Во время санационного аудита целесообразно проверить «географию» поставок в целом и по отдельным поставщикам, поскольку и зависимость предприятия от монопольных поставщиков и закупка сырья и материалов по завышенным ценам могут привести к перебоям в работе предприятия.
В процессе санационного аудита изучаются основные параметры маркетинговой политики, отраженные в санационной концепции. Особое внимание уделяют таким из них:
- изучение спроса на продукцию и его прогнозирование;
- изучение конкурентоспособности товаров и создание конкурентоспособных преимуществ;
- обеспечение соответствия уровня качества товаров требованиям рынка;
- разработка концепции жизненного цикла товаров;
- управление товарным ассортиментом;
- расчет прогнозных объемов производства и определение номенклатуры продукции;
- расширение инновационной деятельности, направленной на разработку новых товаров с учетом рыночных требований и стратегии предприятия.
Анализируют также факты и причины продажи товаров по сниженным ценам, бартерные операции и т.д.
Пятый этап. Анализ причин кризиса, слабых и сильных сторон предприятия.
На этом этапе аудита определяется полнота учтенности в санационной концепции всех причин и факторов, которые привели к кризису. Проверяют, правильно ли были использованы методы идентификации причин кризиса. Определяются вид и стадия финансового кризиса, факторы позитивно и негативно повлиявшие на конечные показатели деятельности, систематизируются сильные и слабые стороны в деятельности предприятия.
Шестой этап. Экспертная оценка запланированных санационных мероприятий
В ходе аудита проверяется полнота и правильность расчетов целевых показателей. Важно выяснить, правильно ли рассчитана потребность в капитале, необходимом для санации, достаточны ли запланированные мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов. Следует уточнить, учитывается ли возможная убыточность предприятия на начальных этапах санации и определить источники покрытия убытков. Если в санационной концепции предусмотрено инвестирование, продажа отдельных объектов основных средств и использование государственной финансовой поддержки, то следует проверить, согласованы ли сроки их проведения с другими санационными мероприятиями. Проверяется также, учтены ли все налоговые аспекты санации.
Необходимо проверить, соответствуют ли имеющиеся у предприятия финансовые и материально-технические возможности запланированным показателям увеличения объемов реализации продукции. Кроме того, дается правовая оценка деятельности предприятия и предложенной санационной концепции. Оценивается эффективность будущей санации.
Аудит завершается общей оценкой санационной состоятельности предприятия с дальнейшим принятием решения о целесообразности санации или ликвидации субъекта хозяйствования и составлением акта аудиторской проверки.
На основании полученных в результате санационного аудита данных разрабатываются общие выводы и предложения о целесообразности ликвидации или санации. Если производственный потенциал разрушен, структура баланса неудовлетворительная, рынки сбыта продукции потеряны, отсутствует стратегия развития предприятия, то делается вывод о санационной несостоятельности предприятия и целесообразности его ликвидации. Наоборот, если санационный аудит показал, что предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, имеет достаточно подготовленный менеджмент, рынки сбыта продукции, а также реальные возможности для привлечения финансовых ресурсов внешнего санатора, то делается вывод о возможности проведения его санации (см. содержание третьего раздела исследования).
В акте о результатах санационного аудита следует четко отразить текущее состояние предприятия и определить его санационные шансы, учитывая прогнозы развития самого предприятия и внешней среды. Акт должен быть не только достоверным и информационно наполненным, но и содержать убедительные обоснования тех или иных утверждений, а также существенные выводы, на которых базируется оценка санационной концепции.
Акт аудиторской проверки состоит из разделов:
1. Основная информация об аудиторе и аудиторской фирме.
Предоставляется следующая информация: название аудиторской фирмы, номер и дата лицензии, адрес, телефон, фамилия и инициалы аудитора, номер и дата выдачи сертификата аудитора.
2. Основания для совершения аудита, цель, методы, объемы.
Указываются заказчики аудита, соответствующие законодательные основания, объект аудита, цель и задачи аудита, основные документы и методы, использованные во время проведения аудита. Кроме того предоставляется информации об участии аудитора в разработке плана санации.






