Школа________ Класс_____ Дата заполнения_________
Фамилия_________________ Имя____________________
Возраст_____ лет
Посещает группу продленного дня (да, нет)
Наблюдения за поведением учащегося в школе (заполняет учитель)
| Показатели поведения и состояния ребенка | Никогда | Редко | Часто | Всегда |
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |
| 1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает | ||||
| 2. Быстро нарастает утомление, становится вялым рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | ||||
| 3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем | ||||
| 4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает. | ||||
| 5. В процессе урока не может сконцентрироваться на а-дании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального индивидуального объяснения. | ||||
| б. При выполнении здания задает много вопросов | ||||
| 7. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку) | ||||
| 8. Приходит в школу не готовым- постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.) | ||||
| Суммарный балл |
| |||
Анализ анкеты 5 (проводится педагогом, психологом)
Эта анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к обучению и выявить отклонения в состоянии ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении организма. Анкета заполняется учителем.
Анализ анкеты может проводиться педагогом или психологом. В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле менее 7 — состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная; при суммарном балле от 7 до 14 - у ребенка наблюдается напряжение адаптации, в этом случае следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле больше 14 — у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации, в этом случае необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
В сводную таблицу по классу (5.11) вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл) по каждому учащемуся. Вычисляется процент учащихся, имеющих суммарный балл: 14 и меньше, а также больше 14. Если большинство учащихся имеют суммарный балл 14 и меньше 14, то это свидетельствует о том, что в целом адаптация учащихся протекает благоприятно, без признаков напряжения.
При проведении экспериментальной апробации системы индикаторов оценки деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся были высказаны пожелания педагогов более подробно охарактеризовать тех учащихся, у которых адаптация к обучению протекает напряженно, и указать возможные причины неблагоприятной адаптации. Как показали наши исследования, высокая степень напряжения адаптации наблюдается у небольшого числа детей. Это дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой. Неблагоприятно протекает адаптация у значительной части детей, занимающихся по чрезмерно насыщенным и интенсифицированным учебным программам, а, также в тех случаях, когда условия обучения существенно превышают функциональные возможности организма ребенка и особенно его нервно-психической сферы. В настоящее время это особенно актуально в связи с введением в школах различных инновационных программ обучения. Среди детей с неблагоприятной адаптацией могут быть ученики с пограничными состояниями, с нарушениями психоневрологической сферы, а также дети, имевшие трудности обучения уже в перовом классе, наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, занимающиеся дома дополнительно иностранным языком, музыкой, проводящие длительное время перед телевизором и компьютером. Так или иначе плохое поведение — сигнал для тревоги, повод разобраться в причинах трудностей адаптации ребенка к обучению.
Таблица 5.11
Результаты анализа анкеты наблюдений за поведением ребенка в школе
| Фамилия, имя учащегося | Показатели | Суммарный балл | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
| 1. | |||||||||||
| 2. | |||||||||||
| 3. | |||||||||||
| 4. | |||||||||||
| . . 30. | |||||||||||
Количество детей, имеющих суммарный балл 14 и меньше.
Количество детей, имеющих суммарный бал больше 14 (%)
Таким образом, анализ и сопоставление этих двух анкет позволяет увидеть первые проявления изменения состояния, признаки функционального неблагополучия организма и напряжения адаптации.
Анкета ЗОЖ
Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.
Для анализа изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни следует учитывать те варианты образовательных программ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В зависимости от варианта используемых программ могут быть применены анкеты оценки знаний учащимися основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (3—4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.
Далее приводятся анкеты для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Анкеты разработаны институтом возрастной физиологии РАО, под руководством д.б.н. М.М. Безруких.






