Терминологический минимум

Урок как ведущая форма обучения (исследовали ученые-дидакты и методисты А.И. Власенкова, М.Т. Баранова, Б. Т. Панова, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, А.В. Текучева, Л.А. Тростенцова).

Современный урок русского языка – это законченное творческое произведение, в рамках которого идет усвоение теоретического материала, формируются коммуникативно-речевые умения и навыки, совершенствуется культура речи учащихся.

Уроки русского языка различаются по дидактическим целям, содержанию и структуре.

Типы уроков русского языка (в зависимости от дидактической цели и этапа усвоения языкового материала):

– уроки объяснения нового материала (введения новых знаний);

– уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний);

– уроки повторения и обобщения (систематизации знаний);

– уроки контроля;

– комбинированный урок.

Типы уроков (в соответствии с ведущим методом обучения):

– урок-лекция;

– урок-семинар;

– урок-практикум.

Самостоятельный тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений; анализ текста и др.).

Средства обучения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков учащихся: составление высказывания и сочинение на лингвистическую тему, продуцирование текста, работа над стилистическими особенностями тех или иных языковых единиц.

Контрольные уроки – проверяется усвоение знаний учебно-языковых, речемыслительных умений и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков.

Комбинированный урок характеризуется тем, что в его структуру входят компоненты всех других типов обучающих уроков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контролирование, обобщение, задавание на дом.

Урок-лекция обычно проводится в старших классах. Цель урока данного типа – формирование того или иного языкового понятия. Учителю следует тщательно готовиться к такому уроку, продумывая не только содержание лекции, но и способы активизации учеников: наглядные средства, проблемные вопросы и др.

Урок-семинар помогает закрепить знания и сформировать навыки самостоятельной работы. Подготовка к такому уроку начинается заранее. Ученики делятся на группы, каждая из них самостоятельно выполняет задание по теме, подбирая дополнительный материал. На уроке-семинаре предполагается использование как устных сообщений, так и письменных заданий. Обычно такие уроки проводятся при обобщении и повторении темы.

Цель уроков развития речи – организация деятельности школьников по овладению нормами русского литературного языка, расширению словарного запаса и обогащению грамматического строя речи в процессе целенаправленной работы над основными видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом).

Уроки словесности –«способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов – русского языка и литературы» С.И. Львова. Целью таких уроков является анализ языковых единиц разных уровней, выяснение их роли в идейно-художественном содержании текста, что способствует речевому развитию школьников, формированию их коммуникативной компетенции и эстетического вкуса. Особое внимание на уроках словесности уделяется качественному отбору дидактического материала, подбираются лучшие тексты русских писателей, оказавших влияние на развитие русского литературного языка.

 

 

Тема. Структурные компоненты уроков русского языка

 

Терминологический минимум

 

Структурные компоненты уроков русского языка

Урок каждого типа имеет определенные структурные компоненты, конкретное содержание и выполняет соответствующие функции.

 

Структура урока объяснения нового материала

Этап урока Характеристика этапа урока
1. Оргмомент: определение цели урока   2. Проверка домашнего задания   3. Психологическая подготовка школьников к восприятию нового материала     4. Объяснение нового материала:     5. Первичное закрепление     6. Итог урока   7. Задание на дом Формирование понятия об определенном языковом явлении   Фронтальный опрос   Создание проблемной ситуации, опорное повторение, формулирование целей изучения нового материала (создание мотивационной основы)   Наблюдение над фактами языка, сообщение учителя, сопоставление и анализ языковых единиц, вывод правила, чтение правила в учебнике, приведение образца использования правила на практике (алгоритм действия)   Выполнение упражнений с целью выделения существенных признаков языкового явления, на основе которых формируется понятие   Ответ на вопрос: какие действия привели к достижению цели – формированию понятия?   Комментарий учителем домашнего задания

Структура урока закрепления материала

Этап урока Характеристика этапа урока
1. Оргмомент: определение цели урока     2. Проверка домашнего задания   3. Закрепление новых знаний     4. Итог урока   5. Задания на дом Формирование умения пользоваться языковым понятием в процессе практической деятельности   Фронтальный, индивидуальный опрос, коллективная проверка домашнего упражнения (можно выборочно)   Выполнение различных упражнений по выделению существенных признаков нового понятия, сопоставление, сравнение этого понятия с изученными ранее, языковой разбор, обучающие диктанты, выявление особенностей функционирования изучаемых языковых единиц в речи   Обобщение сведений о языковом понятии и особенностях функционирования единицы языка в речи   Упражнения, закрепляющие умения находить и анализировать изучаемые языковые понятия  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: