Планирование процесса исследования СУ

Диагностика СУ

Диагностика СУ выполняется с целью установления (выявления) и изучения признаков, характеризующих наличие локальных областей, отрицательно воздействующих на достижение генеральных целей предпринимательской деятельности.

Диагностика проводится на основании методов и средств обнаружения областей с последующим их изучением на основании применения:

· системного;

· факторного;

· функционального и др.,

а также экспертные:

· экономико-математической логики и др. видов исследований.

Основное назначение диагностики СУ – это на основании ее всестороннего исследования диагностировать локальную область (функцию, процедуру и др.), снижающие эффективность предпринимательской деятельности.

Все выявленные положительные и отрицательные факторы ранжируются:

· по их влиянию на соответствующие области управления;

· периодичности их появления;

· величине вероятностного воздействия на показатели и др.

При диагностике факторов применяются различные методы исследований: параметрический, математический, вероятностный и др.

Отметим, что планирование исследования СУ осуществляется после и на основании результатов прогнозирования. Использовавшаяся при плановой экономике классификация методов рассматривала в качестве одного из основных факторов такой классификации – календарный период.

Такой подход не учитывает высокую динамику факторов внешней (маркетинговой) среды при рыночной, а тем более переходной экономике, особенности реализации функций предпринимательства, специфичность жизненных циклов товаров, этапов и фаз рыночного цикла (или цикла проектирования товара).

Поэтому представляется естественным, что в рыночной экономике осуществлять классификацию планирования с учетом реализуемой функции предпринимательства, этапов и фаз рыночного цикла (или цикла проектирования товара).

Выделяют планирование:

· развития – стратегическое и бизнес-планирование;

· маркетинга;

· производства;

· менеджмента.

С учетом высокой динамики рыночных ситуаций деление планов по периоду упреждения – перспективное, текущее и оперативно-календарное планирование определяется степенью охвата этапов – рыночного, жизненного цикла и цикла разработки товара.

Принято называть этапом относительно самостоятельную часть одного из циклов товара, а фазой, соответственно, независимую часть этапа.

Планирование может осуществляться по аналогии эврестически на основе интуитивных знаний и накопленного опыта и/или с использованием математических методов.

Планирование по аналогии, как правило, оказывается наиболее быстрым дешевым способом решения плановых задач.

Не следует забывать, что планирование по аналогии, как и прогнозирование по аналогии, можно, применять только после установления факта этой аналогии.

При эвристическом планировании могут быть использованы те же методы экспертных оценок, что и при прогнозировании.

При использовании в планировании математических методик осуществляется соединение основных составляющих производства: капитала, технологий, средств труда, предметов труда и самого труда.

Стратегическим планированием называют внутреннюю координацию, распределение ресурсов между несколькими направлениями, а также, стратегической, перспективной, текущей и оперативной деятельностью с целью адаптации ОПС к изменениям внешней среды. Это планирование на время упреждения не менее одного из циклов (жизненного, рыночного) СУ, товаров.

Стратегическое планирование, как правило, формируется на основе программного заявления руководства фирмы, определяющие генеральные и вспомогательные цели, задачи и стратегию роста.

Программное заявление должно отвечать на следующие основные вопросы:

1) Что представляет собой организация?

2) Кто клиенты организации?

3) Что ценно для клиентов?

4) Какой будет организация в будущем?

5) Какой она должна быть в будущем и др.

Чаще всего руководство фирмы представляет программу в расширенном виде ОПС и ее развитие. Но при этом каждый этап расширенного представления предполагает открытие новых возможностей, исследования рисков и угроз предпринимательской деятельности.

Программа фирмы должна содержать перечень целей и задач для каждого иерархического уровня управления.

Такой подход называется управлением методом решения задач. Поэтому при исследовании важно оценить, как это делается при управлении организацией.

Исследование плана развития «хозяйственного портфеля». Основным объектом стратегического планирования является хозяйственная деятельность фирмы, а также всех входящих в состав фирмы производств.

Анализ деятельности прежде всего направлен на выявление низко рентабельных производств и обоснование решений по их деятельности.

При исследовании плана развития производства учитывается, что он разрабатывается на основе сравнительного анализа структур – необходимой и существующей. При этом выделяются недостающие для реализации стратегии структурные подразделения, а также устанавливаются их связи.

Исследование стратегии роста фирмы осуществляют на основании анализа на трех уровнях, проведенных по выявлению возможностей:

1) которыми фирма сможет воспользоваться при фактических масштабах деятельности (возможности интенсивности (роста))?

2) интеграции с другими элементами маркетинговой системы (возможности диверсификационного роста)?

3) открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста)?

После исследования стратегического планирования исследуют бизнес-планирование.

Отличие бизнес-планирования от стратегического состоит в том, что оно производится в отношении:

· одного из производств;

· сегмента рынка;

· определенного вида товара.

Целями бизнес-планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более детального исследования внешней среды и возможностей фирмы.

В соответствии с методикой ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в состав исследований при подготовке бизнес-плана должны включаться следующие положения:

1) Общие условия осуществления проекта и его исходные данные, в том числе приводятся данные ранее выполненных исследований и перечисляются их авторы.

2) Рынок и мощности производства. В этом разделе осуществляются: спрос, объем продаж, основные параметры производственной программы, издержки на утилизацию отходов, обеспечение требований по экологии, достаточность и возможность увеличения производственной программы.

3) Материальные факторы производства – сырье, основные материалы, топливо, энергетические ресурсы, фактическое положение с поставками сырья и др.

4) Географическое местоположение территории и стоимость ее приведения согласно проекту.

5) Проектно-конструкторская документация, включающая предварительное определение границ проекта и др.

6) Трудовые ресурсы – предполагаемая потребность в трудовых ресурсах по категориям.

7) Предполагаемые сроки осуществления проекта.

8) Финансовая и экономическая оценки включают сведения – структура капитала и предполагаемое финансирование и др., а также релевантные границы деятельности и др.

9) Риски и методы их снижения при реализации проекта.

Планы подразделений и ОПС, обобщающие множество оперативно-календарных планов также называются оперативно-календарными планами.

Для сложных процессов, развитие которых происходит при участии большого количества специализированных организаций, в концепцию «прогноз-план» вводится звено – «программа». Получается более сложное образование – «прогноз – программа - план».

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планировании или последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Частным случаем программирования является разработка план-графиков.

План-графики разрабатываются для установления последовательности и координации отдельных мероприятий по разработке и испытаниям образцов высокотехнологических товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: