Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи аналитической химии. Качественный и количественный анализ.
2. Основные понятия качественного анализа: а) аналитические реакции; б) реагент (реактив); в) дробный и систематический метод анализа; г) макро-, микро-, полумикроанализ; д) способы выполнения аналитических реакций.
3. Методы количественного анализа. Классификация методов количественного анализа.
4. Закон эквивалентов. Основные понятия объемного (титриметрического) анализа: а) рабочий раствор (титрант); б) исходные вещества, требования к ним; в) анализируемый раствор; г) титрование; д) точка эквивалентности, точка нейтрализации; е) конец титрования.
5. Индикаторы, выбор индикатора. Понятие о кривых титрования, их анализе.
6. Метод нейтрализации. Основные реакции метода. Алкалиметрия и ацидиметрия. Техника выполнения метода алкалиметрии.
7. Значение методов качественного и количественного анализа в медицине и других областях практической деятельности (санитарно-гигиенической практике).

4. Выполнить тестовые задания (письменно):

1.   Какие методы используются при проведении количественного анализа:
  А окрашивание пламени
  В метод парообразования
  С спектрофотометрия
  D метод нейтрализации
     
2.   Какой из представленных реагентов можно использовать для качественного определения ионов Cu2+ ?
  А NH4OH
  В NaCl
  С KNO3
  D FeCl3
     
3.   Аналитические реакции между электролитами записывают:
  А только в ионном виде
  В в ионном виде только слабые электролиты
  С слабые электролиты и малодиссоциированные вещества в молекулярном виде.
  D только в молекулярном виде
     
4.   Какая реакция является качественной на ионы СO32-?
  А с ионами Ва2+
  В с ионами Fe2+
  С с ионами Na+
  D с ионами Ca2+
     
5.   Ионы натрия окрашивают бесцветное пламя горелки в:
  А красный цвет
  В желтый цвет
  С фиолетовый цвет
  D зелёный цвет
     
6.   Ионы Рb2+ в растворе можно определить в присутствии ионов:
  А SO42-
  В Clˉ
  С  I-
  D NO3-
     
7.   Осадок какого цвета выпадает в реакции Ba2+ + SO42-  ® BaSO4¯
  А черный
  В желтый
  С белый кристаллический
  D белый творожистый
     
8.   Как называется анион SСN-?
  А сульфат – ион
  В роданид – ион
  С тиосульфат – ион
  D сульфит – ион
     
9.   Бромид и иодид серебра окрашены соответственно в:
  А бледно-жёлтый и жёлтый цвет
  В жёлтый и черный цвет
  С бледно-жёлтый и белый цвет
  D голубой и белый цвет
     
10.   Соли кальция окрашивают пламя горелки в:
  А насыщенный желтый цвет
  В кирпично – красный цвет
  С желтовато – зеленый цвет
  D светло – фиолетовый цвет
     
11.   На какой анион третьей группы реакция с солями железа (III) является качественной:
  А NO3-
  В Cl-
  С SCN-
  D SO32-
     
12.   Какой закон используют для расчётов в объёмном анализе?
  А Закон Авогадро
  В Закон эквивалентов
  С Закон постоянства состава
  D Закон перехода количества в качество
     
13.   Чему равны эквивалентные массы H2SO4 и КOH?
  А 98 и 56
  В 49 и 28
  С 49 и 112
  D 98 и 40
     
14.   Как изменится окраска индикатора фенолфталеина в щелочной среде?
  А С бесцветной на желтую
  В С бесцветной на малиновую
  С С бесцветной на красную
  D С бесцветной на фиолетовую
     
15.   Какой раствор является стандартным?
  А Раствор с точно известной концентрацией
  В Раствор, концентрацию активного вещества которого надо установить
  С Раствор, содержащий определенную массовую долю растворённого вещества
  D Раствор, не содержащий активного вещества
     
16.   Каким методом определяют концентрацию раствора КОН:
  А алкалиметрией
  В ацидиметрией
   С методом осаждения
  D оксидиметрией
     
17.   Для определения кислотности желудочного сока в качестве титранта следует применить:
  А I2
  В KI
  С KOH
  D НСl
     
18.   Метод анализа, к которому относится титрование по реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3
   А Осадительное титрование
  В Кислотно-основное титрование
  С Комплексонометрия
  D Оксидиметрия
     
19.   Объем рабочего раствора, потраченного на реакцию с исследуемым раствором, определяют с помощью:
  А пипетки
  В бюретки
  С мерного цилиндра
  D мерной колбы
     
20.   Какие вещества используются в методе нейтрализации в качестве исходных?
  А NaOH, HCl
  В Na2CO3, HCl
  С NH3, H2O
  D BaCl2, H2SO4

5. Ситуационные задачи:

Текст задания:
1. Написать уравнения качественных реакций на ионы меди и хлора в растворе CuCl2 и определить признаки их прохождения.
2. Для титрования 10 мл анализируемого раствора гидроксида калия методом ацидиметрии израсходовано 16 мл раствора серной кислоты, с молярной концентрацией эквивалента 0,05 н. Рассчитать молярную концентрацию эквивалента гидроксида калия.
3. На титрование 25 мл раствора FeSO4 в кислой среде израсходовано 12,5 мл раствора КМnО4 с Сf(КМnО4) = 0,01 моль/л. Рассчитать массу FeSO4 в растворе.
Эталоны ответов:
1. Качественная реакция на ион Cu2+: CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2¯ + 2NaCl (молекулярное уравнение)                                                      голубой Cu2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- → Cu(OH)2¯ + 2Na+ + 2Cl- (полное ионное уравнение) Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2¯ (сокращенное ионное уравнение) Качественная реакция на ион Cl-: CuCl2 + 2AgNO3 → 2AgCl¯ + Cu(NO3)2 (молекулярное уравнение)                                                        белый Cu2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- → 2AgCl¯ + Cu2+ + 2NO3- (полное ионное уравнение) Cl- + Ag+ → AgCl¯ сокращенное ионное уравнение)  
2. Þ  
3. Находим Сf раствора FeSO4 Þ Массу FeSO4 находим по формуле:

     

6. Задачи для самостоятельного решения (выполнить письменно):

1. Написать уравнения качественных реакций на ион аммония и карбонат-ион в растворе (NH4)2СO3 и определить признаки их прохождения.  
2. На титрование 50 мл раствора NaOН затрачено 35 мл раствора HCl с Сf(HCl) = 0,5 моль/л. Рассчитать массу NaОН в растворе.  
3. На титрование 20 мл анализируемого раствора уксусной кислоты методом алкалиметрии израсходовано 25 мл раствора гидроксида натрия, с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л. Рассчитать молярную концентрацию эквивалента уксусной кислоты в растворе.  

 

7. Вспомогательные материалы по самоподготовке:

Аналитическая химия наука о методах и приемах определения качественного и количественного химического состава веществ или их смесей.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Качественный анализ Количественный анализ
определение (открытие) химических элементов, ионов, атомов, атомных групп, молекул в анализируемом веществе, смеси веществ. определение количественного состава вещества т.е. установление количества химических элементов, ионов, атомов, атомных групп, молекул в анализируемом веществе, смеси веществ.

Качественный анализ

Систематический (разделение смеси ионов на аналитические группы катионов и анионов) Дробный (открытие каждого иона без предварительного разделения на ионы)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: