Увидеть, услышать, почувствовать».
Цель: закрепить знания о свойствах воздуха.
Материал: емкость с водой, камешки, деревянные бруски, воздушные шары, веера и т. д.
1.Дети рассматривают твердые предметы, по очереди
но бросают их в воду, наблюдают за выделением воздушных
пузырьков. Обсуждают, что это. (Воздух.) Откуда он взялся?
(Вода вытеснила воздух.) Рассматривают, что изменилось в предметах.
{Намокли.)
Вывод: воздух можно увидеть.
2.Взрослый потихоньку выпускает воздух из шара. Дети слушают его шипение,
подставляют руку под струю выходящего воздуха. Затем взрослый просит детей помахать веерами у лица
спрашивает об ощущениях.
Вывод: движение воздуха можно услышать, почувствовать.
«При солнышке- тепло, при матушке- добро» (Путь солнца по небу).
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.
Материал: картонный круг; кусочек пластилина, карандаш.
|
|
Изготовить самодельные солнечные часы. В середине большого картонного круга прилепить пластилин и воткнуть в него карандаш. Положить круг на солнечное место и отмечать на нем положение, которое займет тень от карандаша, каждый час
Вывод: положение солнца на небосводе меняется.
«Помогаем маме на кухне»
«Что такое пар?»
Цель: продемонстрировать, как вода может превращаться в пар.
Материал: электрочайник, стекло. 1. Вскипятить воду в электрочайнике, проследить, как из носика чайника идет пар Он белый, легкий, поднимается вверх. Больше всего пара выделяется тогда, когда вода кипит. Если в чайнике долго кипятить воду, она может вся испариться.
Вывод: при нагревании вода превращается в пар.
Рис. 26 |
2. К струе пара поднести холодное стекло. Что произошло со стеклом? (На стекле образовались капельки воды.) Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.
Вывод: при охлаждении пар превращается в капельки воды, т. е. конденсируется.
«Всегда ли можно увидеть пар?»
Цель: познакомить с процессом испарения воды. Материал: прозрачная банка, темная полоска для отметки уровня воды. Налить в прозрачную банку наполовину холодной воды, отметить яркой полоской уровень воды. На протяжении 2—3-х дней наблюдать,
будет ли она испаряться. (Появляется ли над ней пар?) Через 2—3 дня рассмотреть банку с водой. По темной полоске можно заметить, что воды стало меньше
Вывод: вода выпарилась (превратилась в пар), потому что в группе тепло; она выпарилась медленно, поэтому пара никто не видел; пар — это газообразное состояние воды.
«Волшебное сито»
|
|
Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.
Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки.
Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей гор манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показы вает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежит cит о? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
Красная Шапочка рассматривает очищенную манку,
благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые
просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков
отделить песок от камешков? Дети самостоятельно
просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.