Школа античной диалектики

Милетская школа

Пифагорейская школа

Философские учения и школы

Пифагор (VI в. до н.э.), его ученики и последователи. Основные положения: все есть огонь и все подобно числу. Особенность пифагорейской школы состоит в том, что философские положения высказываются здесь своеобразным языком аллегорий и математических символов. Поэтому многие из высказываний пифагорейцев не следует понимать буквально. Так, например, слово «огонь» употребляется, скорее всего, как символ вечнодеятельного начала бытия, символ духа. В целом учение Пифагора является довольно точным выражением идей древнего восточного мировоззрения (в частности, брахманизма). Из последователей Пифагора наиболее известны Бронтин, Гиппас, Алкмеон, Филолай, Гикет и Экфант (атомист) – оба учили о вращении Земли вокруг своей оси, Феодор, Ион Хиосский, Менестор, Эмпедокл и Архит.

Фалес (640-562 гг. до н. э.), Анаксимен (585-524 гг. до н. э.), Анаксимандр (611-546 гг. до н. э.). Основные положения: абсолютное представляет собой одно (единое) конкретное вещественное первоначало (вода, воздух, нечто беспредельное – апейрон); движение (изменение) есть изначальное свойство вещей и явлений (это положение принимается как очевидный факт, факт наблюдения, но он никак не обосновывается – бессознательная или стихийная диалектика).

Основные идеи: бытие есть становление, все возникает из борьбы противоположностей, которая рассматривается как всеобщий закон. Эти диалектические идеи впервые были ясно выражены в учении Гераклита – основоположника диалектики. Философские идеи Гераклита в чем-то перекликаются с учением Лао Цзы. Помимо Гераклита элементы диалектических представлений можно найти в учениях представителей милетской школы, в дальнейшем в учении Эмпедокла, античных софистов и скептиков.

Диалектика Гераклита

Философия Гераклита (540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем из богов или людей и в который все возвращается; бытие есть становление (все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку); причиной становления (изменения) является борьба супротивного (война отец всего и царь всего, т.е. война все порождает и над всем господствует).

Диалектический смысл философского учения Гераклита прекрасно выражается в следующем его изречении: «Все течет. Все течет подобно реке». «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, потому что в ней текут новые воды».

Основной принцип диалектики Гераклита состоит в понимании, бытия как становления. Становление есть движение, посредством которого нечто возникает (рождается) и погибает (умирает). Оно есть связь бытия и небытия, их взаимного превращения как противоположностей. Поэтому понятие становления у Гераклита предполагает, что само бытие находится в постоянном раздоре. «Все рождается из раздора». «Война отец всего и царь всего». Это значит, что война все порождает и над всем господствует. Таким образом, коренная причина всех изменений в борьбе противоположностей: все в мире сложено из противоположного и борьба противоположностей – всеобщий закон бытия. Даже прекраснейшая гармония, согласно учению Гераклита, сложена через супротивное. Изменение бытия подвержено порядку и закону: а) изменения носят циклический характер; б) совершаются в силу неотвратимой необходимости; в) достигнув предела, превращаются друг в друга.

Учение о противоположностях и их борьбе составляют главное содержание диалектики Гераклита. Основные моменты этого учения можно резюмировать следующим образом.

Борьба противоположностей – это такое отношение противоположных сторон, которое носит взаимный характер и составляет некоторое единство целого:

а) противоположные стороны взаимно исключают (отрицают) друг друга, т.е. борются друг с другом;

б) взаимно полагают друг друга, т.е. нерасторжимы;

в) превращаются друг в друга, т.е. представляют нечто одно, которое может быть попеременно то тем, то иным;

г) противоположности не абсолютны, а относительны, поэтому и превращение противоположностей не толь ко взаимно и взаимно обусловлено, т.е. одно не только существует потому, что есть другое, но и изменяется за счет другого, через отношение к другому: «все возникает через борьбу и заимообразно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: