Тема 8. Христианская символика

В античном обществе слово "символ" означало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, а также условный знак, показывающий принадлежность к той или иной профессионально-религиозной группировке, и документы на осуществление того или иного своего правя. В христианской символике легко обнаруживаются заимствования и) древневосточной и греческой мифологии. Так петух, будучи греческим символом воинственного духа, стал обозначать бодрость и верность Христу, голубь - невинность и кротость в древнем мире, в христианской интерпретации олицетворяет Святой Дух; египетский символ воскресения рыба, в богословской интерпретации - символ самого Христа (первые буквы обращения "Иисус Христос Богосын Спаситель" по-гречески образуют слово "рыба"); якорь христианством принят в греко-римском значении надежды и спасения; павлин и морская раковина стали означать бессмертие...

Свое символическое значение имели не только предметы, но и цвет. Белый - символ жизни, победы над смертью. Золотой - очищение страданиям. Желтый - предательство и измена. Красный - огонь веры, кровь, пролитая во спасение мира. Пурпур - царственность Красно-пурпурный цвет означает строгость веры, а пурпурно-синий - чистую совесть. Рыжий цвет, образующийся из красного и черного, - признак ада. Черный цвет - страдание, траур. Синий цвет напоминал о небесном. Зеленый - символ юности, возрождения и надежды.

Не менее важное место Иоанн Дамаскин и Филон Александрийский пи и символике чисел. Единица - нечто божественное, что может существовать независимо от других чисел. Двойка - сочетание божественной и человеческой сути Христа. Тройка - божественная сущность Троицы. Четверка - нераздельность божественного действия, полнота сотворением мира (четыре времени года, четыре стороны света, четыре стихии и т.д.). Пять - число ран Христа. Шестерка - звезда, воссиявшая над местом рождения Иисуса. Семерка, складывающаяся из тройки и четверки, - символ бoгa и человека. Восьмерка - высшая разумная сила. Девятка - развернутая в бытие Троица, триада триад, возведенное в квадрат число Десять - совершенство, полнота, потому что состоит из сложения семерки и тройки. И, наконец, двенадцать - число, обозначающее особое избранничество (12 колен иудеев, 12 апостолов).

Эта символика легла в основу христианского искусства. Прежде всего, в храмовой архитектуре. В крестово-купольном храме символизирующий спасение крест как бы вписывается в круг, обозначающий бесконечность и бессмертие. Поскольку храм считался мистическим ковчегом, в котором спасаются верующие от греховного потопа, он дополнялся высокой "мачтой" - колокольней. Купола, посаженные на "шейки", напоминали своей внешностью свечи, устремленные язычками пламени к небу: восковая же свеча - символ святого горения, образец жизни для верующего, отдающего себя служению Богу до конца, без остатка. Трехнефное деление храма напоминало о троичности Бога.

Внутри храм означал мир Божий, где пришедших в него со всех сторон окружали святые, глядящие на верующих с икон. Пройдя через трапезую, место, где разрешалось принимать пищу, попадаешь в храмовый зал, отделяющийся от алтаря иконостасом - стекой, состоящей из икон. Иконостас - своеобразная иллюстрация к истории человечества. В центре него - царские врата, через которые во время богослужения исходит невидимо сам Иисус Христос. Это еще и своеобразный символ врат в царство Небесное. Справа от них - образ Богородицы, слева - Иисуса Христа, непосредственно к которому примыкает храмовая икона - изображение того, в честь которого освящен храм.

Нижний ярус иконостаса называется местным чином. В нем размещены иконы, особо почитающиеся в местном крае. Второй ярус - праздничный чаш, в котором расположены иконы с изображением важнейших Евангельских событий: Рождество Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Вход Господень в Иерусалим и т. д. Третий ярус - деисусный чин. В центре его изображение Христа, восседающего на троне, а справа и слева от него - изображения апостолов, предстоящих в молении. По-гречески "предстояние" - "деисус", отсюда название ряда. Четвертый ярус, в центре которого Богородица, а справа и слева от нее - пророки, предсказавшие рождение Христа, так и называется - пророческий чин. Пятый ярус - праотеческий чин. В центре - образ Бога-Отца, справа и слева от которого расположены иконы с изображением праотцов, начиная с Адама. Наконец, шестой ярус страстной чин. В нем изображение страстей (страданий) Иисуса Христа в последние дни перед распятием. Завершается иконостас - Крестом или фигурой Христа. Конечно, не все храмы могут позволить иметь высокие иконостасы. Чаще всего в иконостасе - два-три яруса.

Иконы пишутся в особых традициях, установленных церковью. Огромное значение в них играет цветовая символика и символика предметов.

Кроме того, в жизни православного христианская символика зачастую переходила и в бытовое поведение. Так, скажем, вера в то, что на правом плече располагается ангел-хранитель, а на левом - искуситель, заставляет нас до сих пор осторожности ради плевать через левое плечо, тем самым разрушая злые козни. Или убежденность в разделении мира на верхнюю - божественно-чистую - часть и нижнюю - бесовскую, выразившуюся в непременном ношении пояса-границы, породила выражение "распоясался- - нарушил грань и выпустил наружу злые силы. Хлеб - символ Христа и соль - символ его учения подаются также на полотенце, подчеркивающем чистоту символов, их принадлежность к верхней части. Стол - символ протянутой руки Богородицы, дающей нам Сына Божиего - хлеб, как символ Христа, а потому стучать по столу - совершать кощунство. И так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: