Анализ и оценка эффективности развития познавательного интереса студентов художественного училища

   Полноценное развитие познавательного интереса студентов на занятиях невозможно без диагностики и способов контроля качеств.
  Исследование проводилось на базе ГБУ ПО РМЭ «Йошкар-Олинское художественное училище». Принимали участие студенты 1 курса, по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), в количестве 16 человек в возрасте 16-17 лет. Нами была разработан и проведен тест. (приложения 1)

Целью исследования являлось выявление уровня развития познавательного интереса в условиях проведения нестандартных форм обучения.

В качестве определения уровня развития познавательного интереса Г.И. Щукиной в своих трудах были выделены основные уровни:

1. Низкий уровень – не проявляют интереса к учебному предмету, теряют интерес в трудных заданиях и ситуациях; не способны сосредоточиться при долгой умственной работе; не проявляют самостоятельности в процессе выполнения работы; не хотят узнавать новое; проявляют (часто/иногда) отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают наводящих вопросов; нуждаются в помощи старшего, а также нуждаются в объяснении алгоритма выполнения задания, демонстрации метода использования той или иной рабочей модели.

2. Средний уровень – проявляют положительный интерес к обучению; проявляют самостоятельность в большей степени; испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают интереса к выполняемому учебному задания, а обращаются за помощью к педагогу; задают вопросы для уточнения методов выполнения задания и, получив подсказку, выполняют работу до конца, что доказывает интерес обучающегося к данной деятельности и о желании находить способы решения задачи, но совместно с взрослым.

3. Высокий уровень – проявляют активный интерес к обучению; желают решать познавательные задачи своими силами; стремятся узнать большое количество информации; в случае затруднений не просят помощи старшего, а проявляют упорство и настойчивость в достижении необходимого результата, приносящего им удовлетворение, радость и гордость за достижения; умеют задавать познавательные вопросы. [51]

Обучающимся предлагается тес, чтобы оценить пятнадцать высказываний по трёх балльной шкале: 0 – нет, 1 – иногда, 2 – да;

Для теста по самооценке уровня познавательного интереса была выбрана единая шкала оценивания, общей суммой тридцать баллов в соответствии приложением 1, что позволяет соотносить результаты, прослеживать в дальнейшем динамику развития познавательного интереса.

Для проведения теста мы выбрали 1 курс, так как кроме профильных предметов есть общеобразовательные предметы. Тест был проведен в начале нашей практики. На какой стадии уровень развития находятся познавательный интерес у учащихся, позволило нам выявить. Мы выбрали подростковый возраст, он является наиболее интересным и важным для проведения экспериментов, потому что в этом возрасте формируются индивидуальные взгляды на жизнь и интересы.

 Условия проведения теста были таковы: после всех занятий провели тест, ребятам нужно поставить знак «+» по какой шкале они оценивают свой ответ. Для выполнения теста дается неограниченное количество времени.

Чтобы понятно было воспринимать результаты теста, мы все данные перевели в диаграмму в соответствии с рисунком 16. Данные результаты в начале нашего исследования.

 

Рисунок 16-результат в начале исследования

Слева в вертикальном положении показано количество студентов, участвующих в исследовании, по горизонтали - уровни познавательного интереса. На диаграмме можно увидеть, что средний уровень познавательного интереса преобладает в группе на 56%. А с высоким уровнем познавательного интереса 38%. К сожалению, в группе один студент имеет низкий уровень познавательного интереса 6%.

Нам предстояла задача проводить уроки с учетом разработанных нами методических рекомендаций чтобы повысить результат. Нами были разработаны и предложены методические рекомендации, основанные на современном и разнообразном подходе к студентам к предмету, с целью формирования у студентов более активного интереса к занятиям к изобразительному искусству.

Анализировав тест, мы выяснили, что студенты не всегда приходят на уроки изобразительного искусства с хорошим настроением. Преподаватель, когда объясняет тему урока, потом предлагает свои готовые варианты действий, с целью экономии времени и не даёт студентам мыслить. Обучающееся, выполняют работу по шаблону и по примерам, это приводит к подавлению собственных интересов и креативности, не давая возможность к творческому мышлению. В ходе выполнения заданий у обучающихся, возникали много вопросов к творческой работе. Преподавателю необходимо проводить беседы с учениками, узнавать, что им мешает свободно действовать самому для изготовления данной работы.

Больший интерес вызывался применение нестандартных форм обучения на занятиях к изобразительному искусству, это свобода мыслей, «мозговой штурм», применение проблемной ситуации, когда учащиеся сами ищут ответы на иные вопросы, еще занятия по художественной деятельности с применением разных методов обучения. Заметно, что студенты с радостью вживаются в роль, выполняют все задания, отвечают на все ответы преподавателя, участвуют в мероприятиях и в конкурсах. Нам доказало это, что разнообразные занятия с меняющейся формой и методов проведения, от скучных и трудовых учебных дней отличающиеся, находятся в приоритете и мотивируют учебную деятельность студентов.

Каждую неделю, в дополнение к нашим методикам с целью повышения эффективности, мы проводили с выбранной группой упражнения, направленные исключительно на развитие мотивации к учебной деятельности. (приложение 2)

В конце нашего исследования для уверенности мы провели тот же тест, для определения уровня познавательного интереса. Хотим узнать, что наши методики и упражнения хорошо влияют на развитие познавательного интереса. Мы внесли все полученные данные в диаграмму в соответствии с рисунком 17.

 

Рисунок 17- результаты в конце исследования

По результатам исследования в диаграмме видно, что учащиеся заметно улучшили свой результат по уровням познавательного интереса. Как оказалось, что высокий уровень познавательного интереса стал в группе преобладать. По сравнению с предыдущими показателями с высоким уровнем ПИ процент увеличился на 56%, а с низким уровнем нет ни у кого. Со средним уровнем развития один студент-это 6 %, т.е. со средним уровнем ПИ стало заметнее меньше.

 В проявлении интереса к предмету, учащиеся стали более активными в учебном процессе, повысился уровень познавательности, активны в поиске решений на конкретную тему, стали больше отвечать на уроках изобразительного искусства, активно участвуют в конкурсах внутри училища.

Студенты стали проявлять больше инициативы, они с радостью приходили на занятия, поднялась активность в составлении собственных вариантов решения заданий и предлагали что-то новое к творческим проектам.

Нами разработанный комплекс методов и использование специальных упражнений на занятиях изобразительно искусства, оказывает положительное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся, и это способствует эмоциональному положительному отношению к занятиям, свободно позволяет отражать свое мировоззрение, увеличивает познавательный интерес.

Итак, преподавателям любого учебного заведения и также учителям образовательных школ, необходимо выбирать разнообразные методы и формы обучения, которые оказывает огромное влияние на развитие познавательного интереса обучающихся и личности в целом.

 

 

 


 



Заключение

Чтобы решить первую проблему, мы изучили понятие и сущность познавательного процесса, его функции, компоненты и базовые уровни. Исходя из этого, становиться возможно сделать вывод, что познавательный интерес представляет собой сложную взаимосвязь человека с объектами и явлениями в окружающей действительности, где выражается его стремление к всестороннему, полному и глубокому изучению этих явлений, знанию их важных и существенных свойств. Когнитивный интерес является одной из основных форм студенческой деятельности, которая стимулирует их учебную деятельность.

К основным функциям познавательного интереса относятся: образовательная, воспитывающая, развивающая, когнитивная.

Выделяют такие компоненты как;

· эмоциональный компонент;

· интеллектуальный компонент;

·  регулятивный компонент;

·  творческий компонент.

Познавательный интерес делят на основные три уровни: ниже среднего, средний уровень и выше среднего.

 Решая вторую задачу, мы раскрыли специфику развития познавательного интереса студентов художественного училища к изобразительному искусству. Сделали вывод, что работа со студентами является нелегким процессом. Поэтому, необходимо вовремя разглядеть и учитывать уровень познавательного интереса к изобразительному искусству у студентов, применять творческий потенциал, профессионализм педагога, создавать «учебную проблему», способствующих самостоятельной мыслительной деятельности студентов, а также формировать сотрудничество между студентом и преподавателем.

Решая третью задачу, состояло в разработке учебно-методического обеспечения занятия для студентов художественного училища, направленного на развитие познавательного интереса. В данном случае учебно-методическим обеспечением является план-конспект комбинированного урока на тему: «Виды орнаментов. Расположение орнаментов в композиции»

Урок начинается с ознакомлением с различными видами орнамента. Далее учащиеся приступают к практической части урока, в которой они выполняют задания самостоятельно, создают свою композицию орнамента, используя фломастеры, гуашь или цветные карандаши. В конце проводится подведение итогов занятия с закреплением полученных знаний и формулировка домашнего задания.

Решая четвертую задачу, необходимо было сформулировать методические рекомендации по организации занятий изобразительным искусством, на основе которых был создан план-конспект урока. Методические рекомендации основываются на развитие познавательного интереса студентов; развитии мотивации к учебной деятельности; создании нестандартных ситуаций на уроке также стимулирует развитие познавательного интереса; применение разнообразных форм самостоятельной работы, поскольку их сменяемость активизирует познавательную деятельность учащихся; применение творческих работ, активизирующих эмоционально - волевые и интеллектуальные психические процессы студента; использование практических работ, формирующих активность через применение знаний; внедрение проблемных ситуаций, в которых должны содержаться удивление, трудности, поиски способов их решения, что тоже стимулирует активность и самостоятельность учащихся; разработке комплексных заданий с правом выбора за студентом материалов, техник выполнения творческой работы; развитие коммуникативных способностей через обсуждения работ; организация на каждом уроке сотрудничества учеников не только с педагогом, но и со сверстниками; формировании мотивации при помощи постоянной смены обстановки; в постоянном саморазвитии педагога;

Пятая задача основана на описании анализа и оценке эффективности развития познавательных интересов у студентов. Анализ проводился на базе ГБУ ПО РМЭ «Йошкар-Олинское художественное училище». Студенты первого курса участвовали, в количестве шестнадцати человек, по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям) в возрасте от 16 до 17 лет. Форма анализа - это тест, разработанный нами на уровне развития для познавательного интереса студентов. Тест проводился дважды, в начале и в конце педагогической практики, чтобы выявить динамику уровня развития познавательного интереса.

Исходя из решенных задач, мы сделали вывод, что процесс и методы, и выбор форм обучения оказывает огромное влияние на развитие познавательного интереса обучающихся и личности в целом. Невозможно качественное образование без взаимодействия педагога и обучающихся, к обучению и воспитанию без ответственного подхода. Познавательный интерес создают основу для мотивации учебной деятельности студента, поэтому необходимо с серьезностью подходить к их развитию.

 

Список используемых источников и литературы:

1. Александров Д.В. Понятие «интерес» в современной западной социологии //Социологические исследования. 2014. №8 С.57-66.

2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. № 265, вып. 16. Психология. – Ленинград, 1959. – С. 41-60

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е издание. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 608 с.

4. Ахмедов, А. Р. Значение и роль наглядных средств обучения в учебно тренировочном процессе / А. Р. Ахмедов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1202-1204. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28429/ (дата обращения: 15.06.2020).

5. Бахтигулова, Л. Б. Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, П. Ф. Калашников. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10591-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456653 (дата обращения: 08.05.2020).

6. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР – Москва, 1955. – Вып. 73. – С.1 – 14.

7. БОЛЬШОЙ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Издательство: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Академия талантов" Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) ISSN: 2618-7310

8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст] / В.Б. Бондаревский. – Горький: Приокское книжное издательство, 1968. – 456 с

9. Бондаренко, Л.К. Формирование познавательного интереса обучающихся в кружке вышивки. - Выпускная квалификационная работа. – Бийск, 2018 – 76с

10. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] // А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. – 196 с.

11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 2016. – 538 с.

12. Гусейнов, А.З. Турчин, Г.Д. Я.А. Коменский – классик научной педагогики. – Учебное пособие. – Саратов, 2015.- 69с.

13. Гусейнов, А.З. Турчин, Г.Д. Я.А. Коменский – классик научной педагогики. – Учебное пособие. – Саратов, 2015.- 69 с.

14. Додонов Б. И. О сущности интересов и подходе к их исследованию // Советская педагогика. — 1971. — № 9. — С. 72-82.

15. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

16. Каптерев П.Ф. "Антология гуманной педагогики", 2001 г., С. 224

17. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.

18. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с. (Б-ка учителя).

19. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08553-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452027 (дата обращения: 08.05.2020)

20. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11391-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456535 (дата обращения: 08.05.2020).

21. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09036-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450161 (дата обращения: 08.05.2020).

22. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09036-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450161 (дата обращения: 08.05.2020).

23. Куцебо, Г. И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение: учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07423-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452095 (дата обращения: 08.05.2020).

24. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10290-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456527 (дата обращения: 08.05.2020).

25. Литранович, Ж.Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] / Ж.Т. Литранович, В.Д. Землянова // Педагогический альманах. – 2002. – № 1. – С. 94-99

26. Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1-2. СПб, 1834. Ч. 1. 486 стр. Ч. 2. 522 стр.

27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Дрофа, 2001. – 306 с.

28. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С. 16-20.

29. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу. – М.: Педагогическое общество России. – 2004. – 57 с

30. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 246 с.

31. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

32. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09311-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454155 (дата обращения: 08.05.2020).

33. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для СПО// под общ. ред. В. И. Блинова. – М.: Юрайт, 2017. — 374 с.

34. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00151-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453506 (дата обращения: 08.05.2020).

35. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для СПО// под общ. ред. В. И. Блинова. – М.: Юрайт, 2017. — 353 с.

36. Редченко, И.М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности [Текст] / И.М. Редченко, О.В. 59 Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.

37. Редченко, И.М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности [Текст] / И.М. Редченко, О.В. 59 Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.

38.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.

39. Рыбальченко, Т. Л. Анализ художественного текста для педагогических вузов: учебник и практикум для вузов / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12436-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447480 (дата обращения: 08.05.2020).

40. Садыкова Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности. Воронеж, 2004. – 217 с

41. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

42.  Сластенин В.А. Педагогика. – М: Академия, 2014. – 608 с

43. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

44. Телеева, Е.В Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. заведений / Е.В. Телеева, Л.П. Качалова, Д.В. Качалов. – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 220 с.

45. Узнадзе Д. Н. У34 Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). ISBN 5-469-00020-6 Фундаментальный учебник, принадлежащий одному из классиков психологии XX века и ранее не переводившийся на русский язык. Психологам, историкам науки.

46. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 284 с. — Серия: Антология мысли. ISBN 978-5-534-02882-9

47. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2, 1994. № 1-2 87-88 с.

48. Шонин М. Ю. О формировании познавательного интереса в процессе обучения [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2017, №1. URL: http://journals.mosgu.ru/ ggz/article/view/446 (дата обращения: 20.04.2020.). DOI: 10.17805/ggz.2017.1.3.

49. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с

50. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2014. - 176 с.

51. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: