Легендарные имена джаза

К концу 1930-х годов джаз по-прежнему считался "клубной" музыкой, не имеющей большого коммерческого потенциала. Тем не менее, он породил множество гениальных музыкантов, чьи имена вписаны в музыкальную сокровищницу XX века.

Выступления таких великих исполнителей, как Билли Холидей (1915-59), особенно под аккомпанемент музыкантов калибра Лестера Янга, это не только музыкальный шедевр, но и проникновенный рассказ об участи цветных в тогдашнем расистском и сегрегированном американском обществе, способный растрогать самое черствое сердце.

Не мудрено, что любовь многих музыкантов и певцов к джазу сделала этот стиль международным музыкальным языком.

Темы рефератов по «Истории исполнительского искусства»           

                       (1-ый семестр):

1. Персона Мастера (индивидуальность, черты характера).

2. Особенности творческой манеры Мастера (кино, театра, балета, эстрады, джаза).

3. Связь, слияние или противление творчества Мастера и Времени.

4. Разноплановость (соединение видов искусств) творчества Мастера.

5. Раннее «сгорание», гибель индивидума, причины скоропостижного ухода Мастера (отсутствие контакта с окружающим миром, несоответствие времени – непопадание во время, быт-обстановка-окружение, зависть коллег, притеснение творчества, алкоголь, наркотики, психические заболевания, «мучительная» жизнь).

6. Рассматриваем ПЕРСОНУ:

- вокалиста (инструменталиста) любого вида искусства;

- балерины, танцовщика (хореографа) балета, исполнителя современного танца на эстраде, в мюзикле, в музыкальном фильме, шоу;

- артиста (режиссёра) театра, кино.

Возможные кандидатуры ПЕРСОН:

Ч.Чаплин, Б.Китон, братья Маркс, М.Линдер, М.Фокин, В.Нижинский, С.Дягилев, М.Плисецкая, В.Васильев, Е.Максимова, А.Миронов, А.Райкин, Э.Хиль, Н.Павлова, В.Гордеев, У.Лопаткина, Д.Вишнёва, Цискаридзе, Л.Бернстайн, Э.Пресли, Ф.Синатра, М.Дэвис, А.Райкин, Л.Орлова, Н.Черкасов, О.Басилашвили, В.Полунин, В.Самойлова, Н.Фатеева, О.Борисов, В.Высоцкий, Ю.Никулин…

              История оперного искусства

О́пера (от итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн. ч. от opus) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений. Впервые использованный в этом значении в 1639 году, он вошёл во всеобщее употребление только на рубеже XVIII и XIX веков.

Содержание 

1 Античная трагедия и Флорентийская камерата

2 Опера в XVII веке

а) Музыкальный театр в Италии

б) Распространение оперы в других странах

в) Опера во Франции. Люлли

3 Опера в XVIII веке

3.1 Италия. Неаполитанская школа

а) Опера-сериа

б) Опера-буффа

3.2 Германия и Австрия

3.3 Оперные бои во Франции

а) Война буффонов

б) Война «глюкистов» и «пиччиннистов»

4 Опера в XIX веке

а) Опера в России

б) Новые оперные школы

5 Мировая оперная статистика

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Отдалённой предшественницей оперы считается древнегреческая трагедия, в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением и с напевной рецитацией в сопровождении авлоса или кифары. Эсхил, Софокл и Еврипид были не только поэтами, но и музыкантами; только от трагедий Еврипида «Орест» и «Ифигения в Авлиде» сохранились небольшие образцы музыкального сопровождения.

В конце XVI века сообщество философов-гуманистов, поэтов и музыкантов, вошедшее в историю как Флорентийская камерата, решило возродить античную трагедию. Обратиться к античной трагедии членов содружества побудило неприятие полифонии, утвердившейся и в церковной, и в светской музыке ещё в Средние века и в XVI в. Число голосов могло доходить до 20, хотя и трёх голосов, когда каждый из них пел свой текст, было вполне достаточно, чтобы по меньшей мере затруднить восприятие текста. Полифонии противопоставили греческую монодию, которую представляли себе как одноголосное пение с гармоничным сопровождением, т.е. - музыкальную декламацию.

Якопо Пери, создатель первой в истории оперы

К музыкальной драме, «драме на музыке» (или «драме через музыку»; итал. dramma per musica) члены содружества шли через одноголосные мадригалы и их театрализованные постановки, интермедии и пасторали на античные сюжеты. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598г. (или в 1597 году — по флорентийскому календарю). Пери и Ринуччини принадлежит и самая ранняя из дошедших до нас музыкальных драм — «Эвридика», (1600г.) в сопровождении инструментального ансамбля.

Членами Флорентийской камераты был создан ряд музыкальных драм. Последователи: Агостино Агаццари- пасторальная драма «Эвмелио», и Клаудио Монтеверди- «Орфей».

Недостатки нового стиля: отсутствие последовательной музыкальной организации, монотонность сольной декламации в сопровождении лютни или чембало, ограниченный диапазон эмоциональной выразительности. В сочинениях Камераты недоставало музыки, в спектакли вводили мадригалы и ритурели — эти инструментальные вставки в конце концов сложились в увертюру. Тем не менее выработанный флорентийцами речитативный стиль в первоначальном виде просуществовал всего несколько десятилетий и был отвергнут уже следующим поколением. Но он способствовал утверждению гомофонного склада в профессиональном музыкальном творчестве (в народной и бытовой музыке он утвердился намного раньше), без чего ни рождение, ни развитие нового жанра были бы невозможны. Развитие оперы пошло по иному пути и опиралось на сложившиеся уже в новое время традиции музыкальных представлений.

Опера в XVII веке

Появившейся в середине XV века итальянской разновидности мистерии — «священным представлениям» (итал. rapresentazioni sacre) поэты-гуманисты прививали античный дух, используя в них языческие сюжеты. Из мистерий родился прежде всего драматический театр, однако и он сыграл важную роль в становлении оперы.

На протяжении многих столетий, с момента создания в Риме в VI веке н. э. певческой школы (лат. schola cantorum), развитие профессиональной музыки в Западной Европе концентрировалось вокруг католической церкви. Главным центром музыкального профессионализма католическая церковь оставалась и в эпоху Возрождения; влияние церковной культуры сказывалось и на сугубо светском жанре – мадригале. Мадригалы в XVI веке представляли собой полифонические (обычно 4-5-голосные) сочинения для хора.

Обращение флорентийских музыкантов к античной монодии было не чем иным, как бунтом профессионалов против культовой эстетики.

В то время, когда рождалась опера, в Италии уже существовала комедия дель арте, для театра уже писали Лопе де Вега, Мигель Сервантес и Уильям Шекспир. Именно связь с драматическим театром очень скоро обеспечила новорожденному жанру ведущее положение в музыкальном мире. В профессиональном творчестве впервые появился исполнитель-актёр; певец, многие столетия бывший лишь «голосовой единицей» в сложной структуре хора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: