Материалы для срс

Глава III. Еврипид (ок. 480г. - 406г. до н.э.)

Еврипид, третий из великих трагиков, не менее знаменитый, но не очень ценимый современниками, родился на острове Саламин, где сражался когда-то Эсхил. Он застал расцвет Афин и оказался свидетелем упадка еще сильной рабовладельческой республики, основы которой начала подрывать длительная Пелопоннесская война. Еврипид не был обделен творческим талантом, ему принадлежат более 90 трагедий, до наших дней дошли большие фрагменты и полностью 17 произведений. В них отразились те изменения, что происходили беспрерывно на протяжении многих лет, изменяя политико-социальную сторону привычной афинянам жизни. Еврипид, в отличие от Софокла, был дружен с софистами, разделял их взгляды на мир, природу вещей, близко общался с Анаксагором. Влияние философов сказалось в его творчестве в непочтительном отношении к принятой мифологии и богам, хотя новый драматург признавал существование единого божественного разума, управляющего всем миром, космосом. Например, в трагедии «Геракл» Зевс неразумно беспощадный, жестокий, Гера мстительна, ведома злобой к Гераклу, Аполлон в «Оресте» лишен традиционной пышности и величия, Афродита в «Ипполите» полна небожественной низости. Существует легенда, по которой в могилу драматурга после его смерти ударила молния. Потомки восприняли это как наказание за насмешливое, дерзкое отношение к богам. Самостоятелен был Еврипид и в вопросах творческих, не признавая авторитетов, в том числе Софокла, возлагая разрешение различных споров только на силу искусства.

Во многих произведениях Еврипид отстаивает прогрессивные взгляды на человеческое общество, государство. Он ратует за демократическое государственное устройство, править которым способны люди просвещенные. В трагедиях Еврипид рассуждает о мире и разрушительной силе войны, превратностях судьбы, изменяющих в корне привычную жизнь, думает о свободе и независимости личности, первым выдвигает вопрос о чести и достоинстве женщины, ее равных правах с мужами, размышляет о невозможности смирить разум со страстностью человеческой души.

Произведения драматурга можно разделить по художественному содержанию и замыслу на отдельные группы: антивоенные, патриотичные «Гераклиды», «Просительницы», «Андромаха», «Орест», «Гекуба», «Троянки», «Финикиянки»; социально-бытовые «Алкеста», «Елена», «Ион»; и (в чем проявилась художественная особенность Еврипида) психологические трагедии «Медея», «Ипполит».

Трагик создает образы известных героев как обыкновенных людей. В изображении людей Еврипид избегает идеализации, авторское внимание сосредоточено на естественности - на чувствах. У Софокла драматическое действие движется противостоянием полярных личностей, в творчестве Еврипида трагический конфликт берет начало именно из глубин человеческой природы и заключается в изображении внутренней душевной борьбы. Трагик заостряет внимание на конфликте героя с самим собой, обращаясь к современному распространенному философскому понятию о человеке «как мере всех вещей» (Протагор). С точки зрения Аристотеля, у Еврипида люди «такие, какие они есть» на самом деле - без прикрас, героики. Главное в том, что он создает не статичные характеры, а диалектические.

Как и предшественники, Еврипид использует мифологический сюжет для раскрытия драматичности жизненных ситуаций, проблем, близких и знакомых ему. В соответствии с художественными идеями он вносит свое, отличимое представление, например, о герое или каких-то обстоятельствах. В его произведениях показываются ранее не доступные греческому театру сцены любовного страдания, недомогания, болезни и даже смерти. При всей своей приверженности к правдивости изображения, в трагедиях Еврипид допускает нарушение действия в финальном акте искусственным разрешением - вмешательством богов. Так Медея, спасенная богом Гелиосом, уносится прочь с мертвыми детьми на его колеснице или Артемида раскрывает Тесею глаза о невиновности сына, что Ипполит был оклеветан Федрой. Подобная концовка трагедии в античном театре называется deus ex machina («бог из машины»). Нелогическая развязка действия трагедии позволяла автору выйти из непростых ситуаций.

Еврипид в интересах природы конфликта, внутреннего мира человека отходит или почти отказывается от активной роли хора в разрешении конфликта. Партии хора близки к самостоятельным лирическим песням. Еврипид вкладывает большое значение в отдельные слова, монологи героев для полного раскрытия человеческой души. Трагик умело вводит интригу (сюжетное переплетение действий) для заострения драматизма. Так Медея скрывает страшный план мести, убеждая Ясона, что принимает его брак с дочерью Креонта. Другой особенностью творчества Еврипида является искусство диалога. Здесь не просто обмен репликами, а утверждение каждым из героев своей конкретной точки зрения, умение отстаивать собственный взгляд. Более того, диалогические сцены психологически обнажают героев, показывая раздвоенность души. Творческой манере автора трагедий характерно уделение малого времени для подготовки зрителя к восприятию. Столь драматичной сложностью, к примеру, отличается трагедия «Медея».

Сюжет трагедии построен по закону действенной экономичности. Зритель здесь сразу ввергаем в пучину страданий героини. Уже в прологе раскрывается трагедийный конфликт, становится известна предыстория судьбы Медеи и ее детей. Слышны стоны Медеи о погубленной жизни - и собственной, и ее детей. В криках героини и ревность, и чувство уязвленного самолюбия, и, по замыслу Еврипида, несогласие с традиционным пониманием зависимого положения женщин от мужей, общества. Медея не сомневается в стремлении Ясона к богатству, власти. Из-за этого он жертвует любовью к ней, детьми, нарушая установленные богами законы. Искупить свой грех Ясон может только подобными - отягчающими душу - бедами. Поэтому Медея, раздираемая любовью, ревностью, душевной болью, не без долгих многократных сомнений решается на убийство детей. Трагические сцены даны автором наиболее выпукло, остро, психологически глубоко: героиня то ласкает детей, умиляясь ими, то плачет или смеется одновременно. Страстность души и материнское чувство терзают Медею. Думая наказать Ясона самой страшной карой - гибелью детей, прерыванием рода, Медея сама переступает грань дозволенного. Еврипид развенчивает концепцию Протагора о человеке как «мере всех вещей», утверждая трагедией, что человек живет, не разумом, а одной страстностью души.

В трагедии «Ипполит» Еврипид показывает, как может привести к неминуемой гибели и виновных, и безвинных людей буйство человеческих страстей. Хотя поведение героини внушаемо богами (Афродитой), человек несет полную ответственность за свои действия.

Композиционно трагедия представлена двумя параллельными линиями: противостояние Афродиты - Артемиды, Федры - Ипполита. Ипполит предан душой богине Артемиде. Проводит время в нравственной чистоте, поклоняясь недосягаемой человеку в реальной жизни богине охоты и покровительнице зверей. Афродита оскорблена его невнимательностью и холодностью к ней. В отместку богиня любви зажигает в душе Федры страсть к Ипполиту. С одной стороны, в данной трагедии Еврипид изменяет себе: действие идет не усилиями внутренних противоречивых чувств людей, а волей богов, под влиянием богини Афродиты; с другой, природа конфликта кроется именно в человеческих метаниях; у героя нет выхода, он поставлен перед выбором или долга, или страсти. Федра осознает пагубность влечения к Ипполиту, в то же время не может сдержать себя. Драматичность трагедии усложняется тем, что автор углубляет конфликтную основу, добавляя в любовные переживания Федры ее возмущение оскорблениями Ипполита в адрес всех женщин мира. Несмотря на то что любовь героини вспыхнула к Ипполиту под влиянием Афродиты, в своих поступках Федра самостоятельна. В дальнейших своих действиях она прислушивается только к собственному внутреннему голосу.

В трагедиях Эсхила и Софокла природой конфликтов выступает противостояние между волей богов и людей, тогда как у Еврипида герой совершает поступки, которые продиктованы именно природой человеческого характера, а не повелением свыше. С точки зрения Еврипида, мотивы поведения человека следует искать в его психологии. В страданиях герой Еврипида не видит свершающиеся предназначения Рока и судьбы. Он сам подходит к гибели. Поэтому характер многих трагедий Еврипида носит печальный конец, что позволило Аристотелю назвать Еврипида в своей «Поэтике» «трагичнейшим из поэтов».

Вводимые понятия: deus ex machina, софизм, психологизм трагедии.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

События политической и духовной жизни Афин. Отражение их в трагедиях Еврипида («Гераклиды», «Просительницы», «Андромаха» и т.д., на примере одной из трагедии).

Новые жанровые традиции в произведениях Еврипида.

Трагедия Еврипида - трагедия личности. Природа психологизма в трагедиях («Медея» или «Ипполит»).

Еврипид как знаток человеческой души. Значение творчества драматурга.

Обязательная литература

Античная литература. Греция. Хрестоматия. М., 1989

Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского и С. Шервинского. М., в 2-х тт., 1980

Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1978

Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / Еврипид. Трагедии. М., 1969

Дополнительная литература

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995, с. 408-444

Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М-Л., 1966

Задание I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: