Терминологический словарь
Тема 1. Социокультурная деятельность как феномен культуры и общественная практика
Культура - 1)совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных (преобразованных) в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью. [ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ “Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь”, гл.1, ст.1.].
2)исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Режим доступа: [http://slovari.yandex.ru/что%такое%20культура/БСЭ/Культура/].Дата доступа:10.10.2012
3)сообщаемое значение, которое передаётся от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определённом времени, месте или ситуации. Режим доступа: [http://ww.coolreferat.com/Понятие культуры]. Дата доступа:10.10.2012
Социум 1)устойчивая социальная общность, отличающаяся единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность. Режим доступа: [http://www.academy-continent.ru/ponyatie-sotsialnoy-obschnosti-i-sotsiuma.html]. Дата доступа:10.10.2012
|
|
2) человеческая общность определённого типа (родовые и семейно-родственные, социально-кклассовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности). Режим доступа: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/229134]. Дата доступа:10.10.2012
Общество – 1) социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой. Режим доступа: [http:///www.acadmy-continent.ru/ponyatie-sotsialnoy-obschestva-i-sotsiuma.html]. Дата доступа:10.10.2012
2) совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Режим доступа: [http://www.bestreferat.ru/referat-208621.html]. Дата доступа:10.10.2012
Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Режим доступа: [http://xreferat.ru/47/5943-1-duhovnaya-kul-tura.html]. Дата доступа:10.10.2012
Духовная культура – 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность; 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). [Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996 г.- 13c.].
Духовная культура — совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в созна-нии людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него. К. д. онтологически едина, возни-кая из потребности осмысления и образно-чувствен-ного освоения действительности; в реальной обще-ственной практике реализуется в ряде специализи-рованных (моральных, правовых, художественных, иных) форм. К. д. появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических пери-одов и крупных социальных групп. Образует нацио-нальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, слож-но, но постоянно взаимодействуют между собой. К. д. не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе мате-риально-практические, задавая им ценностные ори-ентиры и стимулируя их.[ Е. Г. Шевляков Культурология. Краткий тематический словарь_под ред. Драч Г.В, Матяш Т.П_2001 -192с.].
|
|
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и соотносимая с культурой материальной. [Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В., Деменкова Н.П., Рыбакова Н.В. Культурология.Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 88 с. ].
Искусство - одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности. Режим доступа: [http://xreferat.ru/47/3254-1-iskusstvo-kak-podrazhanie.html].Дата доступа: 13.10.2012
Тема 2. Сферы жизнедеятельности человека в обществе
Культурная деятельность – 1) целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд – 2.СПб.,2001,с 213]. Дата доступа: 13.10.2012
2) деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоёв населения. Режим доступа: [http://gendocs.ru/v3349/лекции_-_социально-культурная деятельность].Дата доступа:13.10.212
3) целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценостей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд – 2. СПб., 2001, с.213].
ИКД (индивидуальная культурная деятельность) – 1) деятельность, связанная с удовлетворением потребности личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей .[Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд – 2. СПб., 2001,с.17].
СКД (социально-культурная деятельность) – 1) интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; её целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие её способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Режим доступа: [http://gendocs.ru/v3349/лекции – социально-культурная деятельность].Дата доступа: 13.10.2012
2) обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры, адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.[Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд – 2. СПб.,2001, с.214].
3) важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Режим доступа: [http://wwwcoolreferat.com/Социально-культурная_деятельность_домов_культуры];Дата доступа: 13.12.2012
|
|
Индивид – конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного. [Ариарский «Прикладная культурология» стр 481].
Индивид - отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками.Режим доступа: [http:// http://rudocs.exdat.com/docs/index-197985.html]. Дата доступа: 13.10.2012
Индивидуальность – человек, характеризующийся неповторимым сочетанием единичных и особенных природных и социальных свойств; общественно значим и отличим от других людей. [Ариарский «Прикладная культурология» стр 482].
Индивидуализация - создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.[ Ариарский «Прикладная культурология» стр 465].
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.[Культурология_под ред. Солонина Ю.Н, Кагана М.С_2007 -566с ].
Социализация - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.[Ариарский М.А., 2001 Издание второе стр.245].
Тема 3. Теорико- методологические основы СКД
|
|
Задача культурологии - осмыслить закономерности культурного процесса.
[Культурология./ Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В., Деменкова Н.П., Рыбакова Н.В.– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 88 с. ].
Идиология - система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.
Режимдоступа:[http://infinan.ru/kulture/ariarskij_m_a__prikladnaja_kul'turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html]. Дата доступа:14.10.2012
Индивид - конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.[Ариарский «Прикладная культурология» стр 481].
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и форму человеческого бытия. [Культурология_Борисова Е.М, Джохадзе Н.И_Уч-метод. компл_ЕАОИ, 2008 -240с ].
Методолгия – это алгоритм поиска, цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели; учение о системе понятий и отношений между явлением базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построения научной и практической деятельности людей.Режимдоступа:[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4515/МЕТОДОЛОГИЯ].Дата доступа:14.10.2012
Методы СКД - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.
1. Методы формирования общественного сознания:
- информирование;
- разъяснение;
- комментирование;
- обобщение;
- внушение;
- заражение;
- убеждение.
2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:
- включение в различные формы непрерывного просвещения;
- привлечение к разным видам любительского творчества;
- упражнение;
- приучение к выполнению общественно культурных функций;
-самоорганизация;
- самоуправление;
- самообразование;
- самообслуживание;
- игра и т.д.
3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:
- соревнование;
- требование;
- общественное мнение; - поощрение; - перспектива; - критика и самокритика.[Ариарский «Прикладная культурология» стр 475-476]
Принцип - (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.[Ариарский «Прикладная культурология» стр 481].
Принципы СКД - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Духовная жизнь современного общества интегрирует в себе:
-принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
-принцип развития инициативы и самодеятельности;
-принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
-принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
-принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
-принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративо-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
-принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей; - принцип эстетизации общественной жизни.[Ариарский «Прикладная культурология» стр 467].
Семиотический метод - (семиотика – наука о знаковых системах). Язык танца, жеста, цветов, театра, обыденная речь и другие «знаки» порой говорят о культуре больше, чем обширные описания, в них сохраняется дух культуры и эпохи.[Культурология./ Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В., Деменкова Н.П., Рыбакова Н.В.– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 88 с].
Средства СКД - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.
Режимдоступа:[http://infinan.ru/kulture/ariarskij_m_a__prikladnaja_kul'turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html]. Дата доступа:14.10.2012
Теория СКД – это раздел прикладной культурологи, сложная саморазвивающаяся социальная система, исследующая СКД, как совокупность материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства, культурного и социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации. Режим доступа:[http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog.php?rid=2119].
Дата доступа: 12.10.2012
Факторы выбора средств – цель, вид деятельности, материальная основа, уровень квалификации менеджмента, идеологические составляющие, морально – этические принципы, количество и характер художественно-постановочных задач.Режим доступа:[http://www.edu-support.ru/?statya=333].
Дата доступа:14.10.2012
Фундаментальная (теоретическая) культурология – отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную систему и форму бытия, порожденную «сверхприродными» качествами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности[.Ариарский «Прикладная культурология» стр 455].
Тема 4: Культурный процесс как объект СКД
Культурные процессы – это изменения во времени, состояние культурных систем и объектов. Это типовые взаимодействия между людьми и их социальными группами, а также взаимодействия с окружающим миром. Режим доступа [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/601/ПРОЦЕССЫ].Дата доступа: 14.10.2012
Опыт - знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Одно из основных понятий теории познания.(Режим доступа: [http://www.coolreferat.com/Опыт]. Дата доступа:14.10.2012.
Субъекты культуры – носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.
Субъектами культуры могут выступать:
-индивид,личность,индивидуальность;
-семья;
-малая(контактная)группа;
-классы,сословия;
-этносы;
-человечество.
[Ариарский «Прикладная культурология» стр.456].