Место предмета в учебном плане

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ХИМИЯ»

 

Классы

 

Для образовательных организаций,

 

реализующих программы основного общего образования

 

Донецк

2020


 

 

Составители:

 

Дробышев Е.Ю., учитель химии МОУ «Средняя школа №4 города Макеевки», учительвысшей категории, учитель-методист

 

Козлова Т.Л., заместитель директора по научно-методической работе, учитель химии

 

Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Республиканский лицей-интернат «Эрудит» – центр для одаренных детей» Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, учитель высшей категории, учитель-методист, заслуженный учитель Украины

 

Разумова Н.Г., учитель химии МОУ «Школа № 150 г. Донецка», учитель высшей категории,учитель-методист

 

Бахтин С.Г., доцент кафедры биохимии и органической химии ГОУ ВПО «Донецкийнациональный университет», кандидат химических наук

 

 

Научно- методическая редакция:

 

Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «ДонРИДПО», кандидат филологических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

 

Игнатов А.В., проректор по воспитательной и социальной работе со студентами ГОУ ВПО«Донецкий национальный университет», кандидат химических наук, доцент Кириченко В.Г.,заместитель директора методического центра управления образования

 

администрации г. Макеевки, учитель химии высшей категории

Столбцова Н.В., учитель химии МОО «Харцызская средняя школа с углубленным

 

изучением отдельных предметов № 25», учитель химии высшей категории, учитель-методист

 

 

Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В., методист отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 

Примерная программа по учебному предмету «Химия». 8-9 классы /сост.Дробышев Е.Ю.,Козлова Т.Л., Разумова Н.Г., Бахтин С.Г. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 25 с.

 

 

©, ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2020




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................................................................... 4

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................................. 6

 

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН....................................................................................................... 9

 

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.............................................................................................. 10

 

8 класс.................................................................................................................................................................................... 10

 

9 класс.................................................................................................................................................................................... 12

 

V. ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ..... 13

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»........................................................................................................... 15

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................... 24


 

3




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Химия» для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций составлена на основании Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, примерной основной образовательной программы основного общего образования, концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

 

Статус документа

 

Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Химия» дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

 

Программа выполняет две основные функции:

 

· информационно-методическая функция позволяет всем участникамобразовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

 

· организационно-планирующая функция предусматривает выделение этаповобучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

 

Структура документа

Примерная программа включает пять разделов:

 

· пояснительную записку;

 

· основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;

· учебно-тематический план;

 

· программу курса химии для 8-9 класса с распределением учебных часов по разделам и темам курса с рекомендуемой последовательностью изучения тем;

 

· требования к предметным результатам усвоения учебного предмета «химия»;

 

Общая характеристика учебного предмета

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка

 

обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в общеобразовательной организации опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

 

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний,

 

а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Изучение учебного предмета «химия» в общеобразовательной организации на этапе получения основного общего образования направлено:

 

· на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

 

· на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

 

· на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;


 

 

4


· на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

 

· на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 



Место предмета в учебном плане

 

Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения обучающиеся должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.

 

В учебном плане на изучение курса химии в общеобразовательной организации на этапе основного общего образования отводится 2 учебных часа в неделю в течение двух лет

 

– в 8 и 9 классах; всего 140 учебных аудиторных часов.

 

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов. Темы курса химии основного общего образования сгруппированы по пяти разделам: «Основные понятия химии», «Строение вещества», «Химические реакции», «Химия элементов», «Первоначальные сведения об органических веществах».

 

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

 

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения при выполнении химического эксперимента.

 

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, которые формируют у обучающихся ценностное к ним отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.

 

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


 

5





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: