Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия

Философские учения и школы

A t1 t2 t3 tn B

Тогда оказывается, что в каждый данный момент времени t1 тело находится в т1 (занимает это место, покоится здесь), в следующий момент времени t2 тело находится в точке т2 (занимает это место, покоится здесь) и т. д. Получается, что в каждый данный момент времени тело находится (покоится) в какой-либо точке пространства (или траектории своего движения). Но тогда само движение представляет собой лишь упорядоченную совокупность отдельных моментов (или состояний) покоя. Следовательно, движения нет. Во всяком случае, мы мыслим движение не как движение, а как покой. Поскольку мыслить и быть – одно и то же, то движения нет.

Метафизический характер учения Парменида и Зенона состоит в отрицании факта противоречивости бытия, что обнаруживается в связи с осмыслением проблемы движения. [См. подробнее: Ответ на вопрос 37.] Изложение всех апорий Зенона («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес», «Стадион») можно найти у Аристотеля, вместе с его критикой тех логических предпосылок, на которых они основаны (Аристотель. Физика. Кн. VII. Гл. 9).

2.2. Классический период

(период расцвета – V-IV вв. до н. э.).

Содержание этапа (основные тенденции):

обоснование нравственного идеала высокой античности: «жизнь ради целого» (Сократ, Платон, Аристотель);

• формирование противоположности субъективной (софисты: Протагор, Горгий) и объективной диалектики (Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон);

завершение процесса становления основных направлений в философии, формирование линии Демократа и Платона (учение Анаксагора о гомеомериях, или материальных семенах вещей, и уме занимает промежуточное положение в этом процессе и представляет собой исходный пункт последующего четкого разделения двух основных линий в философии);

формирование принципов материалистической и идеалистической онтологии и гносеологии.

Философия Эмпедокла (484-424 гг. до н, э.) идейно связана с пифагорейцами, милетской и элейской школами. Основные положения: плюрализм первоначал: первичны конкретные чувственно воспринимаемые, материальные начала и таких начал (корней) бытия несколько: земля, вода, воздух и огонь; существуют две противоположные силы, под действием которых первоначала приводятся в движение и все изменяется, это – Вражда и Любовь. Влияние элейской школы проявляется в принятии их положения о том, что пустоты не существует. Однако, в отличие от них, Эмпедокл не ставит под сомнение существование движения. Движение понимается как перемена места в заполненном пространстве, т.е. все вещи лишь меняются местами.

Философия Анаксагора (497-428 гг. до н. э.) связана с пифагорейцами и милетской школой, с исторической и логической точки зрения представляет собой переход к античному атомизму. Основные положения: особенность в сравнении с предшествующими школами состоит в провозглашении плюрализма начал бытия: все возникло и возникает из бесчисленного множества материальных семян (гомеомерий) вещей, имеющих различные качества («формы, цвета и вкуса»), эти семена первичны, но сначала они пребывали в хаосе; затем пришел («проснулся») ум (нус) и все привел в порядок (т.е. придал хаосу должную форму), так, благодаря уму, из хаоса возник космос (совершенный порядок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: