Структура урока повторения и обобщения материала

Этап урока Характеристика этапа урока
1. Оргмомент: определение цели урока     2. Проверка домашнего задания     3. Обобщение знаний об изученном понятии   4. Самостоятельная работа учащихся   5. Задавание на дом Повторение и обобщение сведений о языковом понятии и особенностях его функционирования в речи   Фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос; выборочная проверка упражнения, выполнение заданий, аналогичных домашнему   Формулировка правила, составление таблиц, схем, самостоятельный подбор языкового материала из художественной литературы   Выполнение разных видов языкового разбора, обучающие диктанты, индивидуальные задания, использование лингвистических задач   Повторение теоретического материала по учебнику, подготовка сочинения-миниатюры на лингвистическую тему («Какова роль словосочетаний в построении предложения?», «Существительные общего рода и использование их в речи» и т. п.).

 

 

Анализ урока русского языка

проводится по следующим вопросам

 

1. Правильно ли поставлены цели урока? Соответствуют ли они типу и структуре урока?

2. Учтено ли место данной темы в ряду других программных тем? Соблюдена ли связь темы урока с уже изученным материалом?

3. Насколько эффективны методы и приемы, использованные на уроке? Мотивированы ли действия учащихся?

4. Какой языковой дидактический материал (слова, словосочетания, предложения, текст) был использован на уроке для объяснения нового материала, закрепления, обобщения?

5. Какое домашнее задание было предложено ученикам:

§ соответствует ли характер домашнего задания той работе, которая выполнялась в классе?

§ какова степень трудности заданий?

§ дан ли образец рассуждения?

§ Какие наглядные и технические средства обучения были использованы на уроке?

§ Выполнялись ли учителем основные педагогические правила:

§ достигнута ли экономия организующих действий учителя в ходе урока?

§ соблюдены ли учителем этические нормы по отношению к ученикам (корректность в обращении, объективность оценок и т. д.)?

 

* * *

 

 

Тема. Методика обучения русскому языку как прикладная наука

Терминологический минимум

Методика обучения русскому языку – наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных) в современной школе (М. Т. Баранов, А. В. Текучев).

Методика изучает содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, исследует эффективность рекомендуемых методов и приемов.

Предмет методики – процесс обучения русскому языку.

Понятие «обучение» включает в себя:

· содержание обучения, т.е. языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;

· деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по выявлению знаний и умений школьников;

· деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков;

· результат обучения.

Задачи методики:

· определение целей и задач обучения русскому языку как родному («зачем изучать»);

· определение содержания обучения («чему учить»);

· разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования («как учить»);

· определение критериев оценки, методов контроля («как контролировать усвоенное»).

Категории методики

Цели преподавания русского языка в учебном заведении

Образовательные цели:

· усвоение основ знаний о языковой системе;

· осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

· овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах.

Развивающие цели:

· развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

· овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

· овладение приемами учебной деятельности;

· понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.

Воспитательные цели:

· воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

· воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;

· формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Содержание обучения – то, чему надо учить на уроке русского языка (система лингвистических знаний, терминов, понятий); система умений и навыков, определяемых программой, способы деятельности с изучаемым материалом, а также средства коммуникации, при помощи которых педагог организует освоение обучающимися содержания образования.

Принципы, подходы, направления – категория, учитывающая правила, языковые теории, положенные в основу курса, закономерности усвоения учебного предмета.

Последняя категория методики обучения русскому языку – методы, способы, приемы, средства, организационные формы учебной деятельности учителя и учащихся.

Связь методики с другими науками

С лингвистикой – в определении содержания предмета, в учете закономерностей функционирования языка.

С педагогикой – в разработке основных воспитательно-образовательных задач, в опоре на принципы и закономерности обучения.

С психологией – в опоре на закономерности мышления и речи, в опоре на закономерности умственного развития учащихся, восприятия, памяти, внимания и др. психических процессов.

 

 

Тема. Программно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в современном образовательном пространстве

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: