Несмотря на активную позицию римских легатов папы Агафона (679—681 гг.), составившего послание к Собору с изложением дифе- литской доктрины, монофелитам была предоставлена возможность защищать свои убеждения. Их главой был весьма активный Антиохийский патр, Макарий, который представил и защищал на Соборе своё собственное исповедание веры. Тем не менее его положения были признаны еретическими, а приводимые им святоотеческие цитаты — подложными. Попытки других сторонников монофелитства переломить ситуацию в свою пользу были блокированы римскими легатами. Тем не менее в финальном оросе Собора содержится анафема не только Константинопольским патриархам-еретикам - Сергию, Павлу, Пирру и Петру— но и папе Гонорию, что представляет собой редчайший случай осуждения одним законным папой другого. Анафеме был предан и Кир Александрийский.
В догматическом отношении’VI Вселенский Собор опирался на предшествующую традицию — прежде всего на догматические решения IV и V Вселенских Соборов. Богословские утверждения в основном базировались на соборном послании Софрония Иерусалимского, в котором содержалось обоснование двух природ Спасителя и двух действовавших в Нём энергий. Богословские идеи прп. Максима Исповедника на Соборе не оглашались. С опорой на предшествующее диофизитское богословие Собор сформулировал учение о двух действиях и двух волях во Христе, соответствующих двум Его природам — божественной и человеческой.
|
|
Последнее значимое выступление монофелитов произошло в недолгое правление имп. Вардана Филиппика (711—713 гг.), ученика присутствовавшего на Соборе в свите Макария Антиохийского монаха Стефана. Филиппик на соборе 712 г. пытался восстановить монофе- литство, VI Вселенский Собор предавался анафеме. Впрочем, после его свержения всё быстро возвратилось на круги своя.
Основной причиной такого быстрого падения монофелитства стала малая народная поддержка. Монофелитство в форме маронит- ства смогло найти себе некоторую опору только в Сирии (до сих пор в Ливане, ранее бывшем частью Сирии, существует маронитская церковь, с 1080 г. находится в унии с Римом и в настоящее время монофелитство не исповедует).
Контрольные вопросы по теме
1. Почему христологическая проблематика занимала столь большое место в богословских спорах IV— VII вв.? Каковы более древние корни этой проблематики?
2. Каковы были основные тезисы христологии Феодора Мопсуэстийского? Почему его можно считать предтечей несторианства?
3. Опишите причины созыва, ход и главные итоги III Вселенского Собора в Эфесе (431 г.).
4. В чём состоят основные тезисы монофизитства?
|
|
5. Почему христологическое учение свт. Кирилла Александрийского было воспринято монофизитами. Какие особенности терминологии св. Кирилла способствовали этому?
6. В чём состояла ересь Евтиха?
7. Опишите причины созыва, ход и главные итоги IVВселенского Собора в Хал- кидоне(451 г.).
8. Охарактеризуйте цели и богословское содержание «Энотикона» имп. Зинона (482 г.).
9. Охарактеризуйте развитие монофизитского богословия во второй половине V— VI в. (особое внимание уделить взглядам Севира Антиохийского). Что такое афтартодокетизм?
10. Изложите причины появления и основные богословские идеи неохалкедонизма.
И. Изложите причины и ход так называемого «теопасхитского спора».
12. Опишите причины созыва, ход и главные итоги VВселенского Собора в Константинополе (553 г.).
13. Изложите причины появления и основное богословское содержание монофе- литства.
14. Опишите ход и главные итоги VI Вселенского Собора в Константинополе (680-681 гг.).
Дополнительная литература по теме
Агишев С.Ю. Гонорий I, папа Римский // ПЭ. Т. XII. М., 2006. С. 74—75.
Асмус В., прот. Евтихий (Евтих), пресв. // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 348—350.
Асмус В., прот., Храпов А.В., Цыпин В., прот. Вселенский III собор // ПЭ.
Τ.ΙΧ. М., 2005. С. 588-597.
Асмус В., прот., Храпов А.В., Цыпин В., прот. Вселенский IV собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 597-616.
Асмус В., прот., Грацианский М.В., Храпов А.В. Вселенский V собор // ПЭ.
Т. IX. М., 2005. С. 616-628.
Асмус В., прот. и др. Вселенский VI собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 628— 645.
Давыденков О., свящ. Афтартодокетизм // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 193—194.
Давыденков О., свящ. Богомужное действие // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 473— 475.
Давыденков О., свящ. К вопросу о методе исследования христологии свт. Кирилла Александрийского // XIII XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2003. С. 18-23.
Давыденков О., свящ. Христологическая система Севира Антиохийского. Догматический анализ. М., 2007.
Давыденков О., свящ. Концепции «сложная ипостась» и «сложная природа» в контексте христологических споров VI в. // Вестник ПСТГУ. Богословие. 2009. Т. 1 (25). С. 7-21.
Зайцев Д.В. Ива Эдесский // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 634-637.
Леонов В., свящ. Вселенские Соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя // XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2003. С. 31-42.
Никифоров М.В. Диодор Тарсийский (Тарсский) // ПЭ. Т. XV. М., 2007. С. 228-234.
II.4.д. Богословская полемика эпохи иконоборчества
(С.В. Заплатников)
Новый период в истории византийского богословия, получивший название «иконоборчества» или «споров об иконах», был последним крупным испытанием для Церкви в первое тысячелетие её существования. И хотя проблема отношения к святым изображениям в Церкви впервые была серьёзно поставлена богословами именно в VIII в., тем не менее она и прежде вставала перед христианскими авторами. Дело в том, что область богословия иконы включает в себя ряд таких богословских проблем, которые и в прежние века будоражили Церковь. Среди них центральное место занимает христология. Некоторые исследователи даже полагают, что иконоборческая полемика является логическим продолжением христологических споров. Однако данное суждение допустимо лишь с определёнными оговорками, поскольку в действительности богословие иконы объединяет в себе целый комплекс проблем не только христологической природы, каждая из которых требует своего разрешения.
Сочинения иконоборческой направленности до нас практически не дошли, поскольку почти все они были уничтожены после победы иконопочитания. Поэтому все сведения о богословии иконоборцев можно почерпнуть лишь из тех отрывков и цитат, которые приводят в своих трудах иконопочитатели.
Одним из самых ранних таких сочинений является трактат «Относительно иконоборцев», приписываемый армянскому богослову Вртанесу Кертогух. Появление этого трактата датируется никак не позже середины VII столетия, что и позволяет считать его свидетельство об иконоборческом богословии и иконопочитательском ответе первым в истории Церкви. Этот труд принципиально выделяется на фоне предшествующей литературы, посвящённой проблеме изображений в Церкви. Если ранее подобные работы были направлены исключительно против иудеев и основывались на соответствующих антииудейских аргументах, то теперь христиане в лице Вртанеса предпринимали первые попытки построить богословие иконы исходя из внутрицерковного происхождения движения против икон.
|
|
Доводы обеих сторон выглядят довольно примитивно, однако уже на данном этапе закладываются основы для будущих горячих дебатов. Итак, иконоборцы утверждали, что в храмах запрещено иметь живописные изображения (иконы), и приводили ветхозаветные свидетельства об осуждении пророками идолопоклонства. Иными словами, центральной идеей этих протоиконоборцев была убежденность в том, что иконы являются рукотворными идолами, поклонение которым запрещено в Ветхом Завете (ср. Втор. V, 8—9). Помимо изображений иконоборцы, к которым адресовано данное сочинение, выступали и против Креста, что кажется удивительным, поскольку именно Крест был особо почитаемым символом у более поздних иконоборцев. В конце концов, отрицание изображений приводит иконоборцев к отрицанию и красок, и материалов, из которых пишут или делают иконы. Причиной тому служило представление о низменности этих материалов, которые ввиду своего несовершенства неспособны адекватно отобразить Божественную славу.
Автор сочинения в ответ предлагает апологию икон, которые, по его мнению, принципиально отличаются от идолов, поскольку сообщают нам о Христе, Его учениках и обо всём, что засвидетельствовано в Писаниях. Тема Писания используется иконопочитателем на данном этапе очень широко. Во-первых, оно свидетельствует о наличии рукотворных образов и рисунков ещё в Ветхом Завете, где повествуется об образах херувимов (вылитых из золота), закреплённых Моисеем на крышке Ковчега Завета (Исх. XXV, 18—22), украшениях в виде пальмовых ветвей, цветов и изображениях херувимов, сделанных в Храме при Соломоне (3 Цар. VI), тех же украшениях и
|
|
1 Вртанес Кертог (конец VI - начало VII в.) - армянский летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604—607 гг., после смерти католикоса Мовсеса IIЕливардеци (574—604 гг.), был местоблюстителем престола католикоса в Двине.
херувимах, описанных пророком Иезекиилем в своем пророческом видении (Иез. ХЬ, 2—4). Во-вторых, на иконах изображается только то, что описано в Библии, которую, таким образом, можно считать своего рода материалом и красками для икон. В-третьих, словесно и буквально зафиксированное Писание сравнивается с видимым типом Писания — иконой, и это сравнение оказывается не в пользу Писания, поскольку икона ярче представляет события священной истории спасения и может обращать к вере больше людей. В-четвертых, Писание имеет сходную с иконой природу: его переписывание совершается рукой человека, который при этом использует те же краски и чернила, что иконописец. И, наконец, в-пятых, Писание не запрещает иконы.
Как было принято в Древней Церкви, часть трактата занимают цитаты из сочинений отцов, среди которых перечисляются Севери- ан Габальский и Григорий Просветитель, что лишний раз подтверждает армянское происхождение автора. В конце сочинения в особом ключе говорится о традиции: армяне раньше не умели писать иконы, но иконопись пришла от греков вместе с верой и не была потеряна, а значит, иконы являются частью этой веры, которую должно хранить.
Наконец, последним, довольно занимательным доводом в защиту икон служит своеобразное логическое построение, сформулированное следующим образом:
«Краски для икон сделаны из растительных продуктов, которые мы обычно употребляем в пищу, поэтому если вы отвергаете иконы, написанные этими красками, то будьте последовательны и всякий раз после еды промывайте свое чрево с уксусом, чтобы не оскверняться».
Итак, на данном этапе развития богословия иконы (VII в.) иконоборческие идеи сочетали в себе как ветхозаветные представления о недопустимости рукотворных идолов, так и неприятие всякого изобразительного искусства в Церкви. Иконопочитатели противопоставляли этому главным образом концепцию «зримого Писания», которое действует в рамках буквенного. Важным аспектом такой системы являются отголоски христологической проблемы иконы Христа: Вртанес утверждает, что икона Христа есть свидетельство Боговоплощения.
Следующей ступенью формирования богословия иконы стал УШ в. Он был гораздо богаче на авторов, специально исследующих этот вопрос. Первыми защитниками иконопочитания в У1П в. стали свт. Герман, патриарх Константинопольский (715—730 гг.) и прп. Иоанн Дамаскин (около 675—749 гг.). Богословский взгляд на иконы свт. Германа изложен в двух догматических посланиях к лидерам иконоборческого движения в Малой Азии — епископам Константину Наколийскому и Фоме Клавдиуполъскому. Прп. Иоанн представил свою богословскую позицию в отношении икон в трёх «Словах в защиту святых икон». Кроме того, сохранился документ под названием «Послание папы Григория II к императору Льву», автором которого в действительности римский епископ не является, однако сам памятник с догматической точки зрения важен именно как свидетельство, близкое к этому времени и выражавшее взгляды иконопочитателей. В этих сочинениях авторы полемизируют с уже окрепшим иконоборческим учением, суть которого состояла в следующем.
Центральным пунктом иконоборческого богословия стала ветхозаветная заповедь «Не сотвори себе кумира» (Исх. XX, 4), в которой Господь запрещает поклоняться идолам и всему сделанному человеческими руками, а также идея об идолопоклонстве христиан. Кроме того, взгляды иконоборцев конкретизируются: они выступают не против икон как таковых, как это было в VII в., но лишь против внешних знаков почтения к ним: поклонов, лобзания, возжжения свечей и воскурения фимиама.
Ветхий Завет был для ранних иконоборцев источником всех вероучительных концепций и опорой в доказательствах, что привело к идеализации ветхозаветной праведности и особой роли ветхозаветных аналогий в их системе. При этом святоотеческое наследие осталось практически не учтённым иконоборцами, что лишний раз подтверждает их слабую богословскую подготовку. Так, иконоборцы полагали, что Церковь Христова повторяет путь Израиля, который был руководим Богом, и, подобно «избранному народу», современные христиане отпадают от истинной веры в языческое идолопоклонство. Имп. Лев IIIИсавр (ΊΪΊ—Ί4Χ гг.) утверждал в споре с патриархом Германом, что в течение предыдущих восьми столетий истории Церкви все иереи и цари отступали от истинной веры, и сравнивал себя с ветхозаветным царём и первосвященником, которого Господь призвал к очищению веры Израиля.
Различные обрядовые крайности, существовавшие в Церкви, лишь усугубляли это убеждение иконоборцев — и главное место среди этих крайностей занимало, по их мнению, почти языческое поклонение иконам. Иконоборцы очень точно сумели вскрыть и сконцентрировать на иконах одну из самых тонких проблем христианства, решить которую непросто (и поэтому она существует до сих пор). Из ветхозаветного запрета поклоняться тварному они вывели правило о том, что христиане не должны поклоняться рукотворной святыне. Они не отвергали факт самой святыни, не отвергали памяти святых, допускали использование богослужебных сосудов, сделанных руками, но ни в коем случае не хотели мириться с тем, чтобы эти созданные руками предметы становились объектом особого почитания. Ведь даже несмотря на то что большинство христиан хорошо понимали назначение образов в Церкви, всегда были группы, которые, возможно даже незаметно для себя, переступали эту невидимую грань и действительно впадали в некоторого рода идолопоклонство и теряли тем самым правильное отношение и к Богу, и к Церкви. Икона, таким образом, была признана той самой рукотворной святыней, которая не свята сама по себе и поклонение которой приравнивается к поклонению идолам.
Основываясь на логике подобных рассуждений, иконоборцы кроме понятия «тварная святыня» выводят ещё одну ключевую для своего богословия концепцию^ которая в Евангелии называется «истинным поклонением в духе и истине» (Ин. IV, 23—24). Это поклонение противопоставляется почитанию икон и имеет при этом вполне православные и высокие характеристики: духовность, церковность (по месту осуществления), внутренняя молитва и славословие. Оно чрезмерно принижает любые существующие в Церкви внешние проявления служения Богу и молитвенного состояния, но при этом крайне привлекательно кажущейся чистотой и торжеством духа. Борьба против икон проходила как раз под лозунгом борьбы за чистоту веры и служения Богу. Это единственная концепция иконоборцев, которая имела своё основание в Новом Завете с его заповедью о необходимости «поклонения в духе и истине», бывшей у многих на слуху.
По мнению иконоборцев, вера была загрязнена излишними обрядовыми действиями, соблюдение которых вызывало у неопытных, начинающих или слабых духом христиан чувство материальности веры. Таким образом, иконоборцы протестовали против восприятия христианства как набора необходимых видимых действий, точное выполнение которых приведёт к спасению. Для них важное значение имела идея о глубинном соответствии обрядовых действий верующих их внутреннему духовному умонастроению: каждое такое действие несёт глубокий смысл и осуществляется с целью выражения христианской веры. Поэтому, когда христиане зажигают перед иконами свечи, свершают каждение или ещё какое-либо культовое действие, достойное лишь одного Бога, то, значит, они воздают божественное почитание иконе и тому, кто изображён на ней, что является введением новых богов и поклонением им. По этой причине иконоборцы нарочито избегали чрезмерных внешних проявлений своей веры, считая их вредными и допуская лишь минимальные обрядовые действия.
Святые в глазах иконоборцев становились идолами, почитание которых уводит христиан от истинного поклонения. Глубинное, сущностное соответствие иконоборцы находили не только между действиями христиан и их доктринальными убеждениями, но и между изображением святых и самими святыми. То же утверждение применимо и к иконе Богородицы, хотя позднее иконоборцы всячески подчёркивали особое почтительное отношение к самим святым и Пресвятой Деве.
На волне такого негативного отношения к изображениям иконоборцы демонстрировали неприятие и любых портретов в целом. Ненависть к ним проистекала из другой особенности иконоборческого богословия: портреты представляли собой предмет искусства, а классическое языческое искусство было для иконоборцев неприемлемым. Впрочем, они отвергали не искусство само по себе, а лишь его использование в Церкви для нужд христианского культа, неотъемлемой частью которого оно к тому времени стало.
Главная же отличительная черта раннего иконоборчества заключается в том, что его сторонники практически не ставили вопрос о поклонении иконе Христа — поэтому ими не разрабатывалась хри- стологическая область богословия. Точнее говоря, вопрос этот затрагивался, однако лишь вскользь и без каких-либо выводов: онтологическое соответствие иконы Христа Самому Христу не вводит нового Бога, потому что Христос — Бог, и особое поклонение Его иконе в глазах иконоборцев вовсе не выглядело идолопоклонством. С этим связано и отсутствие у ранних иконоборцев проблемы более приемлемых образов Христа, чем иконы. Этот вопрос никак иконоборцами не прорабатывался. Что касается символа Креста, то он будет в особом почитании у иконоборцев чуть позже — в середине VIII в. Это позволяло патриарху Герману уверенно называть их в том числе и врагами Креста — одного из немногих символов, признаваемых средними иконоборцами.
Для обоснования своей доктрины и для убедительности обвинения иконопочитателей в языческом заблуждении иконоборцы обращались к такой теме, как древность традиции. Что в Церкви было раньше: почитание икон или чистая, беспримесная вера? В Новом Завете никаких свидетельств об иконах нет, в сочинениях святых отцов они ничего найти не смогли, поэтому посчитали, что все эти практики являются нововведениями, в которых и обвинялись ико- нопочитатели. И, судя по всему, этой чистой традицией, о которой говорят иконоборцы, являются ветхозаветные времена послушания и поклонения Израиля Богу, поскольку аллюзии на историю избранного народа присутствуют практически во всех сочинениях этого периода, где цитируется иконоборческая мысль.
О преимущественной ориентации иконоборцев на Ветхий Завет свидетельствуют тексты посланий патриарха Германа, папы Григория и, прежде всего, идеи, высказанные императором Львом Исавром в беседе с Германом («Хроника Амартола») и во введении к Эклоге.
В таком доктринальном виде иконоборческое богословие появилось на политической сцене. Вскоре оно стало представлять собой настоящую угрозу для инакомыслящих: христиан открыто порицали за поклонение иконам, подвергали хуле и оскорблениям, приводя в ужас целые города. Именно тогда иконоборческому движению стали свойственны агрессия и радикализм, а вскоре его идеи стали овладевать и светскими умами. Оно находило себе поддержку в среде учёных и придворных интеллектуалов, с помощью которой оно получило реальную силу и поддержку, что помогло ему впоследствии столь успешно закрепиться в Церкви и государстве. В какой-то момент правящие в империи круги пришли к усвоению иконоборческих взглядов: они органично вписались в идеологию императоров Исаврийской династии.
Богословие иконы прп. Иоанна Дамаскина и свт. Германа. В ответ на иконоборческую концепцию свт. Герман и прп. Иоанн уже не могли ограничиваться аргументами VII в., изложенными в армянской «Апологии» Вртанеса Кертога, поскольку теперь еретическое учение против икон стало более разработанным. Работа отцов была направлена на то, чтобы создать богословскую систему иконопочи- тания, превосходящую иконоборчество в теоретическом отношении. Свт. Герман находился в Константинополе, где встречался с иконоборческими епископами, поэтому он хорошо представлял себе суть их заблуждения. Но в то же время открыто выступать против них он не мог, поскольку в этом случае мог подвергнуть себя смертельной опасности со стороны расположенного к иконоборцам императора Льва III Исавра. Ситуация прп. Иоанна была принципиально иной: он жил в Дамаске, вдали от споров, столкновений и гонений, на безопасном расстоянии не только от Константинополя, но и от границ Византийской империи. Поэтому, обращаясь в своих «Словах» к Льву Исавру, он не стеснял себя в выражениях и обвинениях — ибо ничто не препятствовало ему свободно излагать свои мысли. Несмотря на разные условия написания своих сочинений, оба отца в большинстве позиций были согласны между собой, хотя очевидно, что свт. Герман не так ярок в образах и определениях, как прп. Иоанн. В результате их параллельной работы Церковь получила систему богословия иконы, на которую она опиралась в полемике с иконоборчеством на протяжении всего VIII столетия.
Итак, в учении об иконах, сформулированном свт. Германом и прп. Иоанном, можно выделить несколько основных пунктов:
1. Древность традиции. Это самый распространённый довод во всех богословских спорах Древней Церкви и даже в более позднее время. В свое время в Римской империи именно этим критерием оценивалась истинность религиозного культа. Православные авторы, также как иконоборцы, используют аргумент древности, поскольку в предании и творениях христианских авторов встречается достаточно свидетельств в пользу иконопочитания. Используя ссылки на Свящ. Писание, иконопочитатели показывают, как изображения входили в живую практику Церкви и постепенно стали неотъемлемой её частью. Так, например, прп. Иоанн Дамаскин в своём первом «Слове в защиту честных икон» обращается к императору Льву Исавру:
«...не делай нововведений и не переноси в другое место вечных границ, которые положили твои отцы. Они передали церковное законоположение не только через письмена, но и через некоторые незаписанные предания».
Также и свт. Герман пишет, обращаясь к Фоме Клавдиупольскому.
«...Мы всячески должны беречься нововведений... поскольку продолжительное время укрепило этот обычай [почитания икон] в церквах».
Это утверждение доказывается и 82-м правилом Пято-Шестого Трулльского Собора (691—692 гг.), указывающим, как следует изображать Спасителя: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечи “наказуемый агнец”, который принят в образ благодати, являя через закон нам истинного Агнца, Христа Бога нашего... Повелеваем отныне образ Агнца, “вземлющего грехи мира ”, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству [CIV] вместо ветхого агнца; чтобы нам, созерцая смирение Бога Слова, приходить к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страданий, и спасительной смерти, и таким образом совершившегося искупления мира».
Данный канон свидетельствует о зарождении в конце VII в. споров относительно некоторых вопросов почитания икон. Канон прямо предписывает изображать Христа в том образе, в котором Он явился нам в образе человека. Таким образом, традиция повсеместного использования икон в Церкви восходит к более раннему времени, что и доказывают Герман и Иоанн.
2. Классификация образов. Ещё более значимой их заслугой стало разъяснение видов почитания и родов икон (образов). Иоанн Дамаскин подходит к проблеме икон фундаментально, поясняя, что нет ничего плохого ни в иконах, ни в их почитании. Сначала он определяет само понятие «икона» и выделяет шесть её родов:
1) «естественная икона», которой является Христос - Сын Божий. В отличие от других образов, только Христос рождён, остальные — сотворены, поэтому не могут считаться естественными иконами Бога Отца;
2) «прообразы всех вещей» - это некие видимые только духовными очами образы вещей, видение которых возводит ум к Единому Первообразу — Богу. Прп. Иоанн называет их «логосами», архетипами, общей сутью конкретного вещественного мира, в которых отражается Творец;
3) «человек» — отличается от Христа тварностью, подражает Богу, но имеет отличную от Него природу;
4) «священные изображения» порождаются своими невидимыми первообразами, архетипами, открываются пророкам и людям, обладающим духовным зрением, предлагаются каждому человеку в откровении Свящ. Писания. Сам Господь повествует о Себе через эти образы (например, ум, слово, сущность, жизнь, свет);
5) «ветхозаветные прообразования» — более понятные простому человеку «иконы» славы и любви Божией, выражаемые на страницах Писания в видимых образах: неопалимая купина, огненный столп (или же иконы Воскресенья Христова, выраженные описанием трёхдневного нахождения Ионы во чреве кита);
6) «живописная и словесная икона» — иконы, написанные красками, и Евангелие. Последний, шестой род иконы, так же как и предыдущие пять, являются образами Бога, который открывает Себя через них. Этим последним утверждением прп. Иоанн обезоруживает иконоборцев, которые теперь не могли бы отвергать иконы, как хотя и отдалённый, но всё же образ Бога, приравниваемый к Свящ. Писанию.
По прп. Иоанну, Сам Господь дал человечеству все эти образы для того, чтобы через них быть познаваемым. Они не просто выстроены по родам, но имеют свою иерархию, так что даже далёкие от высокой духовной жизни души, взирая на иконы, способны постепенно восходить к Первообразу. По Божию соизволению весь мир преисполнен образами, возводящими возвышенный ум от восприятия материальных форм к созерцанию духовных сущностей.
3. Типы почитания (культа). Далее Иоанн Дамаскин делает различия и в понятии «почитание». Почитание истинное, о котором много говорили иконоборцы, действительно достойно одного Бога. Такое почитание имеет характерное свойство жертвенности, всецелой самоотдачи, устремлённости к вечной жизни — его прп. Иоанн называет словом «служение» (греч. λατρεία). Он принципиально отличает «служение» от «почитания» (греч. προσκύνησις), которое мы воздаём старшим, начальствующим или другим людям, участвующим в установленной Богом общественной иерархии, в божественном миропорядке. Среди таких достойных чести людей находятся и святые, снискавшие милость у Бога, поэтому мы питаем к ним «почтение».
Раскрыв истинное значение, мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение — служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаём <последнее> друзьям Его и слугам, подобно тому, как Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или местам Божиим, подобно тому, как говорит Давид: «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его», и посвящённым Ему предметам, подобно тому, как весь Израиль поклонялся скинии Завета, и, стоя кругом Иерусалимского храма и отовсюду взирая на него, поклоняются <евреи> ещё и теперь; или поставленным от Него начальникам, подобно тому, как Иаков — Исаву, как старшему, по воле Божией, брату, и Фараону — поставленному Богом правителю; также — Иосифу его братья. Я знаю также о поклонении, воздаваемом ради взаимоуважения, подобно тому, как Авраам — сыном Еммора. Поэтому или устрани всякое поклонение, или допускай всякие, имеющие должный смысл и характер.
Прп. Иоанн в конечном счёте направлял своё богословие иконы в русло христологии, поскольку иконы прежде всего являлись свидетельством об истинности Боговоплощения. Важным аспектом этого свидетельства была идея Дамаскина о категорическом различии образа на иконе и сущности изображаемого на ней:
«...ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается, и во всяком случае между ними замечается различие, так как это не есть иное, а иное не есть то».
Свт. Герману свойственна более скромная богословская позиция: он не стремился придать спору об иконах принципиальную догматическую проблематику. Находясь в столице империи, в центре всех перипетий, связанных с появлением иконоборчества, свт. Герман, как глава Константинопольской Церкви, просто не мог допустить открытой войны с иконоборцами и был склонен решать все вопросы мирным путем, посредством икономии. Поэтому в своих посланиях, несмотря на их пылкость, он не категоричен в обвинениях, а скорее увещевает иконоборцев отказаться от осуждения церковных традиций. Его мысль легка и понятна. Святитель пытается показать губительность отрицания икон. При этом заметны его пастырские забота и попечение о душах заблуждающихся клириков. Поэтому и сами иконоборцы долгое время надеялись, что в результате мирного диалога с патриархом они смогут переманить его на свою сторону. И когда это не удалось, они его сместили с кафедры.