«Нужен ли людям воздух?»
Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.
Каждый ребенок может положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается—так осуществляется дыхание: вдох (человек вдыхает чистый воздух) и выдох (выдыхается углекислый газ). Предложить детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали? Что испытали? Где воздух более свежий: в группе или на улице, в спальне или на улице? Почему?
Вывод: для жизни человеку необходим чистый воздух.
«Вкус воды».
Цель: выяснить, имеет ли вода вкус. Материалы: четыре сосуда с водой: в первом — подсоленная; во втором — подслащенная; в третьем — подкисленная (лимон); в четвертом — обычная вода
Детям предлагается попробовать воду на вкус из каждого стакана.
|
Вывод: обычная вода вкуса не имеет.
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
|
|
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
• Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
• Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
• Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.
• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?
(с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)
|
|
Подведение детей к пониманию причин возникновения звука: колебание
«Почему все звучит?»
Цель:, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание.
• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слы
шим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изоб
разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
«Определение чистоты воздуха».
Цель: выявить, можно ли определить чистоту воздуха, и выяснить, как чистота воздуха влияет на наше здоровье.
Материал: зеркало.
Взрослый предлагает детям внимательно всмотреться в отраженный от зеркальной поверхности луч света (рис. 8). Понаблюдать за тем, что в нем находится, какие мельчайшие частицы. (Пыль.) Что необходимо делать, чтобы пыли было меньше? (Чтобы меньше было пыли.Чтобы воздух был чистым, необходимо чаще делать уборку в помещении, вытирать пыль влажной тряпочкой, мыть полы, проветривать комнаты. Это надо делать потому, что грязный воздух попадает нам в легкие, мы им дышим.)
Вывод: чистота воздуха — залог нашего здоровья.
«Глаза в темноте».
Цель: продемонстрировать, как изменяется величина зрачков человека, в зависимости от освещения.
Материал: зеркало.
Предложить детям посмотреть в зеркало и постараться запомнить, какого размера их зрачок, когда света много. Создать условия, когда света в комнате очень мало.Предложить детям посмотреть на свои зрачки. Как они изменились?
Вывод: в темноте зрачки становятся больше. Зрачок ловит солнечный свет, чем он больше, тем больше света он может поймать.
«Рукам своим не верю»
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?