«Могут ли животные жить в земле?»
Цель: выяснить, есть ли в почве необходимые для жизни живых организмов вещества.
Материал: почва, металлическая тарелка, спиртовка, стекло или зеркало, емкость с водой.
Напомнить о том, что в почве обитает множество «жильцов» (дождевые черви, кроты, жуки и т. д.). Как и все животные, они дышат воздухом. Проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Нагреть почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над ней охлажденное стекло. Через некоторое время на нем появятся капельки воды. Нагреть почву и по запаху определить наличие органических веществ (сухих листьев, останков жуков и т. д.).
Вывод: животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.
«Какая почва лучше?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Материал: семена овощей (огурцов, фасоли, гороха), емкости с прогретой и холодной почвой (емкости пометить условными обозначениями).
|
|
Посадить одинаковые семена в емкости с прогретой и холодной почвой. Следить, где раньше появятся ростки.
Вывод: семечко, посаженное в теплую почву, прорастет раньше
«Свет и тепло в жизни растений».
Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.
Материал: четыре листа герани помещаются в стаканчиках с водой.
Два одинаковых листа находятся в разных условиях: один — на освещенном подоконнике, другой — в темноте (например, в шкафу). Два следующих листа, соответственно, помещаем в тепло и холод. Через 3—4 дня дети наблюдают за изменениями, происходящими с листами
Выводы: растения без света и тепла погибают.
«Всасывание воды»
Цель: выявить, как растение всасывает воду.
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
«Почему на насекомых не обрушивается песок, когда они роют норки?»(Своды и тоннели)
Цель: познакомить детей со сводами и тоннелями.
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой.
Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.