Общие умения:
-Умения говорения – вербальные составляющие и невербальные составляющие
-Умения слушания - вербальные составляющие и невербальные составляющие
Принято отдавать приоритет уменьям слушания и невербальному поведению.
Специальные умения:
-умения проводить интервью с вновь принимаемыми на работу
-организация производственных совещаний
-проведение презентаций
-ведение деловой беседы
-инструктирование подчиненных
Умения слушания классификации
Л.Хьюн и Р.Хьюн
Навык слушания:
1.определение целей слушания
2.выбор техник слушания
3.организация внимания
4.анализ содержания
5.организация эффективной обратной связи.
И. Атватер:
-организация внимания
-умения для эмпатического слушания
-умения для активного слушания
-владение невербальной коммуникацией
-организация запоминания.
А. Сэнфорд:
-слушание для выработки ответной реакции
-слушание для понимания
-восприятие личности коммуникатора
-формирование чувства сопринадлежности
|
|
Техники слушания
-контакта глаз
-невербального сопровождения речи
-техника «эхо» (повторение ключевых фраз вслед за говорящим)
-техника парафраза (повторение смысла высказывания партнера другими словами)
Европа
Ф. Бурнард, список коммуникативных (межличностных) умений состоящий из:
-умений проводить консультации
-умений работать с группой (фасилитация
-умения давать и брать интервью
-навыки уверенного (ассертивного) поведения
-навыки письменной речи
-умения вести телефонные переговоры.
Базовые умения:
-умения консультирования (включая активное и эмпатическое слушание)
-умения интервьюирования
-умения работать в групповом контексте (включая умения фасилитировать)
-навыки ассертивности.
На более дробном уровне:
-умения поддерживать контакт глаз
-умения выражать свои чувства и отражать чувства других
-умения задавать вопросы и выслушивать ответы
-уменье говорить «Да» и «Нет»
-уменья работать с сигналами невербальной коммуникации
-умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям
М. Аргайл. Критериально-эмпирическая модель.
Три критерия:
-популярность (в том числе и социометрическая);
-эффективность лидерства;
-социальная адаптированность.
Те или иные социальные умения включались в состав компонентов социальной компетентности, если и только если в нескольких опубликованных исследованиях были обнаружены статистически значимые связи этих умений хотя бы с одним из указанных критериев. На основании этого принципа в список вошли такие умения как:
-умение награждать (давать позитивную обратную связь)
|
|
-навыки «мягкого» («обволакивающего») взаимодействия
-межличностная сензитивность
-умение поставить себя на место другого
-навыки уместной самоподачи.
Р. Харре выделяет особый класс умений, связанных с планированием своих коммуникативных действий исходя из понимания социальных ситуаций и смысла отдельных социальных эпизодов. Особое внимание он уделяет умению интерпретировать действия других людей и умению пояснять для окружающих смысл своих собственных действий.
Ю.Хабермас, почти не использует таких понятий, как коммуникативные умения и навыки, предпочитая термин «социально-когнитивная оснастка действия». Тем не менее, де-факто он выделяет в качестве основных такие умения, как умение учитывать позицию непосредственного партнера по общению и позицию более широкого социального окружения. Кроме того, важным для него представляются умения, с помощью которых тот или иной участник коммуникации обосновывает свои претензии на полноценное участие в коммуникативном дискурсе.
Отечественные
Ю.Н.Емельянов: «Ключевые способы повышения коммуникативной компетентности нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей»
Акцент делается на умениях другого рода, в первую очередь на умениях, обеспечивающих понимание коммуникативной ситуации:
-умения поставить себя на место другого человека
-владение невербальными средствами общения
-умение работать с обратной связью
Л.А. Петровская. Cоциально-психологический тренинг решает две группы задач: развитие специальных умений типа умений вести дискуссию или разрешения межличностных конфликтов и углубление опыта анализа ситуаций общения, то есть повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом
Умения:
-диагностические умения
-умения выражать свои чувства
-умение слушать собеседника
-умение строить контакт на разной психологической дистанции
-уменья гибко менять свою позицию
- умения, связанные с подачей и получением обратной связи
М.В.Кларин. Умения:
1.основополагающими (фундаментальными) - умения работать с обратной связью
2.ядерными (входящими в состав многих синтетических умений) - умения слушать и уменье ясно излагать свои мысли
3.специальными (факультативными) - владение мимико-пантомимическим сопровождением речи в ходе публичного выступления.
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Р. ХАРРЕ