Хитросплетение корней

Нельзя сказать, что джаз эволюционировал из одного музыкального стиля. Его происхождение приписывают Новому Орлеану потому, что именно там в конце XIX века царило уникальное разнообразие стилей: французские танцы, унаследованные от французов - основателей Нового Орлеана, мотивы "белого фолка", завезенного иммигрантами из Старого Света, который и сегодня можно услышать в южных штатах (кстати, некоторые музыковеды утверждают, что базовая форма джаза - 12-тактовый блюз - происходит от народных шотландских мелодий). Испытал он и влияние музыки духовых оркестров, без которой в Новом Орлеане не обходились ни одни похороны. Все эти элементы влияния белого населения южных штатов Америки впитал в себя музыкальный мир афроамериканцев.

Африканское влияние

Целый ряд особенностей черной музыки очевиден даже для неспециалистов. Одна из них - эмоциональная насыщенность музыкальной культуры чернокожего населения: например, лейтмотивом церковного песнопения звучит надежда на жизнь после смерти, которая принесет долгожданное облегчение от жутких условий существования на рабовладельческом Юге. Другой аспект - значение африканских музыкальных традиций.

Вероятно, африканское наследие сыграло роль в тяготении джаза к пентатонике - гамме из пяти нот, где различие между мажорными и минорными терциями достаточно условно. Тем же африканским влиянием можно объяснить и более свободную пульсацию и ритм, хотя в то же время ни один из музыкальных стилей Европы не придавал им большего значения.

Рэгтайм

О сложности черной музыки свидетельствуют фортепьянные композиции в стиле "рэгтайм", особенностью которого был рваный (по-английски "ragged"), неровный ритм ("time"). Мода на рэгтайм возникла в начале XX века, однако поклонников этого направления немало и сегодня.

Одним из величайших сочинителей рэгтайма был Скотт Джоплин (1868-1917), чьи пьесы популярны и сегодня. Его красивые мелодии и заразительный ритм опираются на ту же музыкальную традицию, из которой вырос джаз.

Социальные предпосылки

В Новом Орлеане у чернокожих жителей было немало возможностей играть и изобретать новые стили. Ежегодное празднование масленицы сопровождалось всплеском народного творчества. В 1898г. открылся квартал красных фонарей Сторивилль, где всегда требовались музыканты. Регулярно устраивались танцы, чтобы развлекать многочисленных посетителей порта, кроме того, существовал целый ряд обычаев, немыслимых без музыки. Например, похоронную процессию обязательно сопровождал оркестр, игравший траурные марши по дороге на кладбище, а на обратном пути - легкие мелодии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: