уравнивается с любым творением Божиим.
3. Верно ли утверждение, что «когда-то Его (Сына) не было» (ήν ποτέ, δτε ούκ ήν)? Ариане это утверждали, православные отрицали. Этот вопрос был прямо связан с пониманием времени и Вечности. Для ариан это практически одно и то же, для их противников — совершенно разные понятия. Правда, Арий в своём послании к Евсевию Никомидийскому пытался разделить эти понятия. Он писал: «Сын... по воле и совету (Божию) был прежде времён и прежде веков совершенный Бог... Однако его не было прежде, чем Он был рождён» (Феодорит Кир. Церк. ист. I, 5). Оставалось непонятным, как «совершенный Бог» оказывается лишённым важнейшего атрибута Божества — вечности? На этот вопрос ни Арий, ни его сторонники так и не смогли дать вразумительного ответа. Для них даже божественная Вечность имела в себе разделение на «до» и «после», т.е. мыслилась по аналогии с обычным временем.
Уже от внимания Александра Александрийского не укрылось, что формально триадологическая ересь Ария имеет и христологический аспект, поскольку отрицает совершенное Божество Иисуса Христа (Поел, к Алекс. Визант.).
В конце 324 г. Антиохийский собор 56 восточных епископов, рассмотрев доставленные на собор акты Александра против Ария, вновь
Раздел II. Церковь в христианской империи (313-843 гг.) осуждает арианство и анафематствует тех, кто Сына Божия называет творением и утверждает, что «когда-то Его не было».
Итак, противоборствующие партии провели по два собора, на каждом из которых осудили своих противников. Зашедшая в тупик церковная ситуация могла быть разрешена только одним способом, а именно путём вмешательства высшего церковного арбитра - императора.
В том же 324 г., после победы над Лицинием, в полемику вмешивается имп. Константин Великий, Через своего доверенного посланника, еп. Осия Кордубского он попытался примирить враждующие стороны. По возвращении к императору Осий сообщил об острых и непримиримых разногласиях между сторонниками Ария и Александра, после чего на повестку дня был поставлен созыв первого в истории Церкви Вселенского Собора.
Подготовка I Вселенского Собора в Никее (325 г.). Первоначально провести Собор планировалось в центре малоазийской области Галатия г. Анкире (ныне столица Турции Анкара), однако в конце концов местом проведения была избрана Никея, как город, находящийся вблизи от резиденции императора — Никомидии. Уже сам выбор места свидетельствовал о том, что император намеревался лично следить за ходом Собора.
Официально Собор проходил с 14 июня по 25 августа 325 г. Его открытию предшествовали длительные консультации между епископами, которые съехались в Никею ещё в мае. Число приехавших на Собор иерархов точно не установлено - по разным данным, их было от 250 до 300. Традиционное число отцов (318) впервые появляется у свт. Илария Пиктавийского (О соб. 86), затем повторяется свт. Василием Великим (поел. Ы, 2) и свт. Афанасием Александрийским (Поел, к афр. епископам). Это число, скорее всего, является символическим — так, именно столько рабов было у ветхозаветного патриарха Авраама (Быт. XIV, 14), а греческое начертание числа 318 (τιη) можно расшифровать как символ креста (Т) с двумя первыми буквами имени «Иисус» (’ I ησους).
Ещё до начала Собора на частных собраниях и консультациях епископов были сформулированы основные догматические положения о нетварной природе Сына, идущие вразрез с арианскими воззрениями. На этих частных собраниях впервые проявил свой богословский талант диакон Афанасий, будущий архиеп. Александрийский. Активное участие в предсоборных диспутах принимал и сам Арий.
Большинство епископов, не обладавших философским образованием, придерживались традиционного мнения о единстве божественной природы Отца и Сына — Слова Божия. Бывшие в меньшинстве ариане, однако, рассчитывали на голоса влиятельных и весьма сведущих в философии церковных иерархов — в том числе предстоятеля Никомидийской Церкви Евсевия, бывшего родственником самого Лициния и свойственником Константина Великого. Арианская группировка состояла примерно из 17 епископов, большинство из которых были последователями Антиохийской богословской школы сщмч. Лукиана. К ним примкнули также семь епископов из Ливии. Арианская группировка не была полностью единой в своих подходах — например, Евсевий Никомидийский хоть и с оговорками, но допускал равенство Сына Отцу.
Партия противников арианства также включала в себя опытных богословов — к ней принадлежали уже упомянутый Осий Кордуб- ский, Александр Александрийский, Макарий Иерусалимский, Мар- келл Анкирский и др. Они понимали, что применение аппарата античной философии к христианскому богословию не только оправданно, но и необходимо, когда речь идёт о сложных богословских понятиях, отсутствующих в Свящ. Писании. Именно эта группа в противовес арианским положениям «когда-то Его (Сына) не было» и «Созданный из не сущих (έκ μή δντων)» сформулировала понятие «Рождённый из сущности (έκτης ουσίας) (Отца)». Центральное место в богословском языке этой группы отводилось понятию «сущности» (греч. усия — ουσία), возникшему в древнегреческой языческой философии.
Это понятие не было известно простым, не получившим классического образования епископам, составлявшим большинство Собора — именно поэтому попытка внедрить это понятие в церковную доктрину вызвала у них на первых порах насторожённость и недоверие. С другой стороны, представители старой богословской школы, испытавшей влияние Оригена и склонной к субординационизму (см. выше, с. 133), также не могли принять термина «единосущный». Виднейшим представителем этого «консервативного» направления в богословии был еп. Евсевий Кесарийский.
Таким образом, предсоборная полемика развернулась не столько по вопросу о применении античного философского аппарата к христианской догматике (Церковь уже давно, начиная с Иоанна Богослова, допускала в свою доктрину отдельные элементы языческой философии, переосмысляя их в христианском духе), сколько о том, чтобы как можно точнее определить отношения Отца и Сына в Св. Троице. Традиционно используемый термин «рождение» (Сына от Отца), как показала практика, не был достаточным для этой цели, поскольку оставлял открытым вопрос о тварности или нетварности Сына.
Ход Собора. Формирование Никейского Символа веры. I Вселенский Собор открылся торжественным заседанием, на котором вступительную речь произнёс сам имп. Константин. Когда приступили к решению вопросов вероучения, глава ариан Евсевий Никомидий- ский изложил своё так называемое «Учение веры», в котором прямо утверждалась тварная природа Сына Божия, его изменяемость и т.д. Этот символ был практически единодушно отвергнут Собором как еретический.
После этого необходимо было принять новый Символ веры, в котором все спорные вопросы получили бы точное (насколько это возможно) и однозначное определение. Очень скоро выяснилось, что терминология Свящ. Писания («сын от Бога», «сияние славы Отчей», «образ ипостаси Отца») для этого недостаточна, поскольку допускает различные толкования. Тогда Евсевий Кесарийский предложил Собору на утверждение крещальный Символ Кесарийской Церкви в своей собственной редакции.
О Сыне Божием в этом Символе говорилось следующее:
«Веруем во единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, перворождённого всей твари, прежде век от Отца рождённого» — и несколько далее: «Веруем, что каждый из Них, Отец и Сын, имеют своё бытие: Отец есть истинно Отец и Сын — истинно Сын».
Заслушав символ Евсевия, император выразил ему своё одобрение, однако потребовал включить в него термин «Единосущный», наиболее точно определяющий природу Сына по отношению к Отцу. Собор принял это предложение. После этого в символ Евсевия был внесён и ряд других поправок.
Во-первых, греческое выражение «Творца всяческого (всего без исключения — απάντων) видимого и невидимого» было заменено на более мягкое «всего» (πάντων), поскольку иначе в число творений мог попасть и Сын Божий.
Во-вторых, из Символа было удалено выражение «Божие Слово (Логос)» - на его место отцы Собора поставили более традиционное «Сына Божия». От идеи древнего Логоса, через Которого произошло творение, в Символе осталось только выражение «через Которого всё произошло» («имже вся быша»). Также было устранено весьма любимое арианами выражение «перворождённого всей твари».
В-третьих, догматически неясное выражение «прежде век от Отца рождённого» было заменено другим, более чётким: «единородного, рождённого от Отца, т.е. из сущности Отца».
В-четвёртых, в Символ были включены другие догматически недвусмысленные выражения: «Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу».
В результате сделанных изменений принятый на Соборе Символ веры приобрёл следующий вид (антиарианские вставки подчёркнуты):
«Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единственного, рождённого от Отца, т.е. из сущности Отиа — Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отиу, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Ради нас, людей и ради нашего спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых мертвых. Ив Святого Духа.
А говорящих, что было (время), когда не было (Сына), или что Его не было прежде рождения и что (Он) произошёл из не сущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или тварен, или преложим, или изменяем, анафематствует кафолическая Церковь» (Евсевий. Поел, к Кесар. 4) (перевод мой. — К.М.).
Под Никейским Символом поставили свои подписи почти все епископы, даже Евсевий Никомидийский (он, правда, отказался подписаться под отлучением Ария). Арий и двое ливийских епископов, отказавшихся подписать Символ, были отправлены в ссылку.
Для дальнейшей истории христианского богословия большое значение имеет то обстоятельство, что слова «сущность» и «ипостась» в Никейском Символе ещё употребляются безразлично, как полные синонимы. Такое положение сохранялось на протяжении почти всего IV в. В конце IV и в V вв. эти важнейшие термины изменят своё соотношение.
История термина «единосущный». Принятый на Никейском Соборе термин «единосущный» (δμοούσιος) указывает на единство, тождество божественной сущности Отца и Сына. Первыми его стали употреблять ещё во II в. гностики. Так, гностик Валентин указывал на сущностное единство Демиурга и прочих живых существ, а также на единосущие друг другу особых духовных миров - эонов (Ириней. Против ерес. I, 5.1; 5). Будучи чрезвычайно изощрёнными в философском отношении, гностики первыми оценили и богословское значение этого термина. Однако церковные мыслители видели в данном термине следы гностической ереси и по этой причине всячески избегали его в своих сочинениях. Антиохийский собор 268 г., направленный против монархианства (динамизма) Павла Самосапгско- го, окончательно осудил употребление этого слова. Поэтому его не использовали александрийцы Афанасий и Александр, предпочитая другие обозначения того же самого — «подобный по всему» (Александр), «собственное Слово Божие», «образ Отца» (Афанасий).
Вероятно, термин «единосущный» был подсказан Константину Великому западными епископами — вероятнее всего Осием Кордуб- ским (Филосторгий. Церк. ист. I). Именно на Западе с середины III в. распространённым было обозначение Отца, Сына и Духа как Лиц «одной сущности» (υηίυδ 8иЬ81апИае) (Тертулл. Против Праке. II). В самом деле, с 312 года Константин почти неотлучно пребывал на Западе (Восток находился под властью Лициния), общался только с иерархами Запада и получал от них советы относительно церковных дел. На Западе арианство не пустило таких глубоких корней, как на Востоке, поэтому западное богословие сохраняло традиционное для Церкви представление о полном тождестве природ Отца и Сына. Во многом благодаря участию западных епископов ересь Ария получила богословское опровержение и была осуждена на Никейском Соборе. Однако на этом завершилась не вся история арианства, а лишь её второй этап. Настоящая борьба Церкви с арианами только начиналась. Последний, третий период этой борьбы затянулся на долгие десятилетия (325-361 гг.).