Сюжет романа Сервантеса «Дон Кихот» и переводы на русский язык. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы

История зарубежной детской литературы.  17.06.20. 2 пара.

Практическое занятие.

Тема: Зарубежная литература для детей в Испании в XVII – ХХ в.

Испанская литература эпохи Возрождения. Роман М.Сервантеса «Дон Кихот». Испанская культура развивалась удивительно неравномерно. В каждый отрезок времени, конечно, появлялись свои выдающи­еся писатели, философы, художники, но рубеж XVI—XVII веков и первую половину XVIII историки назвали «Золотым веком» испанской культуры — тогда творили Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Эль Греко, Веласкес...

  Интерес к фольклору, распространившийся в XIX веке в Ев­ропе, затронул и Испанию. Фернан Кабальеро (1796—1877) ез­дила по стране и записывала произведения устного народного творчества, а потом под псевдонимом Сесиль Бель де Фабер вы­пустила «Народные сказки и стихи», «Мифологию», «Волшеб­ные сказки». Ее ученик священник Луис де Колома (1831—1914) создал серию сказок для детей, в которой явно видно влияние испанского фольклора. И в начале XX века продолжился этот интерес к народному творчеству, в том числе созданному самими детьми. Издания для детей продолжают расширяться, переводят­ся многие произведения мировой детской литературы, возникают специальные детские журналы. Особенно этот процесс получил развитие во второй половине века, когда появляется целое со­звездие «взрослых» прозаиков, чьи произведения вошли и в круг детского чтения. Это и «Зеленая улица» Хуана Валеры, и «Мул и бык» Бенито Переса Гальдоса, и «Трое малышей из Сории» Хосе Ортега-и-Мунилья...

Сюжет романа Сервантеса «Дон Кихот» и переводы на русский язык. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы

 МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА (1547—1616)

Сама жизнь Сервантеса, его приключения, беды и разочаро­вания во многом обусловлены упадком огромной Испанской им­перии, противоречиями и контрастами того периода. Все это, по сути, и легло в основу грандиозной эпопеи «Дон Кихот», великой художественной метафоры, гениально отразившей современную автору эпоху. И в наши дни исследователи обращаются к этому шедевру мировой литературы, открывают все новые нюансы в его сложнейшей художественной структуре — ведь это поистине энциклопедия литературных жанров и форм своего времени.

Что мы сегодня знаем о жизни Сервантеса? Известно, что ро­дился он в семье лекаря, которая считалась знатной, — члены ее пользовались репутацией «настоящих идальго», хотя и обеднев­ших. До сих пор многие города Испании оспаривают честь счи­таться родиной писателя, так как отец семейства вынужден был в поисках заработка переезжать с места на место.                   Секрет успеха «Дон Кихота» кроется прежде всего в широте охватываемой романом социально-философской проблематики, в его художественной яркости и живости выведенных в нем обра­зов, в его сатирической направленности. Высмеивая стремление к консервации прошлого (проявляемой, в частности, в страстном увлечении главного героя рыцарскими романами), Сервантес в то же время раскрывает и вечную трагическую проблему: чест­ный и благородный человек вступает в конфликт со своим време­нем. Отсюда и противоречивое сочетание в Доне Кихоте черт комических и трагических, безумия и мудрости.

И все это облечено в форму столь же простую, сколь и гени­альную: провинциальный дворянин, человек добрый и снискав­ший любовь и уважение окружающих, обожает рыцарские рома­ны и истово верит в их реальность, хотя все они фантастичны, да и времена странствующих рыцарей давно минули. Но герой все­го этого не замечает, он испытывает непреодолимое желание са­мому стать странствующим рыцарем и отправиться в путь, чтобы отстаивать справедливость, защищать обиженных во имя Пре­красной дамы — так, как это описано в рыцарских романах. Та­кова как бы немудреная завязка произведения. За ней следует целый ряд действий героя, которые приводят к появлению многих новых персонажей и в первую очередь его верного постоянного спутника и оруженосца, а по сути антипода — Санчо Панса.

Рядом с высоким, худым, с благородной аристократической внешностью Доном Кихотом возникает толстый, невысокого ро­ста простодушный крестьянин, резко отличающийся от своего хо­зяина и характером, и миропониманием. Комическая, на первый взгляд, пара отправляется в полные удивительных приключений странствия, в ходе которых Санчо Панса постоянно переводит романтические увлечения своего «странствующего рыцаря» в план прозаической, нередко весьма неприглядной действитель­ности. В таком контрасте и таится секрет увлекательной сатиры и юмора романа.

Но главное, что заключено в его двух героях, — это великая гуманистическая линия романа. Выступавший вначале в виде пародии на героев рыцарских повествований Дон Кихот посте­пенно приобретает черты непримиримого борца за справедли­вость, человека высокой морали и честности. А Санчо Панса от почти служебной роли — оттенять неприспособленность главно­го персонажа к реальной жизни, начинает все более уверенно выступать как носитель истинно народных качеств—сметливос­ти, трезвого понимания жизни, делового расчета. Так «Рыцарь печального образа» сделался одним из значительнейших героев мировой литературы, с которым наши дети имеют возможность знакомиться в раннем возрасте благодаря переводам и переска­зам многих крупных русских писателей и переводчиков, хотя по авторскому замыслу роман предназначался взрослому читателю.

Однако и литература, вполне доступная и маленькому читате­лю, зародилась в Испании еще в XII—XIII веках. Правда, к чис­то детской ее можно относить условно — ее читали и взрослые и дети. Таковы, например, «Чудеса богоматери», написанные мо­нахом-бенедиктинцем Госало де Берсео, или «Песни к святой Марии» Альфонсо Мудрого. Одной из наиболее любимых была книга «Граф Луканор, или Книга Петрония», содержащая прит­чи. Здесь интересна, например, история «О короле и насмешни­ках, соткавших сукно», очень напоминающая широко известную сказку Андерсена «Голый король». Среди подобного рода произ­ведений преобладали назидательные. Тут следует назвать «Вос­питание и наставление по добродетели», посвященное ее автором Педро Грасиа Деи принцессе Исабели. Распространены были также издания для детей, объединенные названием «Кристус» (Христос), так как каждая книга начиналась с этого имени. Это были буквари, катехизисы, хрестоматии. В них содержались цер­ковные наставления, гимны, молитвы, благочестивые истории.

В XVI веке в круг детского чтения входили уже и рыцарские романы, такие, как «Амадис Гальский» или «Тирант Белый». От этого времени остались и многочисленные сборники сказок, ба­сен, описаний игр. А великий драматург Лопе де Вега создал тог­да для своего сына Карлитоса книгу «Вифлеемские пастухи». В ней были религиозные истории, в стихах и прозе, и «пастуше­ские беседы» со стихами и рождественскими песнями. В XVIII веке в Испании появляется и переводная детская литература, глав­ным образом —французская. При этом широкое распростране­ние получают прогрессивные тогда педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Под их влиянием испанские авторы создают немало детских книг дидактической направленности. Так, Томас де Ириарте написал завоевавшие широкую популярность «Литератур­ные басни», а также «Образовательные лекции по истории и географии». Распространение получила и литература, предназ­наченная для простого народа и направленная на воспитание по­слушного, строго следующего церковным установкам, человека. «Аллилуйя» —так назывались, например, картинки религи­озного содержания с соответствующими подписями — двустишиями или короткими изречениями

Главное литературное событие этого периода — великое про­изведение «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сер­вантеса, многие сокращенные переводы которого еще с конца XVIII века прочно вошли в круг детского чтения в России. Каж­дое новое поколение воспринимает это главное произведение пи­сателя по-своему, но всегда как вполне современное, затрагива­ющее в душах какие-то сокровенные струны. Может, так проис­ходит потому, что, по словам В.Г. Белинского, «каждый человек есть немного дон Кихот».

Задание.

В читательском дневнике дайте письменный ответ на вопросы:

· О чем разговаривают Дон Кихот и Санчо Панса? Перечислите темы их бесед

· Перечислите подвиги Дон Кихота

· Кто такая Дульцинея Тобосская. Составьте краткий рассказ о ней.

· Опишите места, в которых происходит действие романа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: