Эксперименты с тенор-саксофоном

Еще один прием, с помощью которого "звездные" солисты джаза пытались усилить выразительность своей музыки, заключался в расширении музыкальной фразеологии. В контексте джаза это означало поиск новых, более неожиданных гармоний, чем довольно простые традиционные аккорды новоорлеанской школы.

Лидером этого движения был Коулман Хокинс (1904-69). Он играл на тенор-саксофоне - главном инструменте любого шествующего оркестра, звучавшем, однако, слишком тяжеловесно, чтобы вписаться в легкий ритм новоорлеанского стиля. В джаз-бэндах чаще использовали "младших братьев" тенора - альт и сопрано. Однако Хокинс изобрел способ игры, основанный на способности тенора легко передавать арпеджированные аккорды, то есть быстро чередовать ноты вместо того, чтобы играть несколько нот одновременно. Эта техника раскрыла богатейший потенциал для поиска нового звучания.

Экспериментируя со звуком тенор-саксофона в поисках нужного ему звучания, Хокинс шел по пути, проторенному джазменами еще с 90-х годов XIX века.

Инструменталисты-новаторы

Для 20-30-х годов XX века характерен настойчивый поиск новых форм музыкального самовыражения, отразивший стремление многих популярных исполнителей изобрести собственное "фирменное" звучание. Стали появляться новые инструменты - например, ударная установка как курьезный гибрид всех инструментов шествующего оркестра.

Но некоторые мастера играли джаз на инструментах, не свойственных этому стилю: Джо Венути (1903-78) - на скрипке, Рэд Норво (род. 1908) - на ксилофоне и виброфоне, а многие изобретали свое уникальное звучание на духовых инструментах. Такой творческий поиск происходил на фоне тенденции к укрупнению джазовых ансамблей. Одним из первых традиционные инструментальные рамки попробовал расширить аранжировщик Флетчер Хендерсон (1897-1952). Некоторым музыкантам, как, например, "Дюку" Эллингтону (1899-1974), руководившему в 20-х годах несколькими оркестрами Нью-Йорка, удавалось найти весьма искусные методы управления большими оркестрами

Замечательный талант Эллингтона заключался не только в его уникальных способностях музыкального стилиста и исполнителя сольных партий, но и в умении придать своему ансамблю неповторимый музыкальный колорит. Еще на ранних этапах своей деятельности он великолепно использовал мастерское умение Баббера Майли (1903-32) варьировать сурдины, и виртуозную игру на тромбоне "Трики" Сэма Нантона (1904-46). В течение 30-х годов Эллингтон вырабатывал уникальное звучание своего оркестра, а в 40-х успешно гастролировал с ним по всей Америке.

Триумф "биг-бэндов"

В 30-х годах важным элементом джаза становятся "биг-бэнды", то есть большие оркестры, обладающие объемным и полифоничным звуком. В музыкальном плане наиболее заметным коллективом после оркестра Д.Эллингтона был ансамбль Уильяма "Каунта" Бэйси (1904-84). Его техника игры и аранжировки оттачивалась в Канзас-Сити, где был популярен легкий, утонченный свинг. Группы инструментов играли повторяющиеся ритмико-мелодические элементы ("рифы") либо по очереди, либо аккомпанируя сольной партии.

Однако более успешными коммерчески оказались оркестры под управлением белых музыкантов, как, например, ансамбль Бенни Гудмена (1909-86). Игравшие в стиле "свинг", белые биг-бэнды иногда придерживались традиционных элементов джазовой экспрессии (Бенни Гудмен), а порой склонялись к более мягкой вариации (Гленн Миллер (1904-44)).

"Джазомания" на экспорт

В 30-е годы армия адептов джаза была огромной. Некоторые исполнители пытались сохранить чикагскую школу джаза образца 20-х годов, другие отправлялись осваивать новые музыкальные просторы за границу. Например, Коулман Хокинс с 1934 по 1939 год работал в Европе, где пользовался громадной популярностью и сделал много записей совместно с великим бельгийским гитаристом цыганского происхождения Джанго Рейнхардтом, автором уникального стиля, имевшего множество последователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: