Когда и где возникла психолингвистика
Термин «психолингвистика» впервые был предложен американским психологом Н. Пронко в 1946 г. Как отдельная самостоятельная наука психолингвистика оформилась в 1953 г. в результате работы межуниверситетского семинара, организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам при Университете штата Индиана (США). Организаторами этого семинара были два известнейших американских психолога — Чарльз Осгуд и Джон Кэрролл и лингвист, этнограф и литературовед Томас Сибеок. В вышедшей в 1954 г. книге «Психолингвистика» были обобщены основные теоретические положения, принятые в ходе семинара, а также основные направления экспериментальных исследований, базирующиеся на этих положениях. Появление книги «Психолингвистика» сыграло роль своеобразного стимула к развертыванию многочисленных междисциплинарных психолингвистических исследований.
Дайте определение психолингвистики как науки
Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной рече-мыслительной деятельности.
|
|
Объект психолингвистики, предмет
Объектом исследования психолингвистики выступают: человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи (РД) и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека). Как указывает А. А. Леонтьев, «объектом психолингвистики... всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций. Этот объект — общий у нее с лингвистикой и другими «речеведческими» науками»
Предметом исследования психолингвистики (ПЛ) является:
- речевая деятельность - как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. Как отмечает основоположник отечественной школы психолингвистики А. А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования»
- язык - как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации.
- человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности (речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний; различные виды и формы речевой коммуникации)*.
|
|
Наличие не одного, а сразу нескольких предметов исследования ПЛ обусловлено спецификой этой области научного знания, тем, что психолингвистика является комплексной наукой, возникшей на основе своеобразного и уникального объединения, частичного слияния двух древнейших наук человеческой цивилизации — психологии и науки о языке (лингвистики).
Методы психолингвистики
Психолингвистика "унаследовала" методы психологии и в то же время разработала собственные методы:
- экспериментальные методы — организация целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя частично изменяется ситуация, в которой находятся участники эксперимента.
Кроме собственных методов в психолингвистике используется:
- наблюдение;
- самонаблюдение (интроспекция)- мысленной примерки эксперимента к себе, совмещая на данном этапе исследователя и информанта в одном лице.
- разного рода формирующие методы (особенно в исследовании овладения родным и неродным языком);
- метод лингвистического эксперимента.
Свои методы психолингвистика прежде всего унаследовала из психологии. В первую очередь это экспериментальные методы. Кроме того, в психолингвистике часто используется метод наблюдения и самонаблюдения. Из общего языкознания в психолингвистику «пришел» метод лингвистического эксперимента.
Как проводится свободный ассоциативный эксперимент
Впервые эта методика была использована К. Юнгом для выявления у больных скрытых влечений.
Сущность свободного ассоциативного эксперимента в следующем: испытуемому предлагают как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим в голову словом. По характеру ассоциаций (содержанию ответов) испытуемого, времени реакции, общему поведению испытуемого и по ряду других признаков можно судить об его установках, мотивах и эмоциональном состоянии. Данные, полученные в ассоциативном эксперименте, могут быть использованы для изучения семантических связей слов
Виды ассоциативного эксперимента
Свое широчайшее распространение ассоциативный эксперимент получил в ХХ веке как метод исследования группового и индивидуального сознания человека.
· прямые методики - содержат задания, требующие лингвистических знаний от испытуемого. Данный метод помогает испытуемому дать осознанный ответ относительно наиважнейших признаков разнообразных языковых знаков. На основании полученных результатов делаются выводы о принадлежности индивидуальных данных человека групповым нормам. Прямые методы проведения ассоциативного эксперимента могут заключаться в выполнении заданий аналитического типа;
· косвенные методики – данные методы не требуют осознанных реакций. Среди них выделяются следующие группы методов:
· - Психофизиологические методы – данная группа косвенного метода основана на соотнесении первосигнальных и второсигнальных реакций, таких как регистрация слюнных желез в ответ на слова-стимулы. Если реакции совпадают, то происходит адекватное понимание и принятие семантических стимулов. Отсутствие реакций указывает на искаженное представление о признаках произносимых слов;
· - Ассоциативные методы;
· - Игровые методы;
· - Методы семантического дифференциала.
Ассоциативный эксперимент в психологии по способу его проведения может быть:
· Свободным – реакции ограничены количественно – может проводиться как в устной, так и письменной форме. Отсутствие ограничений обусловливает свободный характер данного эксперимента;
· Направленным - реакции ограничены качественно – данный способ направлен на построение ряда ассоциаций по семантическими грамматическим характеристикам;
|
|
· Цепным - реакции ограничены временем их порождения – проведение эксперимента данным способом заключается в получении от испытуемого несколько ассоциаций на один заданный стимул в короткий промежуток времени.