Лекция 2.8. Методы обучения

1. Понятие «метод обучения».

2. Классификации методов обучения.

3. Характеристика отдельных методов обучения.

Methodos (греч.) – путь, способ поведения.

50-е годы – метод обучения трактуется как способ преподавания учителем учебного материала учащимся.

60-е годы - Б.П.Есипов в «Педагогической энциклопедии» – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

70-80-е годы – самые активные в разработке проблемы – способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей образования (И.Д.Зверев);

- способы совместной деятельности учителя и учащихся (Г.И.Щукина);

- способы сотрудничества в деятельности учителя и учащихся (педагоги-новаторы);

- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Ю.К.Бабанский).

Более полное раскрытия понятия «метод обучения» предполагает рассмотреть понятие «приём обучения» и «средства обучения».

Приём рассматривается как составная часть метода. Метод как совокупность приёмов. Реализации методов и приёмов обучения служат различные средства: учебники, наглядные пособия, раздаточный материал, различные технические средства обучения (ТСО) и т.д.

Классификация методов обучения на основании источника приобретаемых учащимися знаний (Е.Я.Голант, Е.В.Перовский, И.Т.Огородников, Н.А.Сорокин). В качестве источника знаний рассматривалось слово (устное или письменное), образ и практическая деятельность. Обосновывая данную классификацию, Е.Я.Голант писал, что она вытекает из закономерностей процесса обучения, так как для сознательного усвоения научных знаний необходимо в единстве использовать слово, чувственный образ и практическую деятельность. В связи с этим выделяют 3 группы методов обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с учебником и книгой.

2. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация предметов, явлений, процессов в натуральном виде или в изображении.

3. Практические методы: упражнения, лабораторные и практические работы.

Классификация методов обучения в соответствии с уровнем познавательной активности и самостоятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Авторы считают, что в том случае, когда в определении метода исходят из источника знаний, речь идёт не о методе, а его внешней форме. Метод же должен характеризовать познавательную деятельность, которую осуществляют учащиеся и которой руководит учитель. Выделяется 5 групп методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Данный метод тренирует память, даёт знания, но не способствует развитию творческого мышления.

2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Учитель даёт задание практического характера, предлагает образец, алгоритм, ход его выполнения, а учащиеся на базе этого образца, точно ему следуя, выполняют предложенное задание.

3. Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает, как движется научная мысль, предлагает образцы решения проблемы. Ученики следят за логикой, учатся решать научные проблемы. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения: поставить вопросы к картине, изложенному содержанию; обосновать своё доказательство, сделать вывод из представленных фактов; высказать предположение и т.д.

5. Исследовательский метод, в ходе которого организуется поисковая, творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.

Современный подход к характеристике методов обучения – учёт разных сторон и оснований данного многоаспектного явления.

Классификация методов обучения на основании целостного подхода к деятельности (Ю.К.Бабанский). Выделяются 3 большие группы методов обучения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: