Концепция развития межличностного поведения М.Аргайла

Социальное поведение, по М.Аргайлу, направлено на достижение поставленных целей, организовано иерархически и корректируется на основе обратной связи. Социальные умения формируются в принципе так же, как и моторные, например, навыки вождения автомобиля, хотя и отмечаются некоторые особенности социальных объектов, отличающие последние от объектов механических: автономность, ролевые отношения и т.д.

Модель - восемь переменных, описывающих социальную компетентность:

1.экстравертивность

2.доминантность

3.уверенность в себе

4.умение награждать

5.навыки синхронизации взаимодействия

6.межличностная сензитивность

7.умение поставить себя на место другого

8.уместная самоподача

Специальные, профессионально важные компоненты компетентности:

Для менеджеров таковыми являются: умение вести деловую беседу и проводить переговоры, умение управлять внутрифирменными взаимодействиями, проводить инструктирование и оценивать деятельность подчиненных.

 

Социальные ситуации рассматриваются как содержащие некоторые предписывающие элементы – правила, которые, предположительно, определяют социальное поведение.

Межличностное поведение рассматривается как последовательность социальных эпизодов, имеющих свои темы и цели. Каждый эпизод содержит в себе правила, регулирующие поведение внутри него, а участники вступают во взаимодействие друг с другом для выполнения эпизода как совместного социального акта. Согласование действий обеспечивается посредством использования вербальных и невербальных сигналов. Социальная компетентность в таком случае определяется знанием правил и умений действовать по правилам, а также совокупностью коммуникативных навыков, обеспечивающих согласование действий партнеров. Большое значение имеет также умение адекватно категоризовать социальный эпизод.

 

2.Этогенический подход Р.Харре (вариант теорий действия)

Cоциальная компетентность рассматривается как состоящая из способности распознавания социальных ситуаций, знания правил успешных действий и формирования адекватного стиля самоподачи. Адекватное социальное действие должно обладать понятностью для других (иметь общезначимую семантику) и уместностью в структуре ситуации. (рукопожатия и поцелую в дружеской компании уместны только при встрече или прощании)

Социальные ситуации:

-для которых уже есть готовые решения

-для которых решения должны быть созданы и согласованы.

В обоих случаях социальные действия порождаются трансформированием когнитивных структур («правил» и «планов») в линейную последовательность действий, но в первом случае шаблоны уже существуют, а во втором – конструируются на основе понимания ситуации и правил второго порядка («максим» и принципов).

Социальная компетентность зависит:

-от знания правил

-основывается на когнитивных ресурсах, необходимых для согласования или развертывания как инструментального (действие), так и экспрессивного (пояснение) решений проблемной ситуации и для придания им адекватности по мере развертывания взаимодействия.

Когнитивные ресурсы:

-способность трансформировать социальную информацию

-конструировать ряд потенциальных поведений

-реорганизовывать поведение в связи с изменениями в поведении других людей.

 

Ф.Рейд синтез этогенического подхода с теорией личностных конструктов Г.Келли.

Индивид, вступая в социальный эпизод, может пытаться выявить правила поведения внутри него и следовать этим правилам, либо же попытаться выявить сущность этих эпизодов и определить значение происходящего. Эти две разные ориентации соответствуют двум разным потребностям – потребности понимания и потребности иметь чувство контроля над событиями. Социальные взаимодействия предъявляют к индивиду постоянно меняющиеся требования – в один момент ему необходимо срочно принимать решение и незамедлительно действовать, в другой – размышлять над смыслом события и согласовывать его смысл с другими участниками взаимодействия. Социально компетентный индивид способен менять способ конструирования событий в соответствии с требованиями ситуации: при необходимости действовать система конструктов становится более жесткой, включаются механизмы ограничений и исключений и формируется суперординантный, главенствующий конструкт, выполняющий функции поведенческого предписания или «решающего правила». При необходимости сориентироваться, разобраться в ситуации, когнитивные структуры становятся более сложными и гибкими.

 

Развитие межличностной компетентности с использование техники «когнитивного зеркала ».

Первая фаза тренинга - события социальной жизни сопоставляются и интерпретируются с использованием «репертуарных решеток» Г.Келли.

Вторая фаза - индивиду демонстрируются результаты анализа его конструктивной системы и демонстрируются функциональные следствия его способа конструирования реальности.

Третья фаза - обеспечивается формирование суперординантного конструкта. Вынужденный объяснять свои результаты, индивид приходит к пониманию характера свои потребностей, определяющих способ конструирования и осознает возможные последствия, связанные с особенностями того или иного способа конструирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: