Суточное, седмичное и недельное (воскресное) богослужение. 3 страница

Желтов М., диак., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 160-170.

Желтов М.С, Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Великий пост // ПЭ. Т. VII. М.,

2004. С. 454-463.

Желтов М.С., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Великий Четверг // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 464-471.

Желтов М., диак., Ткаченко А.А. Вход Господень в Иерусалим // ПЭ. Т. X. М.,

2005. С. 38-51.

Иерусалимское богослужение (без авт.) // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 506-508.

Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 236—553 (гл. «Богослу­жение»).

Кузенков П.В. К вопросу о раннехристианской хронологии: из истории возникновения византийских хронологических систем // XIII Еже­годная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2003. С. 151-155.

Кузенков П.В., Фокин А.Р. Дионисий Малый // ПЭ. Т. XV. М., 2007. С. 349-352. Лукашевич А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 343-346.

Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 266—269.

Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Установление праздника Вознесения Господ­ня // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 199-203.

Никитин С.И. Адвент // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 290-291.

Никифорова А.Ю. Проблема происхождения и формирования служебной Минеи. Структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX—XII вв. из монастыря вмц. Екатерины на Синае // Материалы международной бо­гословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного един­ства». Москва, 1—4 октября 2006 г. М., 2008. С. 380—389.

Пентковский А.М. Византийское богослужение // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 380-388.

Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типико­на с историческим введением. М., 2004 [первое изд.: Киев, 1910]. С. 179- 235 (монашеское богослужение IV—IX вв.), 235—276 (богослужение в по­сты и праздники).

Ткаченко А.А. Завет Господа нашего Иисуса Христа // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 457-461.

Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные праздники // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 509-512.

Хулап В. Ф. Весеннее равноденствие и возникновение христианской пасха­лии Ц XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2003. С. 146-150.

П.З.д. Формирование канона Священного Писания

(КА. Максимович)

Под каноном Свящ. Писания понимается совокупность книг, при­знаваемых христианской Церковью богодухновенными и священны­ми. Все эти книги подразделяются на Свящ. Писание Ветхого Завета и Свящ. Писание Нового Завета. Собрание канонических книг Вет­хого и Нового Заветов составляет христианскую Библию.

Канон Ветхого Завета. В состав православного ветхозаветно­го канона входит 49 книг (некоторые версии добавляют ещё одну — 3-ю книгу Ездры); в католическом каноне насчитывается 46 книг. Почти все они восходят к иудейскому Свящ. Писанию — Танаху. Восточные христиане восприняли Танах преимущественно в гре­ческом переводе Септуагинты — так называемых «70 толковников» (III—II вв. до Р.Х.), западные христиане — в переводе на латинский язык, сделанном во второй половине IV в. блж. Иеронимом по настоя­нию папы Дамаса (366—384 гг.). Этот латинский перевод Ветхого За­вета получил название Вульгата (от лат. Уи1%а1а ‘широко известная, распространённая’).

Первые списки книг христианского ветхозаветного канона дошли до нас лишь от середины IV в. — это 39-е праздничное послание свт. Афанасия Александрийского, прав. 85 свв. Апостолов и прав. 60 Лаоди- кийского Собора (его иногда датируют 363 г.).

В этих Трёх ранних списках книг Ветхого Завета перечислены: Пятикнижие (книги Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония), Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств, две книги Пара­липоменон, две книги Ездры, Эсфирь (нет у Афанасия), три книги Маккавеев (нет у Афанасия и в Лаод. 60), Иов, Псалтирь, три кни­ги Соломона — Притчи, Экклесиаст, Песнь песней, 12 книг малых пророков, книги Исайи, Иеремии, Плач Иеремии (нет в Апост. 85), Варух (нет в Апост. 85), Иезекииль, Даниил и Премудрость Иисуса, сына Сирахова (нет у Афанасия и в Лаод. 59) — всего 44 книги. Во всех списках нет книг Юдифь и Товит.

Более поздний этап формирования ветхозаветного канона от­ражён в стихотворных перечнях канонических книг свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского. В этих списках отсутствуют Товит, Сирах, книги Маккавеев, Юдифь, но нет и Эсфири, имею­щейся в Апост. 85 и Лаод. 59. Книга Ездры в списке Григория Бого­слова только одна, тогда как в Апост. 85 и Лаод. 59 их две. У Амфи­лохия упомянута Эсфирь (со ссылкой «некоторые добавляют») и не одна, а две книги Ездры.

В правиле 33 Карфагенского Собора 419 г. (по нумерации Кни­ги правил, иначе — прав. 24) в целом воспроизводится список книг Ветхого Завета, близкий прав. 85 свв. Апостолов, однако отсутствуют книги Маккавеев и Премудрость Иисуса Сирахова (каку Афанасия и в Лаод. 59), а вместо трёх книг Соломона названы пять (правда, в спи­сках есть варианты — три и четыре). Также по сравнению с Апост. 85 и Лаод. 59 в канон добавлены книги Товит и Юдифь.

Итак, книгами Ветхого Завета, позднее всего (начало—середина Vв.) вошедшими в православный канон, стали книги Маккавеев, Премудрость Иисуса Сирахова, Эсфирь, Товит и Юдифь. Несколько раньше, около се­редины IVв. в канон вошли Плач Иеремии и книга пророка Варуха.

Тот факт, что две последние книги отсутствуют в правиле Апост. 85, позволяет датировать это правило (и, соответственно, содержа­щийся в нём список ветхозаветных книг) примерно началом — пер­вой половиной IV в. Таким образом, это самый ранний сохранив­шийся список христианского ветхозаветного канона.

Канон Нового Завета. В состав новозаветного канона входят 27 книг. Однако не все из них использовались в Церкви с самого начала её существования. Сам Спаситель проповедовал устно, а Его жизне­описания (евангелия) стали возникать спустя довольно долгое вре­мя после Вознесения. Послания апостолов также первоначально не относились к Писанию, поэтому некоторые апостольские послания (в частности, послание Павла к Лаодикийцам) оказались ныне утра­чены. Другие послания апостола сохранились потому, что с самого начала его проповеди воспринимались как авторитетные учительные тексты. Парадоксом традиции христианского Нового Завета являет­ся то, что основная часть канонических апостольских посланий при-

надлежит не «самовидцам» и ближайшим ученикам Христа — апосто­лам Петру, Иоанну, Иакову — а человеку, лично Христа не знавшему. В этом проявляется ключевая роль деятельности ап. Павла для судеб ранней Церкви.

Считается, что уже на рубеже I—II вв. был составлен корпус по­сланий ап. Павла, с которого началось формирование новозаветного канона. Во Втором послании ап. Петра (III, 15—16) Павловы посла­ния упоминаются наряду с другими священными книгами христиан. А сщмч. Поликарп Смирнский упоминает десять посланий ап. Павла.

Во второй половине I в. были созданы все четыре канонических Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Древнейшим из них считается Евангелие от Марка, позднейшим — Евангелие от Иоан­на. Каждое из них, вероятно, было обращено к христианским общи­нам отдельных регионов — Рима, Палестины, Греции, Малой Азии. Св. Иустин Философ первым сообщает о том, что на богослужении читались отрывки (перикопы) из Евангелий наряду с ветхозаветны­ми пророками. Таким образом, в середине II в. четыре Евангелия уже входили в новозаветный канон.

Ускорилось формирование канона в ходе борьбы с ересью гно­стика Маркиона (ок. 85—160 г.), учившего в Риме. В соответствии с постулатами гностицизма Маркион целиком отверг Ветхий Завет, а из Нового Завета признал истинными только Евангелие от Луки и десять Павловых посланий (кроме Первого и Второго к Тимофею, к Титу и к евреям). Для борьбы с ересью многие христианские общины стали составлять свои списки новозаветного канона. Один из таких списков, составленный во II в. на латинском языке, сохранился до наших дней в списке УП1 в. — он называется канон Муратори.

Канон Нового Завета в кодексе Муратори лишь незначительно отличается по своему составу от современного канона. В нём фигу­рируют Деяния Апостолов, автором которых называется евангелист Лука. В кодексе упоминаются также 13 посланий ап. Павла (кроме Послания к евреям), два Послания Иоанна, Послание Иуды и От­кровения Иоанна Богослова и Петра. Из ветхозаветного канона на­звана Книга Премудрости Соломона.

К началу III в. во всех Церквах каноничными считались 4 Еван­гелия, 13 посланий ап. Павла, 1-е послание Петра и 1-е послание Иоанна. В отношении остальных книг Нового Завета существовали расхождения — так, на Востоке считали каноничным 14-е послание Павла — к евреям (оно упомянуто в списке свт. Афанасия Алексан­дрийского), а на Западе оно каноничным не считалось. Наоборот, От­кровение Иоанна Богослова было на Западе в числе канонических книг (ср. кодекс Муратори), а на Востоке (особенно в Сирии) его многие считали апокрифом (правда, эта книга фигурирует в спи­ске Афанасия Александрийского, но здесь очень вероятно римское влияние). Лишь к началу V в. новозаветный канон утверждается на Востоке и на Западе в современном виде — с включением Послания к евреям и Откровения.

Иногда в состав канона включались книги, впоследствии отвер­гнутые Церковью — в частности, многократно упомянутые «Апо­стольские постановления» и послания сщмч. Климента Римского (из которых второе в настоящее время признаётся неподлинным) упоминаются в списке канонических книг, приведённом в правиле 85 свв. Апостолов. Наоборот, «Деяния апостолов» в этом правиле не упоминаются, зато они есть в правиле 59 Лаодикийского Собора.

Таким образом, «Деяния», как и «Откровение» окончательно входят в канон во второй половине — конце IV в. (они упоминаются вместе в каноне Афанасия Александрийского и правиле 33 Карфа­генского Собора 419 г.).

Контрольные вопросы по теме

1. Как происходило формирование канона Ветхого Завета?

2. Как формировался канон Нового Завета? Какие книги вошли в него позже всех остальных?

Дополнительная литература по теме

Библия (коллектив авторов) // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 89—200 (89—97).

Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., 2000. С. 37-42 (формирование ка­нона Нового Завета).

Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской ли­тературы. М., 1985. С. 12—18 (Сложение новозаветного канона).

Ткаченко А.А., Николай (Сахаров), иером. Евреям Послание // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 226-237.

Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Кн. 1-2. М., 2007. ЬПр://\уулу.8ЫЫе. Ъоот.ги/Ьоок8/]ипё.й1т

П.З.е. Церковная дисциплина, суд и право

Судебные и административные полномочия епископов. ЕрксораИз ашПепйа - епископский суд по гражданским делам (А.Г Бондач). В рас­сматриваемый период объём церковных полномочий епископа по сравнению с III в. в целом не изменился. В системе так называемого «монархического епископата» (см. выше с. 63) епископ был един­ственным судьёй своей паствы и клира по церковным делам (в неко­торых Церквах епископ судил своих клириков и по делам уголовного характера — ср. прав. 15 Карфагенского Собора 419 г.).

Вместе с тем в IV—VI вв. в Римской христианской империи по­лучил развитие и официальное признание со стороны государства институт епископского суда по гражданским делам, возникший еще в ранней Церкви и называвшийся по-латыни ерксораИз αηάιβηήα (‘су­дебное слушание у епископа’).

Данный институт предполагал рассмотрение епархиальным ар­хиереем или уполномоченными им лицами гражданско-правовых споров между любыми субъектами, которые проживали на террито­рии данной епархии и добровольно обратились к епископу для осу­ществления правосудия. ЕргзсораНз аисНепйа отличалась по подсуд­ности (предметной и по кругу лиц) от обычного епископского суда, на котором рассматривались все внутрицерковные дела, а также дела (в том числе гражданские и уголовные), сторонами в которых являлись клирики. От коллегиального (соборного) суда епископов ер18сора118 аисНепба отличалась по составу суда, по подсудности и по характеру полномочий: соборный суд рассматривал в качестве вто­рой инстанции указанные выше дела, подсудные епископу, и дела с участием самих епископов, а также решал неюридические вопросы (догматические, литургические и т.п.), рассмотрение которых лишь условно может быть отнесено к судебной деятельности. На уровне юридической терминологии, однако, эти различия прослеживались не всегда. Выражение «ер18сора118 аисПепНа» иногда применялось и для обозначения подсудности епископу дисциплинарных и уголовных дел клириков (Сой. ТЬеоб. XVI, 2.47; Карф. 15), а сам институт епи­скопского суда по гражданским делам мог именоваться «ерЬсораН^ бейпйю» (там же, I, 27) или «ер18сора1е шсНсшгп» (ΝονεΙΙ. νΒ1. 35).

В некоторых церковных канонах (Карф. 70 и, возможно, IV Всел. 9) говорится о праве сторон обратиться за разрешением гражданского дела к клирикам, избранным самими сторонами в ка­честве третейских судей. Подобный третейский суд нельзя отождест­влять с ер18сораН§ аисПепйа, поскольку, во-первых, третейским су­дьёй мог быть любой клирик, не обязательно епископ, а во-вторых, ер18сора118 аисйепйа, в отличие от третейского суда, не предполагала избрания судьи тяжущимися сторонами.

Как известно, ап. Павел запрещал христианам обращаться за рас­смотрением своих споров к судьям языческого государства и совете - вал поручать в таких случаях осуществление правосудия какому-либо «мудрому» (σοφός) члену христианской общины (1 Кор. VI, 1-6). Со временем соответствующие судебные полномочия получили епи­скопы. По-видимому, на практике в то время епископы были уже по­стоянно вовлечены в судопроизводство по делам данной категории, однако считалось целесообразным освободить их от непосредствен­ного осуществления такой деятельности, делегировав их полномо­чия пресвитерам. На Востоке уже в III в. существовали определён­ные правила осуществления епископского суда, зафиксированные в «Апостольских постановлениях» (см. выше, 1.3.д).

В первые же годы после прекращения гонений на христиан были изданы законы, признающие судебные полномочия епископов и юридическую силу принимаемых ими решений. Первоначально под­судность дел ер1§сора118 аисНепба была определена имп. Константи­ном Великим в 318 г. (Сод. ТЬеод. I, 27.1; подлинность конституции оспаривается; иногда она датируется 321 г.). Этот закон гласит: вся­кое гражданское дело, даже если уже началось его рассмотрение в го­сударственном суде, может быть по соглашению сторон перенесено в ерксорайз аисНепба.

Текст закона позволяет предположить, что допускался перенос дела и без согласия второй стороны, хотя из слов церковного историка Созомена, сообщающего об издании данного закона, следует, что ре­шение о переносе должно быть обоюдным (Соз омен. Церк. ист. I, 9.5).

Согласно императорской конституции 333 г. (Соп§1. 81гт. 1; ряд исследователей считали её неподлинной), которая фактически яв­ляется комментарием самого Константина к своему закону 318 г., решения ер18сора118 аисНепба должны быть окончательными, в том числе по делам с участием несовершеннолетних; принудительное исполнение решений ер18сораН§ ашИепба было возложено на госу­дарственные суды; допускалась передача дела в ер18сора118 аисбепба даже по желанию одной стороны и на любой стадии производства в государственном суде. Если дело с самого начала возбуждалось в суде епископа, согласия другой стороны также не требовалось. Сви­детельские показания епископа в суде считались достоверными, и показания других свидетелей после епископа уже не рассматрива­лись.

Закрепляя значительные судебные полномочия за епископами, имп. Константин рассчитывал на неподкупность епископов, желая противопоставить их коррумпированным государственным судам (известно его мнение, что «священники Божии надёжнее всякого светского судьи» — Евсевий. Жизнь Конст. IV, 27.2).

Ер18сораИ§ аисНепйа быстро приобрела широкую популярность: папирологические и патристические источники свидетельствуют о том, что в IV—V вв. разрешение гражданско-правовых споров епи­скопом представляло собой повседневную правовую практику. Так, блж. Августин жалуется на нехватку времени из-за необходимости осуществлять правосудие по гражданским делам (Августин. О мон. дел. 37) и сообщает, что свт. Амвросий Медиоланский также был посто­янно занят рассмотрением судебных дел (Августин. Исповедь. VI, 3). Епископ мог передать (делегировать) свои судебные полномочия кому-либо из клириков или мирян своей епархии (о подобном слу­чае упоминает Сократ Схоластик, ср. Церк. ист. VII, 37). Свт. Ам­вросий Медиоланский пишет об обязанностях епископа в качестве су­дьи по гражданским делам (Амвросий Мед. Об обяз. II, 24.124—125) и подробно описывает два случая из собственной судебной практики (Поел. 24, 56, 57), хотя их было намного больше (поел. 32).

Массовому обращению населения в ер18сора118 аисйепйа способ­ствовали простота и дешевизна судебной процедуры. В упрощённом епископском судопроизводстве отсутствовал ряд обременительных процессуальных формальностей (Соп81. 8ίπη. 1; Νον. Ιπδί. 83). Кро­ме того, первоначально правосудие в ер18сора118 аисНепйа было, по- видимому, полностью бесплатным, и даже в эпоху имп. Юстиниана судебные пошлины и издержки в ер18сора118 аиейепйа не должны были превышать 6 номисм (Сой. Ιυδΐ. I, 4, 29.7). Немаловажным был и бо­лее гуманный характер епископского суда. В основе материальных норм, применяемых епископом, находился так называемый «христи­анский закон» — 1ех сИпзИапа, что означало разрешение споров в духе христианского человеколюбия. Как до, так и после государственного признания ер18сора118 аисНепйа основной обязанностью епископа- судьи было содействовать примирению спорящих.

На рубеже IV и V вв. подсудность ер18сора118 аисНепйа подверглась значительному сокращению: для возбуждения дела в епископском суде или его передачи на суд епископа стало требоваться согласие обеих сто­рон спора. В 398 и 408 гг. были изданы две конституции[LXXXIII], направленные на предотвращение односторонней передачи дел в ер18сора118 аисНепйа, широко распространившейся к тому времени и приводившей к чрез­мерной загруженности епископов и конфликтам между сторонами.

Дальнейшее развитие ерхзсораНз аисНепНа было связано с из­данной на Западе в 452 г. 35-й новеллой имп. Валентиниана III (425—455 гг.), согласно которой для передачи дела в епископский суд стороны должны были подписать письменное соглашение по установленной форме, как при передаче дела в светский третейский суд (сотргошхззиш). Закон подчеркивал исключительный характер ерхзсораНз аисНепНа, указывая, что по общему правилу епископы не обладают судебными полномочиями в светских делах.

Таким образом, правовая природа ерхзсораНз аисНепНа в IV-V вв. претерпела существенные изменения, отразившиеся в император­ском законодательстве. Если во время имп. Константина Велико­го ерхзсораНз аисНепйа являлась частью государственной судебной системы, специальным судом, действующим от имени императора, наподобие суда префекта претория, то при имп. Аркадии, Гонории и Валентиниане III её функции ограничиваются, и она превращается в аналог третейского суда.

В правление имп. Юстиниана I (527—565 гг.) ерхзсораНз аибхепНа получила новое развитие. Как принято считать, в это время она су­ществовала в трёх формах: ех сотргопиззо (когда стороны по обоюд­ному согласию передавали дело на рассмотрение епископу; письмен­ного соглашения не требовалось, так как 35-я новелла Валентиниана не была включена в Соёех ЗизНшапиз), ех с1е1е%аИопе (осуществлялась епископом по поручению магистратов или императора по конкрет­ным делам) и ехртИе&о. Однако в действительности последняя фор­ма не имеет отношения к ерхзсораНз аисНепНа и означает привилегиро­ванную подсудность клириков своему епископу (например, согласно новеллам Юстиниана 79 и 83, к юрисдикции епископа были отнесе­ны все гражданские дела монахов и клириков его епархии); вторая форма тоже далека от ерхзсораНз аисНепНа в её первоначальном виде. Важным новшеством Юстиниана явилось предоставление стороне, несогласной с судебным решением епископа, права обжаловать его в государственном суде или у императора (нов. 123, 21). Кроме того, в соответствии с новеллой 86 епископ получил право надзора за дея­тельностью местных государственных судей, а также стал инстанцией, полномочной осуществлять суд по обвинению против таких судей.

В дальнейшем институт ерхзсораНз ашНеШха, хотя и не был упразд­нен законодательно, фактически перестал действовать. Это было вызвано расширением компетенции епископского церковного суда, которому стали подсудны определённые категории дел (например, семейные), прежде относившиеся к юрисдикции светских судов, и любые гражданские и уголовные дела с участием клириков и церков­ных должностных лиц (это произошло в 629 г. на основании закона имп. Ираклия).

Таким образом, на примере епископского суда по гражданским делам видно, что процесс взаимопроникновения государственной и церковной организации происходил в том числе в судебной сфере.

Суд над епископом (митрополитом, патриархом) (К.А. Максимович). Церковным наказанием для епископов (как и для остальных священ­нослужителей) было запрещение в служении или извержение из сана. Эти наказания назначались за грубые дисциплинарные нарушения (ростовщичество, неподчинение церковному суду, участие (посред­ничество) в симонии, раскольническая деятельность и др.) или дог­матические заблуждения (уклонение в ересь). Суд над епископом был соборным — в нём участвовали все епископы митрополичьего округа (не менее 12) под руководством митрополита. Неявка епи­скопа на суд влекла за собой вынесение обвинительного приговора. Апелляционный суд для епископов также был соборным, но собирал его уже не свой, а соседний митрополит. Свидетельские показания по церковным делам против епископов принимались только от лю­дей православного исповедания, а по делам гражданским — от всех юридически полноправных граждан.

Согласно правилу 9 IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.), митрополита может судить только «экзарх диоцеза» или архиепископ Константинополя (для дел в столице и в диоцезах Понта, Фракии и Асии, подотчётных Константинополю согласно правилу 28 того же Собора). Под «экзархом диоцеза» фактически понимался папа или патриарх — глава церковной области крупнее митрополичьего окру­га. Таких областей в первой половине V в. было всего пять - Рим, Александрия, Константинополь, Антиохия, Иерусалим. Приговор цер­ковного экзарха утверждался императором как высшей судебной ин­станцией.

Термин «экзарх диоцеза» восходит к номенклатуре государ­ственной администрации, созданной в ходе административной ре­формы имп. Диоклетиана. В дальнейшем это название заимствуется Церковью в особом значении — «предстоятель церковного диоцеза (т.е. территориальной единицы крупнее провинции)». Однако тер­мин «экзарх диоцеза» не прижился в Церкви, вскоре уступив место титулам «папа» и «патриарх».

Что касается суда над самими экзархами (патриархами) круп­нейших церковных центров, то для них была только одна церков­ная судебная инстанция — Вселенский Собор. Собор Поместной Церкви юридически не мог их судить, поскольку по канонам должен был проходить под их председательством. Окончательное решение о судьбе патриархов выносил император, который (как мы видели выше) имел все возможности навязать свою волю любому Собору, в том числе Вселенскому.

Таким образом, права, полномочия и обязанности епископов в период IV—IX вв. претерпели существенную конкретизацию. Тем са­мым были созданы правовые основы для того, чтобы, с одной сторо­ны, исключить произвол епископа в своей области (парикии, епар­хии), а с другой — защитить отдельного епископа от сведения личных счётов и неправедного суда еретических соборов. Подробно изло­женные в канонах и новеллах императоров правовые процедуры суда и хиротоний, а также установленный порядок наложения церковных наказаний способствовали дальнейшему сближению правовых си­стем Церкви и Византийского государства.

Развитие римского права в Византии. Право и Церковь (К.А. Макси­мович). Правовая культура Византийской империи с начала ее исто­рии вплоть до падения Константинополя была основана на класси­ческом римском праве.

Источники римского права подразделялись на императорские указы (конституции) и сочинения классиков римской юриди­ческой мысли (шга). Попытки систематизации правового наследия ограничивались на первых порах· только императорскими законами и были результатом частной инициативы, не опирающейся на санк­цию государства. Так, в конце III — начале IVв. по Р.Х. были созданы сборники имп. конституций от императора Адриана (117—138 гг.) до конца III в. (Соёех Сге^опапиз — собрание декретов и рескриптов, частное право) и далее до императора Константина I (306—337 гг.) (Соёех Негто£егнапи8 — собрание декретов и рескриптов, частное право). Однако только с принятием христианства в качестве офици­альной религии начинается история государственной систематиза­ции римского права. При императоре Феодосии 7/(408—450 гг.) был составлен и издан Кодекс Феодосия (Соёех Т11еодо§1апи8,429—438 гг. собрание эдиктов, публичное право), в котором были собраны и си­стематизированы императорские конституции начиная с Констан­тина I (см. выше, с. 208). Конституции, которые появились после издания Кодекса, получили название «феодосиевых» новелл (1е£е8 поуейае — новые законы).

После Юстиниана рецепция римского права в Византии протека­ла в форме создания различных сборников, переработок, индексов, комментариев (схолий) и парафраз на греческом языке. Широкое распространение получили тематические выборки из юстинианов- ского законодательства — так называемые «эпитомы» (греч. επιτομή "выборка, сокращение’) и алфавитные обзоры правовых сводов с указанием параллельных мест — «синопсисы» (греч. σύνοψις "обозре­ние’, здесь "обобщенное изложение’). Во второй половине VI — сере­дине VII в. возникли «Эпитома» («Синтагма») Афанасия Эмесского — сокращенный свод новелл Юстиниана I и Юстина II (около 577); «Собрание 25 глав» (СоПесйо XXV сарйШогиш); «Собрание 87 глав» (СоПесйо ЬХХХУП сарйи!огит) Иоанна Схоластика (впоследствии патриарха Константинопольского, 565-577 гг.) - на основе но­велл Юстиниана, касающихся церковных вопросов; «Трёхчастный сборник» (Со11есйо 1прагй1а, конец VI в.) — греческая компиляция церковно-правовых текстов из корпуса Юстиниана; Номоканон Ь ти­тулов; Номоканон XIV титулов и другие сборники. Большинство из них трактовали (либо исключительно, либо наряду со светским) во­просы церковного права.

Систематизация источников права сопровождалась редактор­ской работой. В тексты законов нередко вносились исправления (интерполяции), которые затрагивали как их содержание, так и фор­му. В частности, систематическому редактированию подвергался язык юридических текстов. Несмотря на то что латинские термины сохранялись в византийских законодательных сборниках ещё долгое время, наблюдалась сильная тенденция к выработке собственно гре­ческой терминологии в целях стандартизации юридического языка. Эту тенденцию наглядно демонстрируют законодательные сборни­ки, изданные в рамках программы «очищения древних законов» (так называемый Анакатарсис) при имп. Василии 1(Ъ(П—ЪЪ() гг.).

История кодификации показывает, что правовая традиция в Византии не сводилась к рецепции римского права, но испытала опосредованное влияние церковной традиции. Этот синтез римско­го права и христианской религии составляет главное своеобразие правовой системы Византии. Кодифицированное, христианизиро­ванное и переработанное в духе времени римское право византий­ского периода стало называться «византийским правом» или «греко­римским правом».

Соотношение закона и канона (К.А. Максимович). С возникнове­нием Церкви появилась особая ветвь права — каноническое право (см. выше гл. 1.3.д). Светское и каноническое право изначально строи­лись на различных принципах. В первые века христианской эры, когда начали вырабатываться первые церковные правила (каноны), римское право уже насчитывало несколько столетий интенсивного развития от архаичных, патриархальных форм до сложных правовых институтов, регулирующих комплекс социальных отношений разви­того рабовладельческого общества. В римском праве классической и постклассической эпох под влиянием греческой философии распро­страняются идеи так называемого «естественного права» (шз па1ига1е) и принципы «справедливости» (аецийаз) и «благорасположения» (сагйаз, Ьешёпйаз), впоследствии (вероятно, под влиянием христиан­ства) в право входит принцип «человечности» (йшпапйаз). Мотивы и представления, выходящие за пределы повседневной (экономиче­ской) деятельности, в светском праве отсутствовали. С другой сторо­ны, сложность регулируемых светским правом товарно-денежных, имущественных, семейных и других отношений требовала четкости терминов, системности и в то же время гибкости правовых норм. Вековая аналитическая работа римских юристов, вооруженных ка­тегориальным аппаратом античной философии, придала светскому праву требуемую системность и логическую стройность. Канони­ческое право, наоборот, изначально было призвано регулировать преимущественно духовные вопросы, имеющие прямое отношение к спасению души и вечной жизни (ярким подтверждением этому яв­ляется частое цитирование Свящ. Писания в церковных канонах). Оно не было и не могло быть столь же рациональным и логичным, как классическое римское право, не обладало разработанным кате­гориальным аппаратом, поскольку во многом опиралось на понятия, не поддающиеся рациональному определению. Центральное место в системе церковного права занимает понятие Церкви. Церковь во главе с Иисусом Христом - богоустановленный, святой институт, объединяющий земные и небесные иерархии, водительствуемый Св. Духом, промыслительно исполняющий в истории человечества миссию спасения. Земная Церковь представляет собой сообщество верных (Йс1е1е8, πιστοί), жизнь которого регулируется каноническим правом. Что же касается «неверных», то они входят в компетенцию канонического права только в случае их обращения (для отлучённых и отступников - в случае их покаяния). Определения канонического права опираются не на эллинистические идеи «справедливости» или «человечности», а на волю Св. Духа, выражаемую соборным волеизъ­явлением Церкви. Церковные каноны оперируют не столько юриди­ческими, сколько религиозными и моральными понятиями: «благо», «правильное», «подобающее», «достойное», «святость», «грех» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: