Методические рекомендации по развитию познавательного интереса студентов на занятиях по изобразительному искусству

Важнейшую роль играет изобразительное искусство в жизни человека. Оно позволяет выявлять и развивать творческие способности посредством творческого изучения природы, окружающей среды, пропорций и конструкции предметов. Чтобы качественно развить познавательный интерес учащихся и улучшить учебный процесс, необходимо разработать стратегии организации творческой деятельности.

Деятельность в области искусства должна обеспечивать развитие эстетического вкуса, формирование устойчивого интереса к творчеству, развитие познавательных интересов, формирование позитивного отношения к культурному наследию и их сохранение. [16]

1. Осознание значимости изучаемого материала. Воспитание положительной мотивации к обучению во многом зависит от содержания обучения, однако это не всегда и не происходит автоматически. Само по себе содержание обучения, информация, изучаемая деятельность вне потребностей учащегося не имеют для него мотивационной ценности. Импульс для продолжения дает только тот материал, который отвечает потребностям учащихся. Поэтому, давая урок, преподавателю необходимо прежде всего дать четкое представление  учащимся, почему ему они должны изучать эту часть программы, зачем она им,  что они будут изучать и осваивать, каковы образовательные задачи и конечная цель.

С точки зрения влияния на развитие познавательных положительных мотиваций основа учебного материала должна основываться на знаниях и опыте обучающихся, дать стимул для их умственных усилий, обладать эмоциональной эффективностью и быть информативным. [42]

Информационно бедный материал мотивационным эффектом не обладает. Новое в знаниях должно характеризовать знакомые объекты с новых сторон, с новых точек зрения, показывать, что одного только жизненного или производственного опыта совершенно недостаточно для глубокого овладения профессией. Особенно важно это при показе значимости теоретических знаний для будущего рабочего.

2. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем того, что их способности к художественному творчеству и развитие интереса к нему просыпаются. И развитие интереса к творчеству для каждого человека возможно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому ведущим направлением обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства является развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности учащихся, освоение ими методов и способов эстетического и художественного узнавания мира через музыку, искусство, технологию.

3. Не менее важны комплексные задания, основанные на свободе учащегося выбирать конкретную тему. Умение выбирать самостоятельно материалы, придумывать сюжет, выбирать средства художественного выражения, с учетом своего замысла, создавать композиции - все это позволяет преподавателю определять уровень развития и достижения каждого учащегося. [41]

4. Ввиду опережающего развития общества и технологий, использование информационных и коммуникационных технологий, а именно электронных информационных и справочных материалов, электронных иллюстраций, аудио- и видеоматериалов, доступа в Интернет для посещения сайтов художественных галерей по всему миру. являются обязательным условием. [18]

5. Навыки общения необходимы во всех сферах жизни человека – а значит они не менее важны. Активное развитие коммуникативных способностей происходит, к примеру, в процессе игровых ситуаций, когда каждый участник берет на себя определенную роль - персонажи на сцене могут быть художником, любителем искусства, критиком, зрителем и другими. Аналогично игровой ситуации, выставка готовых индивидуальных работ учащихся будет более реальной. Создание таких ситуаций позволит учащимся активно вжиться в роли, обсуждать плюсы и минусы с коллективом, сравнивать, обсуждать художественные характеристики произведений, отстаивать свою точку зрения, принимать решения.

6. Учитель должен привнести разнообразие, чтобы не потерять интерес к урокам. Стандартные занятия в «четырех стенах» одного и того же плана могут быстро надоесть учащимся,да и самому педагогу. Чтобы сформировать повышенный интерес, необходимо периодически изменять привычную обстановку. Изменение обстановки или организации занятий положительно влияет на активность учащихся, способствует развитию творческого потенциала. Варианты для разных форм могут быть:

- прогулки по парку; уроки рисования на открытом воздухе, которые помогут восприятию природных объектов, умению воспринимать гармонию между человеком и природой, выражать свое отношение к ней художественными средствами;

- посещение музеев и современных выставок, что позволяет студентам рассуждать о современном искусстве, сравнивать его с народными традициями;

- ролевая игра, как уже упоминалось выше, развивает воображение;

- викторина, импровизация или мозговой штурм, здесь нужно быстро реагировать на поставленные задачи, ученики должны разделиться на команды и в течение определенного времени выполнить задание учителя и проявить свои творческие способности;

- конкурсы; ученики тоже делятся на команды, но сейчас основной формой является опрос в форме соревновательной игры;

- знакомство с нетрадиционными техниками: нитография, техника эбру, точечная роспись, роспись воском, соляная роспись, роспись песком и т. д., а также использование музыки в классе.

7. Преподаватель должен развиваться сам, и развивать учащихся.. Он должен быть ярким и главным примером для своих учеников. Из-за огромного количества информации, нетрудно заниматься самообразованием в любой области. Поэтому необходимо постоянно изучать современные виды деятельности, которые могут быть направлены на учебный процесс. Интересным методом, например, является сочетание древних традиций с современными тенденциями и материалами. [15]

8. Занятия по искусству наполнены потрясающим творчеством. Занятия предлагают много возможностей для самовыражения и развития навыков.

В сочетании с другими учебными предметами они оказывают заметное влияние на развитие ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать, прекрасное в жизни, в искусстве, стремление создавать прекрасное само, ценить прекрасное в окружающих предметах. Эмоционально позитивное решение для творчества способствует успешному решению образовательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно-прикладным искусством.

9. Другим вариантом мотивации является конкуренция. Но вы должны быть осторожны с этим, и здесь важен индивидуальный подход - на занятия художественно-творческой деятельностью как правило, это те, кто хочет сознательно участвовать в творчестве и творческой деятельности. Творческая деятельность очень хорошо способствует развитию потенциала, но, к сожалению, не каждый учащийся уверен в своих силах и уверен в себе. Конкуренция может мотивировать только тех, кто об этом спокоен.

Существует несколько типов людей и их отношение к конкуренции:

- люди, которые боятся конкуренцию;

- люди, которые не любят конкуренцию из-за возможности поражения, но она их способна мотивировать;

- люди, которые положительно относятся к конкуренции, так как она помогает им развиваться и двигаться дальше;

- люди с завышенной самооценкой, которым не нужны конкуренты, смысл их продвижения во внутренней мотивации.

Отсюда следует, что конкуренция «устраняет» слабых и не является не обходимой для сильных и уверенных в себе. Задача преподавателя - найти среди других учеников слабые их места и заставить их поверить в себя. Важно научить их наблюдать за своими достижениями, проявлять усердие, не терять веры в себя и хвалить. [36]

Фактически это поможет развитию людей от первой до последней категории. В то время, когда уверенность в себе не ниже среднего, а конкуренция все еще присутствует и значительна, вы можете позволить конкуренту подняться выше, это создаст новую возможность для саморазвития. На последнем этапе человек больше не смотрит вокруг, не ищет дефектов в себе. Он уже знает, чего он достиг, чего ему необходимо достичь, и для развития ему не нужен никто, кроме него самого.

В дополнение ко всему вышесказанному, преподаватель не должен забывать вносить новизну в учебный процесс. Например, при изучении народных традиций в искусстве предложите учащимся внести свой собственный метод исполнения в разработку своего изделия.

Стимулирование самостоятельной деятельности является важной частью педагогического процесса. Согласно заявлению В.А. Сластениной в самостоятельной деятельности студентов имеет несколько значений:

- играет роль в дальнейшем развитии и влияет на формирование личности;

- стимулирует мыслительные процессы, являющиеся источниками интеллектуальной деятельности;

- направляет творческие силы на поиск и решение познавательных задач;

- усиливает качество знаний;

- действует как условие для самостоятельного изучения;

- это первый показатель устойчивости, решимости и осведомленности. [42]

10. Создайте систему занятий таким образом, чтобы учащиеся могли мыслить свободно, творчески, много делать своими руками, предлагать инновационные решения, быть свободными в своей работе и не бояться нового и неожиданного. При внеклассных мероприятиях есть выбор: много возможностей для разных решений по этому предмету. Выбор создает успех студента, это выбор, который играет роль в самовыражении студента.

11. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности студента является основной предпосылкой формирования познавательного интереса и развития личности студента в образовательном процессе. Это условие связывает весь комплекс обучающих функций - воспитательных, развивающих, обучающих и оказывает прямое и косвенное влияние на интерес. Это следует четвертому важному условию, которое оказывает благотворное влияние на интерес и на человека в целом. [43]

12. Благоприятное общение в учебном процессе. К этой группе условий относятся отношения «ученик-учитель», «ученик-родители и близкие», «ученик-коллектив». К этому необходимо добавить некоторые индивидуальные характеристики самого ученика, опыт успеха и неудачи, его склонность, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может влиять на интересы студента, как положительно, так и отрицательно. Все эти отношения, особенно отношения учителя и ученика, контролируются учителем. Его требовательное, но заботливое отношение к ученику, его страсть к предмету и желание подчеркнуть его большое значение - определяет отношение ученика к изучению этого предмета. Эта группа условий сопровождается способностями студента, а также успехом, которого он достигает в результате настойчивости и настойчивости. [41]

13. Презентация учебных материалов на основе создания проблемных ситуаций, которые побуждают учащихся преодолевать трудности, а также с использованием заданий, которые развивают способность учащихся самостоятельно получать новую информацию для решения задач с использованием когнитивных вопросов.

14. Создайте атмосферу доверительного общения, основанную на позитивном отношении преподавателя к учащимся, их познавательным вопросам во время их постановки, одобрительной оценки их деятельности, действиях, адресованных преподавателю (сомнения, возражения, признаки трудностей, просьба о помощи).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: