направлен на построение ряда ассоциаций по семантическими грамматическим характеристикам;
Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).
В чем заключается цепочечный ассоциативный эксперимент
Эксперимент основывается на том, чтобы испытуемые за определенное время на один стимул выдавали несколько ассоциаций. Например, 10 реакций в течение 20 секунд.
Назовите представителей психолингвистики первого поколения
Представителями психолингвистики первого поколения являлись Ч. Осгуд, Дж. Кэрролл, Т. Сибеок, Ф. Лаунсбери и др.
В чем главная особенность психолингвистики первого поколения
-реактивный характер: она целиком укладывается в схему «стимул-реакция» в модернизированном ее варианте; психолингвистика – теория речевого приспособления к среде, теория речи как орудия установления равновесия как внутреннего, так и в системе человек-среда;
- атомизм: психолингвистика имеет дело с отдельными словами, грамматическими связями (грамматическими формами);
-индивидуализм: психолингвистика – это теория речевого поведения индивида, вырванного не только из общества, но даже из реального процесса общения, который сведен к схеме передачи информации.
Назовите представителей психолингвистики второго поколения
Наиболее яркими представителями ПЛ второго поколения — Дж. Миллер, Н. Хомский (Чамски) и Д. Слобин.
В чем главная особенность психолингвистики 2-ого поколения
Важнейшее отличие психолингвистики второго поколения - был преодолен атомизм этой последней. Особенно ясно это видно на примере трактовки усвоения языка: согласно школе Н.Хомского, это не овладение отдельными языковыми элементами (словами и т.д.), а усвоение системы правил формирования осмысленного высказывания. Системность поведения или деятельности человека оказывается непосредственно выведенной из системности языка - психика в лучшем случае накладывает определенные ограничения на реализацию языковых структур (это касается, например, объема памяти).
Недостатки:
1) Два других недостатка осгудовской психолингвистики остались непреодоленными
2) Хомский рассматривает именно предложение, а не высказывание, т.е. игнорируется реальное соотношение различных языковых уровней в формировании и восприятии той или иной коммуникативной единицы.
3) Предложение рассматривается вне реальной ситуации общения.
4) Игнорируется место речи, а также ее восприятия, в системе психической деятельности человека - речь и ее восприятие рассматриваются как автономные, самоценные процессы.
5) Игнорируются индивидуальные, в частности личностно обусловленные, особенности восприятия и производства речи: сама идея индивидуальных стратегий оперирования с языком отвергается с порога.
Назовите представителей психолингвистики 3-ого поколения
Психолингвистика третьего поколения, или, как ее назвал видный американский психолог и психолингвист Дж. Верч, «новая психолингвистика», сформировалась в середине 70-х гг. XX века. Она связана в США с именами Джерома Брунера и Дж. Верч; во Франции — Жака Мелера, Жоржа Нуазе, Даниэль Дюбуа; в Норвегии — с именем талантливого психолингвиста Р. Ромметвейта.
В чем главная особенность психолингвистики 3-ого поколения
критически относятся к явному преувеличению Н.Хомским и его школой роли врожденных универсальных языковых структур.
Преодолели изоляционизм школы Н.Хомского - они берут психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти. Поэтому именно их работы составили в основном теоретическую базу для развития когнитивной психологии.
Психолингвисты третьего поколения сознательно и последовательно ориентируются либо на французскую социологическую школу в психологии, а также на взгляды Л.С.Выготского.
Назовите представителей отечественной психолингвистики
Л.С. Выготский, А. Р. ЛурияА. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн
Базовые принципы отечественной психолингвистики
1. Единицей психолингвистического анализа является не «элемент» (не статический коррелят той или иной языковой единицы в психике носителя языка (поэтому бессмысленно говорить о психологической реальности языковых единиц), а элементарное речевое действие и речевая операция. Это принципиальное отличие от Запада.
2. Эта единица психолингвистического анализа речи должна нести в себе все основные признаки деятельности. К ним относятся: а) предметность как направленность из психического плана к внешней действительности;
б) ее цeлeнаправленность: любая деятельность характеризуется конечной, а любое действие промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее. Деятельность в понимании школы Выготского имеет не столько детерминистский (почему?), сколько телеологический (зачем?) характер;
в) мотивированность
г) иерархическая (вертикальная) организация;
д) фазная (горизонтальная) организация.
3. Психолингвистическая теория должна быть не алгоритмической, а эвристической. Другими словами, она должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения; (б) быть гибкой – допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи; (в) не противоречить опытным данным.
4. теория должна строиться вокруг взаимоотношений образа и деятельности. А психолингвистика должна исследовать прежде всего взаимоотношение опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как деятельности речевого общения.
5 Выбор того или иного способа деятельности представляет собой постулирование возможных исходов из наличной ситуации и последовательный перебор этих исходов под углом зрения определенных критериев выборов, т.е. «моделирование будущего». Речь идет о вероятностном прогнозировании.






