Элейская школа. Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг

Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Вероятно, он был учеником Ксенофана Колофонского (VI в. до н. э.). Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе нет; бытие едино, неделимо, однородно и сплошь заполнено, пустоты не существует, отсюда – бытие неподвижно, видимое нами движение только кажется существующим, поскольку нельзя мыслить движение как движение (апории Зенона).

Учение о бытии и проблема движения. Парменид и его последователь Зенон (Элейский) (акмэ – 460 гг. до н.э.) развили учение, согласно которому бытие, если оно существует, – едино и неподвижно. Они выстроили целый ряд логических аргументов в обоснование этого положения.

«Лишь бытие существует, небытия вовсе нет» – таково первое основное положение учения Парменида. Небытие – пустота, ничто. Если допустить, что небытие, или ничто, существует, то это утверждение само себе противоречит. Ведь небытие мыслится как то, чего нет и – оно существует, т.е. ему присуще бытие. Предпосылка рассуждения Парменида здесь выступает достаточно отчетливо. Такой предпосылкой выступает тождество мышления и бытия: «мыслить и быть – одно и то же». Если мы мыслим бытие, то есть нечто существующее, то это значит, что оно действительно существует. Если мы мыслим небытие, т.е. нечто не существующее, то оно не существует, так как мыслить и быть одно и то же.

Таким образом, существует только бытие, т.е. то, что мыслится существующим. Истинное бытие, согласно Пармениду, – не рожденное, целокупное, единое и законченное. Оно сплошь заполнено, абсолютно плотно, однородно и неделимо. В нем нет пустоты (т.е. небытия), а, следовательно, – нет, и не может быть, движения. Если предположить, что бытие движется, тогда любое наше суждение о таком бытии, – не может быть истинным, так как о текущем не может быть знания согласно истине. «Об истинно сущем, неподвижном (неподверженном изменению) бытии имеется истина, а о становящемся – только мнение», – говорит Парменид. Таким образом, истинное бытие едино и неподвижно, хотя в нашем чувственном восприятии, оно выступает как множественное, раздробленное, разделенное как бы пустотами и движущееся в этих пустотах. Но это лишь мнение.

Парменид не дал подробного обоснования своим положениям. Это сделал его ученик Зенон.

В апориях Зенона впервые показаны трудности философского осмысления проблемы движения, если исходить из предположения, что бытие делимо и множественно. При этом Зенон отдает предпочтение мышлению перед объективностью, вполне следуя принципу Парменида: мыслить и быть одно и то же, т.е., если возможно мыслить движение как именно движение, то оно существует. Если нет, то и движения нет.

Рассмотрим одну из апорий Зенона, которая выражается следующим парадоксальным утверждением: «летящая стрела – покоится».

В реальном движении стрелы (как и любого другого тела) всегда существует определенная взаимная упорядоченность моментов пространства и времени. Это значит, что каждому моменту времени tn соответствует определенное место, или точка, тп в пространстве, которое занимает движущееся тело (стрела) и в котором оно в данный момент находится (покоится в нем).

m1 m2 m3 mn


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: