ЗАДАЧИ
ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Методические указания
по дисциплине
«Начертательная геометрия, инженерная и
компьютерная графика»
для студентов дневной и заочной
форм обучения
Севастополь
2006
УДК 515(075)
Задачи по начертательной геометрии: Методические указания по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» для студентов дневной и заочной форм обучения. / Разраб. А.Ф. Медведь, В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2006. – 43 с.
Задачи по начертательной геометрии содержат условия задач кодирования, декодирования и переработки геометрической информации на комплексном чертеже с примерами составления алгоритмов их решения. Подбор задач способствует развитию пространственного воображения.
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, по специальностям:
7.080401 Информационные упр. системы и технологии;
7,090701 Радиотехника;
7.090801 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы;
|
|
7.090804 Физическая и биомедицинская электроника;
7.091401 Системы управления и автоматики;
7.091501 Компьютерные системы и сети;
7.100301 Судовождение;
7. 100302 Эксплуатация судовых энергетических установок.
Практикум по начертательной геометрии утвержден на заседании кафедры начертательной геометрии и графики, протокол №1 от 22 августа 2006 г.
Допущено научно-методическим центром университета в качестве методических указаний.
Рецензент:
Смагин В.В., канд. техн. наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..………………………...……………….3
1. Обозначения и символы…………………...…………………..4
2. Примеры символической записи………………...……………5
3. Определения и понятия
4. Свойства проецирования……………………………..……….6
5. Методические рекомендации……………………………..…..7
6. Примеры решения задач….…………………….…………......8
7. Задачи для решения………….………………….…………....12
Заключение………………………………………….………..…28
Библиографический список……………………………….…...29
ВВедение
Эффективным путем оптимизации учебного процесса является:
- тщательный отбор необходимых и достаточных знаний, позволяющий студентам вырабатывать новые знания для решения задая;
- построение простейшей логической структуры дисциплины путем четкой классификации и составления системы алгоритмов решения задач.
Решение задач начертательной геометрии преследует три цели:
- научить студентов строить ортогональные проекции пространственных объектов;
- научить студентов реконструировать изображенный объект по его проекциям;
|
|
- научить студентов решать стереометрические задачи с помощью чертежа.
В соответствии с поставленными целями все задачи начертательной геометрии разделены на три группы:
- задачи кодирования геометрической информации - (задачи, связанные с построением проекций объекта);
- задачи декодирования геометрической информации - (задачи, связанные с чтением чертежа);
- задачи переработки геометрической информации (задачи, связанные с исследованием геометрических свойств объекта).
К задачам (10…32 и 45…49) кодирования информации отнесем элементарные конструктивные задачи; задачи конструирования, задания и изображения поверхностей.
Задачи (1…9) декодирования являются обратными по отношению к задачам кодирования.
К задачам (33…44 и 50…64) переработки геометрической информации отнесены задачи на построение дополнительных проекций, позиционные задачи, метрические и конструктивные задачи.
Рекомендуемые задачи по темам лекций и расчетно-графических заданий приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Рекомендуемая последовательность решения задач.
Темы занятий | Задачи для решения | |
В аудитории | Самостоятельно | |
Моделирование структуры геометрического объекта | 1, 2, 5…8; 13, 14, 18…20; 27, 28 | 3, 4, 9…12; 15, 16, 21…26; 29…32 |
Моделирование метрических характеристик объектов | 33…36;41, 43 | 37…40; 42, 44 |
Моделирование геометрических тел | 45, 46, 49…52 | 47, 48, 53,56 |
Моделирование сечений геометрических тел | 57, 60, 61 | 57, 58, 62 |
Моделирование линии пересечения поверхностей | 60, 62 | 61 |
Моделирование разверток поверхностей | 63 | 64 |
Отобранный минимум задач рекомендуется для аудиторной и самостоятельной работы студентов при подготовке к сдаче расчетно-графических работ, зачетов или экзаменов.
Обозначения и символы
Точка в пространстве обозначается прописными буквами латинского алфавита: A, B, C, D,…или цифрами: 1, 2, 3,…
|
|
Плоскости и поверхности - прописными буквами греческого алфавита: Σ, Δ, Ρ, Γ,…
Плоские углы – малыми буквами греческого алфавита: α, β, δ, η,…
Принятая система координат OXYZ.
Оси проекций на чертеже X12, Y13, Z23, начало координат O.
Плоскости проекций – буквой Π с индексами 1, 2, 3, 4, 5,… Основные плоскости проекций: Π1 - горизонтальная, Π2 - фронтальная, Π3 - профильная.
Проекции точек, прямых линий, плоскостей, поверхностей, углов – теми же буквами что и в пространстве, с добавлением подстрочного индекса соответствующей плоскости проекций: A1, a1, Σ2, Δ2 …
Центры и направления проецирования - S, U.
При замене плоскостей проекций новая ось – буквой с соот-
|
Новое положение точки после одного вращения (перемещения) или после двух соответственно.
Плоскость аксонометрических проекций обозначается буквой Π со знаком штрих - Π'.
Аксонометрические проекции точек, прямых, плоскостей и углов обозначаются теми же буквами со штрихом – A', a', Σ',…
Вторичные проекции имеют внизу индекс прямоугольных проекций, а вверху – штрих: A1', a1', Σ1'.
Аксонометрические оси обозначаются буквами X', Y', Z', начало координат буквой O.
|
|
Ì - лежит на; - касание;
É - проходит через; Ù - и;
çç - параллельность; Ú - или;
^ - перпендикулярность; = - равно, есть;
|
|
Ç - пересечение; Þ - если…, то;
È - соединение; ? - построить, определить;
/ - не; ! - строим, определяем.