Начальник штаба по делам ГЗ предприятия является основным организатором работы на объекте по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Он подчиняется начальнику ГЗ – председателю КЧС объекта и является его заместителем, а также заместителем председателя КЧС. Он имеет право от имени начальника ГЗ, председателя КЧС объекта отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГЗ, Ему подчиняются личный состав штаба.
Начальник штаба отвечает за разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и плана ГЗ, плана эвакуации, обеспечение готовности НАСФ к действиям по предназначению, организацию согласованной работы КЧС, штаба по делам ГЗ, служб ГЗ, эвакуационной комиссии объекта по выполнению мероприятий в установленные сроки.
Штаб по делам ГЗ объекта как постоянно действующий орган управления в звене территориальной подсистемы РСЧС субъекта федерации предназначен для организации и непосредственным руководством мероприятиями по защите персонала и материальных ценностей объекта (организации) от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного времени, при ведении военных действий или вследствие этих действий.
|
|
На крупных объектах в состав штаба ГЗ входят штатные работники структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и должностные лица, не освобождаемые от их основных обязанностей.
Численность штатных работников штаба определяется руководителем ведомства, в подчинении которого находится объект, в соответствии с постановлением Правительства от 10 июля 1999 г. №782 (раздел 1,2,8).
Штаб по делам ГЗ объекта от лица начальника ГЗ (руководителя) объекта (организации) решает следующие задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
-планирование и осуществление мероприятий по защите рабочих и служащих основных производственных фондов, сырья и других материальных и техногенного характера, воздействия различных средств поражения;
-разработка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны;
-проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования производства в мирное и военное время;
-создание, оснащение и поддержание в готовности сил и средств звена территориальной подсистемы РСЧС, гражданских организаций гражданской обороны, организация подготовки личного состава;
-организация накопления, хранения и подержания в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;
|
|
-осуществление обучения по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных домах;
-организация и поддержание в постоянной готовности локальных и объектовых систем оповещения;
-создание необходимых условий персоналу объекта для выполнения обязанностей по гражданской обороне.
Система связи и оповещения включает:
-средства связи;
-дежурно-диспетчерскую связь;
-оповещения (внутриобъектовую, локальную);
-автоматизированную связь.
Пункты управления (ЦУ в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения, техническими средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации.
Пункты управления (как правило, функционируют при возникновении ЧС) – основной и запасной.
Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывное управление рисками на предприятии.
Основными задачами связи являются:
-оповещение руководящего состава, штаба и начальников служб гражданской защиты персонала объекта и населения о рисках (авариях);
-обеспечение своевременного доведения приказов (приказаний) распоряжений до сил и средств объекта в различных режимах его функционирования;
-доведение информации и распоряжений до персонала и населения о порядке их действий при возникновении аварий на объекте;
-обеспечение своевременности докладов в вышестоящие инстанции о ходе ликвидации аварии.
Для выполнения этих задач на предприятиях используется производственная связь и дополнительно создается система гражданской защиты. Кроме того, создаются локальные системы оповещения для предупреждения рабочих, служащих объектов и населения, проживающего в максимально возможной зоне действия поражающих факторов источника аварии, с целью обеспечения своевременного проведения комплекса мероприятий по их защите.
Локальные системы оповещения обычно создаются путем использования технических средств территориальных и объектовых систем оповещения. На рабочем месте дежурного диспетчера и на пункте управления объекта устанавливаются по два пульта: один – местного оповещения; второй – для оповещения вблизи расположенных к объекту населенных пунктов и доведения сигналов до вышестоящих органов.